Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

Содержание ФЗ №40:

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия . Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств . Основные принципы обязательного страхования
      . Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности . Правила обязательного страхования . Объект обязательного страхования и страховой риск . Страховая сумма . Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию . Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов . Срок действия договора обязательного страхования . Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
        . Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
        . Независимая техническая экспертиза транспортного средства
        . Прямое возмещение убытков
        . Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
        . Право на получение компенсационных выплат . Осуществление компенсационных выплат . Взыскание сумм компенсационных выплат
        . Страховщики . Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
      • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
        . Профессиональное объединение страховщиков . Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков . Правила профессиональной деятельности
          . Соглашение о прямом возмещении убытков
          . Информационное взаимодействие . Международные системы страхования . Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию . О вступлении в силу настоящего Федерального закона . Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

        Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2021 года

        Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

        Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

        Смотрите также:
        Правила страхования при поездке за границу

        Основные положения по ОСАГО

        Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

        Основные правовые установки закона об ОСАГО:

        1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
        2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
        3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.

        Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

        Контроль за выполнением закона

        Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

        Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет:

        • при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
        • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
        • управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.

        Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

        Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

        1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
        2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон. Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.
        3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
        4. Полисы, оформленные с 1.09.2017 г., имеют длительность 1 год, не менее.
        5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев. Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.
        6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.

        Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи:

        • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
        • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
        • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
        • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.

        Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

        Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО:

        • двоякое толкование многих установок и правил;
        • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
        • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
        • широкое распространение фальшивых полисов;
        • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.

        Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность.

        Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

        Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

        Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.

        Новые правила техосмотра, или ОСАГО без проблем

        В 2021 году вводятся новые правила в сфере авто. Они касаются способа сдачи экзамена в ГИБДД, а теперь и качества проведения техосмотра.

        На данный момент остро стоит вопрос о достоверности сведений в диагностических картах.

        1 марта вступают в силу изменения в Федеральный закон “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 01.07.2011 N 170-ФЗ ( последняя редакция ).

        Итак, начнем с общих положений и перейдем к “лазейкам” (как не проходить ТО сейчас и купить ОСАГО, не нарушив закон)

        Прохождение техосмотра (ТО)

        Прохождение технического осмотра транспортного средства в обязательном порядке будет фотофиксироваться при

        • въезде;
        • выезде

        из станции техобслуживания.

        Что заносится в ЕАИСТО?

        В Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра будут передаваться:

        Смотрите также:
        Штраф за непристегнутый ремень безопасности в 2021 году для водителя и пассажира
        • фотографии, координаты их съемки;
        • координаты места проведения ТО;
        • время начала и окончания осмотра автомобиля;
        • сведения о технического состоянии ТС.

        Общий срок обязательного хранения сведений – пять лет.

        Новый формат Диагностической карты (ДК)

        ДК “бумажная” сменится на ДК “электронную”. Главная цель – недопущение подделки, утери и физического износа.

        Обязательное требование – это наличие электронной подписи технического эксперта, проводившего осмотр.

        Штрафы

        С 1 марта 2021 года взимается штраф за отсутствие диагностической карты, для физических лиц он составит 2 000 рублей.

        На данный момент не распространяется штраф за отсутствие техосмотра у владельцев легковых автомобилей, однако по статистике доля автомобилей старше 10 лет составляет более 50%, что говорит о высокой степени опасности на дорогах.

        Важно! ДК может быть признана недействительной и аннулирована, если:

        • установлено, что технический осмотр транспортного средства реально не проводился;
        • в ходе ТО выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности;
        • ТО проведено, но без проверки всех необходимых узлов;
        • ТО проведено лицом, не имеющим лицензию.
        Мнение эксперта
        Ардашев Владимир

        В случае аннулирования диагностической карты в ЕАИСТО будет вноситься специальная отметка, а далее – производиться разбирательство и выноситься штраф соответствующему лицу.

        По данным РСА, в реестр союза включено чуть более 5 тыс. аккредитованных операторов техосмотра, при этом у 659 из них действие аттестата приостановлено из-за нарушений.

        В конце 2020 года РСА направил компаниям запросы о готовности работать по новым правилам с 1 марта 2021 года, поэтому уже сейчас ожидается нехватка профессиональных участников рынка и могут появиться искусственный ажиотаж и даже злоупотребления со стороны станций техосмотра. И эти нарушения могут быть разные, от “закрывания глаз” на состояние автомобиля до “экспресс-метода по прохождению ТО” за соответствующую дополнительную плату, либо покупки страховок или иных дополнительных продуктов, доступных на станциях ТО.

        Важно! Как было выше изложено, штраф для физических лиц за отсутствие карты составляет 2 тыс. руб., оператор, не проводивший реально осмотр, получит штраф в размере 100 тыс. – 300 тыс. рублей.

        Кому выставит регрессное требование страховая

        Наверняка некоторые сталкивались с тем, что страховая компания выставляет регрессный иск виновнику ДТП. Это происходит в том случае, если лицо нарушило какие-либо правила и таким образом причинило вред потерпевшему, которому выплатили страховой возмещение.

        Планируется, что аналогично будет и с ДК ТО.

        Если эксперты страховой компании докажут, что ДТП произошло из-за неисправностей транспортного средства, которые должны были быть выявлены во время ТО, такому виновнику будет отправлена претензия об оплате.

        Хотя и доказать связь ДТП с исправностью или неисправностью ТС не всегда представляется возможным, и такая формулировка используется лишь примерно в пятой части всех аварий с участием автомобилей, однако появляется риск, что при наличии такой возможности претензии от страховых компаний (а в дальнейшем и иски в суд) станут стандартной практикой на рынке.

        Какие есть “лазейки” для покупки ОСАГО без нарушений

        Агрегаторы и страховщики (при страховании через агента или на сайте ) для выпуска полиса требуют ввести данные диагностической карты (ДК) о прохождении технического осмотра (ТО), но возникает вопрос, во всех ли случаях она нужна?

        Важно! Новые автомобили, мотоциклы, грузовики грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы и полуприцепы возрастом до четырех лет не требуют прохождения обязательного Технического осмотра (ТО).

        Мнение эксперта
        Ардашев Владимир

        То есть, даже если автомобилю должно исполниться 4 года, а у вас полис ОСАГО должен окончиться через 30 дней – оформляйте полис обязательной автогражданки. Диагностическая карта ТО не требуется.

        Важно! Транспортным средствам от 4 до 10 лет необходимо проходить ТО 1 раз в два года. Посмотрите дату прохождения вашего предыдущего ТО!

        Таким образом, первоначально вам потребуется ДК ТО (наверняка она у вас уже есть), и на следующий год вы вводите в поле карты при оформлении на сайте в калькуляторе данные ранее полученной ДК ТО. То же самое вы делаете через 2 года прямо перед окончанием этой диагностической карты и не ранее 30 дней до окончания вашего полиса ОСАГО.

        Важно! Транспортные средства старше 10 лет должны проходить технический осмотр на специализированных станциях ежегодно. Автомобили такси возрастом до пяти лет должны будут проходить ТО один раз в год.

        Однако все это не обозначает, что потом вам не придется записаться и пройти обязательную процедуру технического осмотра вашего ТС. Это необходимо, но без спешки и горячки и правильно выбрав станцию. Лучше после прохождения ТО направить копию вашей ДК электронным письмом с вашего ящика непосредственно в вашу страховую компанию (смотри полис ОСАГО).

        Смотрите также:
        Как выглядит электронный полис ОСАГО: преимущества, оформление

        Коротко и понятно о страховании и около него – в нашей рубрике #BuzzStories !

        Что такое полис автогражданки?

        ОСАГО представляет собой обязательное страхование автогражданской ответственности в случае ДТП на дороге. Выплачивать компенсацию за причиненный ущерб будет компания, с которой был оформлен договор, а не виновник аварии. Но в то же время ему придется восстанавливать свой автомобиль и лечиться уже за свой счет, если у него нет дополнительно КАСКО.

        Так как согласно закону, который регулирует ОСАГО, сторона, виновная в наступлении страхового случая, рассчитывать на получение выплаты не может. Основные принципы «автогражданки»:

        • Компенсация полагается только автовладельцу ТС, пострадавшему в ДТП.
        • Максимальный размер выплаты составляет 400 000 рублей, лимит определяется на законодательном уровне.
        • Возмещение можно получить даже тогда, если авария была зафиксирована и сотрудники ГИБДД не привлекались. В этом случае необходимо по всем правилам оформить Европротокол. Максимальная сумма выплат не превысит 160 000 руб.
        • Если виновны в сложившейся ситуации оба водителя, то правила ОСАГО позволяют получить половину компенсации двум сторонам.
        • Страховщика собственник транспорта выбирает на свое усмотрение. Желательно заключать договор с проверенными крупными операторами, чтобы в случае наступления рисков получить полный объем компенсации.
        • В некоторых ситуациях компании отказывают в оформлении договора. Такое случается редко, но они оставляют за собой это право.
        Важно знать! Сегодня правила ОСАГО регламентирует действующая редакция 2019 года закона №40 «Об ОСАГО». Поэтому страховщики свою деятельность ведут только ориентируясь на установленные порядки. Кроме этого основного документа учитываются и положения ГК РФ, а также законодательные акты Правительства и Центрального банка РФ.

        Закон об автогражданке

        Закон «Об ОСАГО» (новая редакция 2019 года с комментариями) имеется в свободном доступе в интернете, и найти его может каждый человек для сверки спорных моментов, часто возникающих со страховщиками. Этот документ является юридическим инструментом, позволяющим регулировать все процессы в сфере страхования. Периодически ФЗ 40 корректируется для устранения спорных моментов и четкой трактовки важных вопросов для общества.

        Основные положения ФЗ 40 «Об ОСАГО» с последними изменениями 2019 года:

        • Ключевые понятия и основные процедуры, определяющие процесс защиты прав пострадавшей стороны при ДТП на дороге, или другом случае.
        • Правила ведения работы и рамки обязанностей страховых компаний.
        • Порядок выплаты компенсации вреда, который был причинен здоровью или имуществу невиноватого лица.
        • Ответственность и права сторон, заключивших договор ОСАГО.
        • Особенности оформления документов в случае ДТП.
        • Профессиональные объединения страховщиков и регулирование их деятельности.

        Закон «Об ОСАГО» состоит из шести глав, каждая из которых посвящена определенной теме. Они в свою очередь подразделяются на статьи, описывающие конкретные положения. В первой части дается понятие основным терминам и принципам гражданской ответственности, во второй описан порядок осуществления обязательного страхования (сумма, базовые ставки, сроки действия документов, проведение независимой технической оценки).

        В третьей части отражены компенсационные выплаты, в четвертой положения о страховщиках, а следующая глава рассказывает о возможности их объединения. Заключительные статьи отражают сроки вступления в законную силу ФЗ «Об ОСАГО» и приведение других нормативных актов в соответствие с ним. Такая структура сохраняется даже с внесением изменений в законодательство, регулирующее автострахование в целом, и позволяет найти нужные положения для решения спорных вопросов с компанией.

        Последние изменения в законе

        ФЗ-40 «Об ОСАГО» претерпевал изменения много раз, и новый 2019 год начался с урегулирования ряда момента в этом нормативном акте. Нововведения коснутся следующих аспектов:

        • Изменился способ отсчета срока на проведение анализа полученного ущерба транспортным средством. Ранее компания обязывалась сделать это в течение 5 дней с момента наступления страхового случая. Теперь отсчет будет вестись от подачи заявления пострадавшим об аварии.
        • Новые положения лишили возможности проводить независимую экспертизу, что для многих является большим минусом.
        • Коснулись поправки и срока подачи претензии в компанию в случае появления спорных моментов. Теперь он составляет 10 дней.
        • Период страхования с сентября 2017 года не может быть меньше 365 дней.
        • Выплату пострадавшая сторона получает не в виде денег, а ремонтными работами компаниями, которые проводят восстановление транспорта. Это изменение позволит сократить случаи мошенничества.
        • Лимит страховой суммы, причитающейся при ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД – 100 000 руб.

        Кроме этого водителям теперь предлагается оформление электронного полиса. Он имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Прежде чем выбрать такую форму страховки, следует убедиться, что она понятна в использовании.

        Внимание! С нового года Госдума преподнесла еще один интересный сюрприз автовладельцам. Камеры видео фиксации могут проводить сверку данных о наличии страховки с базами РСА онлайн по номеру автомобиля, и выписывать в случае ее отсутствия штраф.

        Следует напомнить, что оформление полиса ОСАГО является обязанностью каждого собственника авто, и делается это не на добровольной основе, в отличие от КАСКО. Поэтому отсутствие этого документа приравнивается к нарушению ПДД и влечет за собой административную ответственность. На сегодняшний день она представлена в виде оплаты штрафа, который составляет 800 рублей.

        Переход на электронные полисы

        Электронный полис ОСАГО – это возможность оформления документа через интернет. Клиенту предлагается заполнить специальную форму-заявку, указав основные данные об автомобиле, после чего дождаться смс-сообщения, с информацией для входа в личный кабинет. Все действия совершаются удаленно, оплата проводится через приложение интернет-банкинга.

        Оформленный полис клиент получает на электронную почту после подписания всех бумаг.

        Важно знать! Предъявляется документ на проверку сотрудникам ГИБДД в смартфоне. Он имеет такую же юридическую силу, как и выданный в офисе. Со временем правительство планирует полностью перевести водителей на получение полиса такого вида. Основным преимуществом является единство системы, удобство и простота процесса.

        Полисы ОСАГО в свое время заменили доверенности, так как теперь управлять транспортным средством может любой человек, вписанный в этот документ. Компании, реализующие страховки, предлагают разные условия сотрудничества и тарифы, в том числе и на прохождение техосмотра. Особого внимания заслуживает программа КБМ (Коэффициент Бонус-Малус), предполагающая снижение стоимости для водителей, которые за долгие годы могут похвастаться ездой без аварий.

        Разъяснения Верховного Суда РФ

        Постановления Верхового суда РФ также дают пояснения и трактовки к некоторым положениям ФЗ-40. В частности они дают разъяснения к следующим вопросам:

        • Порядок заключения соглашений между страховым оператором и физическим лицом.
        • Особенности оформления документации в случае наступления рисков, когда нет необходимости привлекать сотрудников ГАИ, так как вред жизни и здоровью одной из сторон нанесен не был.
        • Определение круга лиц, которые имеют право на получение возмещения.
        • Правила осуществления возмещения ущерба.
        • Ответственность страховых компаний перед своими клиентами.

        Полис ОСАГО является гарантией получения возмещение понесенного ущерба в аварии, если она произошла по вине другого лица. Эту разновидность страхования регулирует Федеральный Закон №40 «Об ОСАГО», который дает пояснения основным понятиям, деятельности компаний и правам страхователя, определяет тарифы и коэффициенты выплат, неустойку в случае невыполнения взятых на себя обязательств оператором. Нормативный акт периодически находится на рассмотрении законодательного органа, с целью внесения изменений и правок.

        За ними водителям лучше следить, чтобы быть в курсе последних нововведений.

        Автор статьи
        Ардашев Владимир
        Эксперт в сфере гражданского права с опытом более 10 лет