Best Lawyers

Лучшие юристы
по налоговому праву

II группа

Налоговое право
Право.ru-300

  • Ведение исполнительного производства в суде.
  • Оспаривание судебного заключения.
  • Защита интересов налогоплательщика в суде.

Опасения по поводу налоговой проверки естественны. В ходе проверок выявляются недочеты в документации, недостатки в выбранной схеме налогообложения и налоговом режиме. При этом штатные бухгалтеры и юристы часто не в силах подобрать соответствующую аргументацию или не имеют времени для оспаривания результатов проверки.

Чтобы обезопасить свою компанию и с честью выдержать вторжение в вашу деятельность фискальных органов, позвоните нашим специалистам или оставьте заявку в форме.

Смотрите также:
Образец согласия на продажу или покупку доли в ооо

Анализ ситуации позволяет в короткий срок выявить потребности клиента и основные меры, которые можно принять до налоговой проверки, в ее ходе или уже по итогам. Наши специалисты уточнят особенности структуры предприятия и на их основе подготовят рекомендации. Вы сможете разобраться, как подготовить сотрудников к проверке, какой инструктаж должны пройти все в компании.

Кроме того, даже если проверка уже прошла, возражения по акту можно и нужно готовить.

Зачастую уже во время первой встречи, при проведении бесплатной консультации, наши клиенты получают основные ответы на свои вопросы. Вы разберетесь, какие действия нужно предпринять в первую очередь на любом этапе проверки. Мы подскажем, какие документы будут значимыми для налоговых органов, при досудебном урегулировании и в судебных инстанциях разных уровней.

Благодаря этому вы сможете легче перенести как саму проверку, так и ее последствия.

На встрече мы вместе выработаем решения, которые затем перенесем в договор. В нем мы укажем все, что подтвердит наши намерения и сделает четкими и понятными все этапы сотрудничества. Мы опишем все действия в пользу вашей компании на каждом этапе — до проверки во время экспресс-аудита, во время приезда налоговиков и после получения акта от фискальных органов.

Все действия будут оговорены и распределены по времени. Как только договор будет подписан, мы сможем начать сопровождение налоговой проверки.

Если вы только получили уведомление, наши специалисты подъедут в офис для изучения документации и выявления неточностей, проведения экспресс-аудита и передачи рекомендаций вашим сотрудникам. Если акт уже готов, но вы не согласны с результатами проверки, мы подготовим доказательную базу и сможем отстоять ваши интересы в налоговых инстанциях и суде. Чтобы вы получили квалифицированную и своевременную помощь, мы тщательно изучим данные и сможем подобрать варианты взаимодействия с органами.


Сократите риски доначислений при налоговой проверке

В настоящее время налоговые органы обладают очень широким спектром полномочий и технических средств для сбора информации. В данном случае действует правило «Кто предупрежден тот вооружен!»

Минимизировать риски доначислений налогов и пеней при этом можно с помощью услуг компании КСК ГРУПП, заказав сопровождение выездных налоговых проверок. Наше сотрудничество может начаться на любом этапе, будь то первичный анализ бумаг или работа с готовыми документами при параллельно проводимом аудите.

Если знать о своих правах при проведении проверочных мероприятий и современных возможностях проверяющих можно избежать большого количества ошибок и свести к минимуму риски неблагоприятных последствий для налогоплательщика в виде нежелательных доначислений и привлечения к налоговой ответственности.

  • Грамотные действия при проведении проверки
  • Правильные ответы на требования
  • Подготовка свидетелей к допросам
  • Выстраивание стратегии действий
  • Выявление рисков на ранних стадиях рисков

Сопровождение налоговых проверок специалистами КСК

Каждый субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, обязан соблюдать налоговое законодательство. Принимая во внимание его сложность и частые изменения, следует понимать, что ошибки нередко возникают из-за невнимательности или неопытности, а также из-за отсутствия достаточного уровня компетенции. Такие случаи сразу становятся поводом для проведения выездной проверки представителями фискальных органов.

К сожалению, большинство подобных мероприятий для налогоплательщика заканчиваются примерно одинаково: доначисление налогов и сборов, начисление пеней и штрафов. В особо сложных ситуациях возможно даже наложение ареста на активы и имущество компании. Причина столь неприятных последствий — непрофессиональная подготовка проверки.

При проведении проверок налогоплательщик часто сталкивается с произволом инспекторов:

  • когда по требованиям запрашиваются документы, которые ранее уже предоставлялись в инспекцию, или не могут запрашиваться при проведении камеральных проверок;
  • часты случаи указания сокращенных сроков для предоставления запрошенных документов;
  • формулирование требований не в соответствии с положениями налогового законодательства, что дает возможность не предоставлять на них документы вовсе;
  • практика показывает, что много нарушений со стороны проверяющих допускаются при проведении допросов свидетелей.

Сопровождение налоговых проверок имеет множество преимуществ для компании. Участие в процессе опытного юридического консультанта позволит свести к минимуму штрафные санкции и финансовые потери.

  • Богатый опыт сопровождения проверок.
  • Постоянная актуализация практики применения налогового законодательства.
  • Знание особенностей проведения проверок разными налоговыми органами.
  • Оперативное принятие решений.

Существуют определенные нормативы, позволяющие выполнить процедуру на основании действующего законодательства. Конкретной целью налоговых проверок является приведение первичных и юридических документов в четкое соответствие друг другу. Мы предоставляем такие услуги:

  • определение позиции плательщика налогов с точки зрения осуществляемой деятельности;
  • оформление возражений по составленному акту проверки;
  • выявление позиций контрагентов клиентов по встречной налоговой проверке;
  • защита интересов налогоплательщика, если к нему возникли претензии со стороны налоговых органов.

В перечень деятельности наших специалистов входит управление сбором доказательной базы в соответствии с Вашей ситуацией, разработка возражений и апелляционного заявления по обжалованию результатов проверки, оспаривание решений проверяющих органов в суде. Наши юристы — профессионалы своего дела и в каждом случае разрабатывают такую стратегию, которая максимально снизит риски Вашего предприятия и помогут избежать серьезных санкций.

Сопровождение налоговых проверок: этапы работы

Когда Вам поступило уведомление о предстоящей налоговой проверке, не теряйте времени и обращайтесь в КСК ГРУПП за профессиональной помощью. Как правило, проверяющие органы концентрируют внимание на деталях, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды. Это позволяет лучше подготовиться и исправлять первым делом критические недочеты.

До приезда фискальной службы можно выполнить ряд действий, которые снизят вероятность получения штрафных санкций, как то:

  1. проведение экспресс-аудита;
  2. устранение расхождений в отчетной документации;
  3. восстановление первичной документации.

Если инспекция обнаружила несоответствия в составленных документах и оформила соответствующий акт проверки, мы обычно реализуем такой порядок действий:

Истребование документов о контрагенте налогоплательщика («встречная» проверка)

34.png
Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Нагрузка налогоплательщика, связанная с исполнением требований в рамках статьи 93.1 НК РФ, на практике может быть гораздо существенней, чем по статье 93 НК РФ.

Смотрите также:
Льготы по транспортному налогу для физических лиц

Четких ограничений на периодичность направления налоговым органом требований о представлении документов о контрагентах налогоплательщика и перечень истребуемых документов НК РФ не установлено.

Организация может фактически постоянно находиться в процедуре представления документов, число которых нередко измеряется тысячами. Истребованию документов у налогоплательщика о деятельности его контрагентов посвящено интервью Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3 класса.

Какие основания для истребования у налогоплательщика документов о деятельности его контрагентов?

Во-первых, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, может истребовать у лица любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика. В данном случае под проверкой следует понимать камеральную и выездную проверку – как они указаны в статье 87 НК РФ.

Во-вторых, любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика вправе потребовать налоговый орган, который проводил проверку, и его руководитель (заместитель руководителя), принявший решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В-третьих, любой налоговый орган, проводящий мероприятия налогового контроля, не являющиеся налоговыми проверками, может истребовать у лица любые документы (информацию), но только относительно конкретной сделки. Поэтому, если конкретная сделка в требовании не указана, а основанием его направления названо «осуществление иных целей и задач налогового контроля», то это свидетельствует об отсутствии обязанности по исполнению данного требования.

Может ли районная налоговая инспекция истребовать документы о соответствии цен в сделках рыночным ценам?

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами не является камеральной или выездной проверкой.

В рамках такой проверки истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок вправе только должностное лицо ФНС, проводящее проверку (пункт 7 статьи 105.17 НК РФ).

Истребование документов проводится ФНС в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному статьей 93.1 НК РФ, с направлением поручения в налоговый орган по месту учета лица, располагающего документами.

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Таким образом, налоговый орган по месту нахождения организации не вправе требовать представления документации, касающейся, например, цен по договорам поставки за определенный период с описанием товаров, их классификацией, характерными свойствами предмета сделки и т.п.

Как налогоплательщику убедиться в наличии оснований у налогового органа для истребования документов о контрагенте?

Из требования, как правило, неясно, за какой период проводится налоговая проверка налогоплательщика и в отношении каких налогов. Это снижает возможность установить как причину истребования, так и наличие связи запрашиваемых налоговым органом документов (информации) с предметом и периодом проверки.

Более того, практика показывает, что налоговые органы стали указывать все возможные основания для истребования документов, скажем: «в связи с проводимой проверкой и необходимостью получения документов о конкретной сделке».

Налогоплательщик вправе не выполнять требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ. На требование налогового органа, направленное с очевидными нарушениями НК РФ, налогоплательщик может отреагировать письмом, в котором со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ сообщит об оставлении полученного требования без исполнения.

В спорных ситуациях рекомендуется направлять в адрес налогового органа письмо с просьбой уточнить основание и объем истребуемых документов. Например, НК РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Налогоплательщик, получивший в связи с проведением выездной налоговой проверки филиала организации – контрагента требование о представлении документов по НДС, вправе запросить у налогового органа подтверждение о том, как истребуемые документы относятся к деятельности проверяемого филиала и влияют на правильность исчисления и уплаты региональных и местных налогов.

Способом защиты от неправомерных требований о представлении документов является последующее заявление проверяемым налогоплательщиком возражений относительно использования налоговым органом в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении сведений, документов, истребованных и полученных с нарушением статьи 93.1 НК РФ. На использование подобного механизма указано в письме ФНС России № ЕД-4-2/9545 от 19 мая 2014 года.

В чем состоит процедура истребования документов о контрагентах налогоплательщика?

Предусмотрен специальный документ – поручение об истребовании, которое налоговый орган, проводящий контрольные мероприятия, направляет в налоговый орган по месту учета лица, обладающего документами (информацией) о проверяемом налогоплательщике, проверяемой сделке.

Смотрите также:
Образец заполнения формы р15001 при ликвидации ооо

Копия этого поручения и требование о представлении документов направляются налоговым органом, в котором состоит на учете лицо, располагающее истребуемыми документами (информацией). Под местом учета организации понимается место нахождения организации или место нахождения ее обособленного подразделения.

Поручение не направляется, если проверяемый налогоплательщик и лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика, состоят на учете в одном и том же налоговом органе. Такой порядок предусмотрен в приложении 18 к приказу ФНС России № ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года.

Как направляется требование (поручение)?

В соответствии с пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ требование направляется с учетом положений пункта 1 статьи 93 НК РФ. Положения статьи 93 НК РФ в свою очередь в части направления требования содержат отсылку на порядок, установленный пунктом 4 статьи 31 НК РФ.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Иными словами, требование вместе с поручением направляются по почте заказным письмом или передаются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Как поступать налогоплательщику, если содержание требования и поручения не совпадают?

Ситуация, при которой содержание требования расходится с содержанием поручения, на практике встречается не так уж и редко. Универсальный совет налогоплательщику дать сложно.

С одной стороны, так как первоначальным документом является поручение, то требование, которое выходит за пределы поручения, предположим, предусматривает запрос большего числа документов, расширяет основания, период истребования документов и т.п., можно оставлять без исполнения как нарушающее права налогоплательщика.

С другой стороны, может быть обратная ситуация: из требования следует меньший объем документов, подлежащих представлению. При таких обстоятельствах налогоплательщик вправе представлять документы в объеме требования.

Бывает более сложная ситуация, когда содержание требования и поручения перепутаны. В поручении указан один контрагент, в требовании – другой, при этом, например, может содержаться информация относительно конкретной сделки. В подобной ситуации налогоплательщик может ограничиться представлением документов только о конкретной сделке.

Правомерно ли истребование у лица в порядке статьи 93.1 НК РФ книги продаж, бухгалтерских и налоговых регистров?

Рекомендуется исполнять требование о представлении выписок из затребованных налоговым органом сводных документов налогоплательщика. Такой документ как, например, книга продаж, являясь регистром учета операций самого налогоплательщика, одновременно касается и деятельности контрагента налогоплательщика, может содержать сведения о его хозяйственных операциях (Определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Должен ли налогоплательщик исполнять требование, если основанием его направления явилось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы затрагивают другое (третье) лицо? При этом конкретная сделка в требовании не указана.

Может быть признано неправомерным требование, основанием для направления которого являлось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы посвящены другому лицу, в том числе лицу, которому адресовано требование.

Согласно Определению ВАС РФ от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012, если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования не влечет ответственности.

Но есть судебные решения, в которых суд в конкретной ситуации признал правомерным истребование документов (информации) в связи с проводимой проверкой по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена). То есть, у лица, не являвшегося непосредственным контрагентом проверяемого налогоплательщика (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282 по делу № А40-172004/2013).

При возникновении спора по причине непредставления документов налоговый орган должен будет обосновать необходимость использования запрашиваемых документов при проведении проверки, их влияние на финансово-хозяйственную деятельность проверяемого налогоплательщика.

В свою очередь, налогоплательщик должен будет привести доводы о том, что истребованные документы никаким образом не влияют на исчисление и уплату налогов проверяемым налогоплательщиком, из требования не прослеживается «цепочка взаимодействия» с проверяемым налогоплательщиком.

В случае получения требования, в котором налоговым органом обосновывается связь истребуемых документов с деятельностью проверяемого лица, рекомендуется исполнять полученное требование. Отказ от исполнения требования по существу возможен в виду явной и безусловной неотносимости документов к проверяемому налогоплательщику.

Какие рекомендации можно дать, если запрашиваются документы по конкретной сделке?

Смотрите также:
Какая сумма облагается налогом при продаже автомобиля в 2021 году

При направлении требования в порядке пункта 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган может получить документы (информацию) о конкретной сделке безотносительно того, проводится или нет налоговая проверка в отношении указанных в требовании лиц.

При истребовании документов (информации) относительно конкретной сделки требование и поручение должны содержать достаточные данные, позволяющие идентифицировать сделку. Такие данные могут касаться сторон сделки, ее предмета, условий совершения (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).

При исполнении требования о представлении информации, следует исходить из того, что с учетом статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ под информацией понимаются сведения не документированного характера.

Допустимо ли истребование документов, ранее представленных в порядке статьи 93.1 НК РФ, то есть в рамках другой встречной проверки?

Пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что истребуемые у лица документы о проверяемом налогоплательщике «представляются с учетом положений, предусмотренных пунктом 5 статьи 93 Кодекса».

В соответствии с пунктом 5 статьи 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля (включая истребование документов в порядке статьи 93.1 НК РФ) налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы (как о нем самом, так и о его контрагентах), которые уже были представлены в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.

Представляется, что нормы пункта 5 статьи 93.1 НК РФ не дублируют запрет на истребование документов, уже предусмотренный статьей 93 НК РФ, а имеют самостоятельное значение: распространяют запрет на повторное истребование документов не только на документы, представленные в ходе проведения камеральных или выездных налоговых проверок, но и на документы, ранее представленные в порядке статьи 93.1 НК РФ.

В пользу этого толкования указывают нормы переходных положений Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, которые предусматривают применение положений пункта 5 статьи 93 НК РФ в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2010 года. Согласно переходным положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ пункт 5 статьи 93.1 НК РФ применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года.

Иное толкование означало бы, что новой редакцией статьи 93.1 НК РФ положение налогоплательщика ухудшено, так как запрет на повторное истребование в рамках налоговых проверок документов, представленных в налоговый орган с 2010 года, мог быть обойден запросом этих же документов в рамках проведения иных мероприятий налогового контроля, и, причем нормам, ухудшающим положение, придана обратная сила.

Таким образом, полученное требование о представлении документов, ранее представленных в порядке статьи 93.1 НК РФ, можно обжаловать как несоответствующее НК РФ.

В какой срок должно быть исполнено требование?

Лицо, которому адресовано требование, обязано направить запрашиваемые документы налоговому органу в пятидневный срок. Пятидневный срок со дня получения требования исчисляется при условии, что направленное по почте требование было получено ранее, чем по истечении шести дней со дня его отправки заказным письмом. Если требование получено после шести дней со дня отправки, срок представления исчисляется с седьмого дня после отправки.

Налогоплательщик вправе просить налоговый орган продлить срок исполнения требования. Ходатайство о продлении срока исполнения требования адресуется тому налоговому органу, который направил требование.

Какая ответственность установлена за непредставление документов о контрагенте?

  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации, за которое наступает ответственность по статье 129.1 НК РФ;
  • отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки, которое влечет ответственность по статье 126 НК РФ.
  • непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа;
  • представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

В результате внесенных изменений, с одной стороны, ответственность за несообщение сведений содержится и в пункте 2 статьи 126 НК РФ и в пункте 1 статьи 129.1 НК РФ. Наряду с этим, НК РФ разделяет понятия «сведения», «документы», «информация».

  • лицо откажется представить имеющиеся у него документы, и такой отказ будет признан неправомерным;
  • лицо представит документы с заведомо недостоверными сведениями.

Напомню, что налоговый орган может запросить информацию о проверяемом налогоплательщике, а по требованию, направленному вне рамок налоговой проверки, – информацию относительно конкретной сделки.

На основании квалификации деяния, содержащегося в статье 93.1 НК РФ, за несообщение (несвоевременное сообщение) информации лицо может быть привлечено к ответственности по статье 129.1 НК РФ (штраф 5 тысяч рублей).

Когда в одном требовании запрашиваются одновременно и документы, и информация, то в случае его неисполнения может наступать ответственность за непредставление документов и непредставление информации по статьям 126 и 129.1 НК РФ.

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Смотрите также:
Доверенность на регистрацию изменений в учредительные документы
Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая.

Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки.

Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также - можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).

К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом <…>. При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза

С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Смотрите также:
В каких случаях назначается и проводится днк-экспертиза

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут.

В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст.

93.1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п.

1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка.

А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация.

В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п.

На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их.

К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Смотрите также:
Патентная система налогообложения для ИП педагога танцевального кружка

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п.

9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] ). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

Откуда берется доначисление?

Осуществляя свою деятельность, налоговый инспектор использует ненадлежащее оформление представленных на проверку документов, не засчитывает расходы предприятия, не обращает внимание на положенные льготы. В этой связи необходимо отметить, что размер любого налога при его перерасчете надзорным органом незамедлительно возрастает. Учитывая суммы налоговых сборов, временной период проверки (за предыдущие три года) выставленные Вам недоимки, пени и штрафы составят сотни тысяч рублей.

Зачастую, такие суммы являются «неподъемными» для организации.

Важно: итогом любой налоговой проверки может быть доначисление налога, начисления пеней, штрафа либо уголовной ответственности директора компании. Проанализируйте действия и решение — возможно, что оспаривание решений налоговых органов даст в Вашем случае положительный результат направленный на экономию бюджета и получение максимальной прибыли от Вашей предпринимательской деятельности.

Стоит ли оставаться один на один с налоговой? Как правило, такая тактика избирается в целях экономии бюджета фирмы. При принятии данного решения необходимо учитывать следующее:

  1. Негативные финансовые последствия проверки несопоставимы с гонораром налогового адвоката.
  2. Выработка мотивированной позиции требует специальных навыков, а это – знание законодательства, знание практики применения такового, навык общения с государственными служащими, знание способов воздействия на результаты проверки и многое другое.
  3. Как правило, налоговая проверка растянута во времени. В связи с большим объемом документации, она проводится месяцами. В этом ключе стоит не забывать – бизнес не стоит на месте. Занимаясь борьбой с инспекцией, Вы оставляете свою компанию без управления и контроля, что так же может привести к отрицательным последствиям. Вот почему так необходима сторонняя помощь в защите налогоплательщика в налоговой проверке.
  4. Инспектор работает по документации Вашей организации ежедневно, в результате чего выносится акт налоговой проверки. В таком случае имеется процедура принесения возражений. Однако, сроки донесения своей позиции по каждому акту ограничены, а подготовка мотивированного и грамотного письма даже профессиональному адвокату обходится в несколько суток. Пропуск данного процессуального срока влечет принятие решения не в Вашу пользу. Более того, это негативно скажется на Вашей позиции в возможной судебной тяжбе, а зачастую и сделает не возможным предъявление налогоплательщиком иска.

Как построить защиту налогоплательщика в налоговой проверке?

Несмотря на целеустремленность и опыт инспектора, ему можно и нужно противостоять. Для этого требуется выработать позицию общения. На этом и специализируются налоговые адвокаты.

Оказывая помощь в рассматриваемой сфере деятельности, они изучают бухгалтерскую документацию организации, анализируют условия заключенных договоров, дают правовое заключение иным документам компании, которые прямо или косвенно влияют на размер налога. Мы советуем всем налогоплательщикам вступить в диалог с инспекцией досудебное урегулирование налоговых споров — это вариант выхода из сложившейся ситуации.

Адвокат порекомендует какое помещение предоставить инспектору, предоставлять ли его вообще (что так же возможно), какие документы стоит предоставить на проверку, а какие нет, ответит на вопрос стоит ли раскрывать «все карты перед проверяющим» либо представить их судье и взыскать компенсацию за незаконные действия налогового органа.

Адвокат по налоговым делам проведет переговоры с сотрудниками фирмы на предмет преждевременного желания дачи показаний негативного характера в отношение директора предприятия, акцентирует внимание проверяющего на документах, дающих право на вычеты, пресекает истребование документов, не относящихся к предмету проверки с целью избегания разглашений коммерческой тайны. Защита налогоплательщика в налоговой проверке будет в данном случае полной и всесторонней.

Важно помнить, что действия адвоката всегда направлены на получение максимально выгодного результата для его клиента. Будучи опытным специалистом, он способен найти положительный выход из любой налоговой проблемы, что, в свою очередь, приведет Вас к продолжительному финансовому благополучию.

ПОЛЕЗНО : видео по теме с советами адвоката

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВИЙ НАШЕГО АДВОКАТА В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

  • Определяет правовые основания проведения проверки
  • Выявляет негативные стороны фирмы
  • Участвует при проведении встречной проверки у контрагента
  • Готовим главного бухгалтера, директора и иных работником компании к опросу налоговым инспектором
  • Подготавливает пакет документов по сделкам
  • Акты приема-передачи
  • Товарно-транспортные накладные
  • Документы складского учета
  • Акты осмотров помещений
  • Присутствует при опросе сотрудников фирмы
  • Готовит возражения на акт налоговой проверки
  • Отстаивает позицию, закрепленную в возражениях, при их рассмотрении
  • Представляет доказательства права на налоговый вычет

Уравновесьте стартовые возможности Вашего противостояния с налоговыми органами. Каждая проблема требует своевременного решения. Поэтому заблаговременно обратитесь к профессионалу за помощью. Только в результате стремительных действий можно выйти победителем и избежать негативных последствий налоговой проверки.

Специализируясь на налоговых спорах, адвокаты нашего бюро готовы встать на защиту интересов Вашей фирмы и оказать решающее воздействие на положительный исход проверки, от Вас требуется лишь позвонить по телефону и записаться на консультацию.

Смотрите также:
Отмена транспортного налога – чего ждать от 2021 года?

Читаете все о налогах и налоговых делах:

Проведите оптимизацию налогообложения с целью сохранения бюджета организации

Мы окажем для Вас услуги по возврату налога уже сегодня

Как мы достигаем успеха

Мы бесплатно проводим экспресс-анализ и определяем перспективы налогового спора

Запрашиваем необходимые документы

Изучаем судебную практику и формируем правовую позицию по делу

Осуществляем необходимое взаимодействие с налоговыми органами

Участвуем в проведении налоговой проверки на всех этапах

Готовим все необходимые процессуальные документы

Нас рекомендуют

Юридическая справка

Защита в ходе проверки. Налоговое представительство.

Помощь при налоговой проверке

Для выявления нарушений в области налогового законодательства в Российской Федерации осуществляется текущий налоговый контроль деятельности предприятий, организаций и учреждений. Налоговые юристы нашей фирмы имеют большой практический опыт взаимодействия с контролирующими налоговыми органами непосредственно при проведении налоговой проверки.

Это наиболее продуктивный способ. Он дает возможность сформировать правильную правовую позицию взаимодействия налогоплательщика и инспектора, и, в большинстве случаев, исключить возможность привлечения к налоговой ответственности по формальным основаниям.

В ходе поведения налоговой проверки инспекторы, наряду с выявлением допущенных организацией налоговых нарушений, дают оценку вероятности обжалования акта проверки налогоплательщиком. Профессиональное представление интересов налогоплательщика в ходе проверки поможет исключить вероятность доначисления налогов или значительно ее снизить. Бывают ситуации, когда инспекторы запрашивают документы, в которых нет необходимости или их представление не предусмотрено законодательством.

Опытный юрист имеет возможность квалифицированно представить интересы налогоплательщика и ответить на все вопросы инспектора.

Правовая позиция налогоплательщика должна формироваться в начальной стадии проведения проверки. Большой практический опыт ведения судебных споров показывает, что возникшие вопросы легче разрешать на стадии проведения проверки.

Практика нашей фирмы показывает, что все просчеты налогоплательщика совершаются в процессе взаимодействия с налоговым органом во время проведения проверки. Это приводит к тому, что проблема становится объектом длительных и затратных разбирательств в суде.

Автор статьи
Ардашев Владимир
Эксперт в сфере гражданского права с опытом более 10 лет