Государственное управление - это деятельность органов власти по реализации законодательных, исполнительных, судебных властных полномочий государства в целях выполнения их функций как в общем, так и в отдельных составных частях.

В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность часто именуется исполнительно-распорядительной.

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности:

законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти;

Смотрите также:
Семейная юридическая консультация в Подольске

исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти;

правосудие, осуществляемое системой судебной власти.

Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:

) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти Конституция Российской Федерации.

В узком смысле, государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Такое понимание государственного управления принято в административном праве и основано на ст. 10, 77, 78, 110-117 Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.

Государственное управление как основная, определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государствен6ной деятельности имеет ряд признаков. Первый и главный признак, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

Второй признак государственного управления - его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти. Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях.

Они исполняют законы, распоряжаясь.

В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства:

· в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.),

· в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.),

· в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, занятость, культура и др.)

· в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того, насколько совершенно государственное управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития.

Практически государственное управление реализуется через такие формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

Сегодняшний этап исторического развития Российской Федерации - это провозглашение в нашей стране наличия правового государства и создание зрелого гражданского общества. Одной из главных целей, которая поставлена перед нынешним этапом административной реформы в России, является определение подобающей роли и места гражданина в обществе и государстве. Гражданину должны быть предоставлены возможности реализовывать свои права и отстаивать нарушенные права в сфере государственного управления при условии соблюдения со стороны всех участников административных правоотношений принципа законности.

Определение целей и основных задач, решаемых в процессе управления, обусловливает динамичность этой формы государственной деятельности. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества.

Смотрите также:
Какие документы нужны для оформления загранпаспорта нового (старого) образца ребенку в 2021 году

Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой последовательности, если государство вправе называться демократическим). Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.

Субъектами государственного управления являются: государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

Исходя из вышеизложенного, государственное управление может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.

Цели государственного управления:

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

· социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

· политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

· обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

· организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Кроме того, существует иерархия целей, и каждая нижестоящая цель должна являться средством достижения вышестоящих целей.

Современный период развития в России сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления - заменой административно-командной системы рыночной. Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижения науки и передового опыта. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя.

На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Радикальное изменение парадигмы управления в России - системы взглядов на управление - во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений. Так возникла настоятельная потребность в разработке новой парадигмы управления.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство. На государство возлагается регулирование внерыночных зон хозяйствования, таких как экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.

Переход к новой системе хозяйствования обеспечивает значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В настоящее время в Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию - элемент случайности, способствуя повышению управляемости экономики России.

Особенности государственного управления в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кулыгин Р. С.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного управления в современной России»

В силу этого можно заключить, что религия, лишь отчасти может заполнить вакуум, образовавшийся после крушения прежних идеалов.

Становление новой модели общественного устройства России пройдет в более сжатые исторические сроки. Причем роль государства в этом процессе будет более значительной, чем на Западе. Главная его задача - создание соответствующих предпосылок и условий, при которых идущие в обществе преобразования могли бы войти в нормальное русло, поддавались бы демократическому управлению и регулированию.

Таким образом, можно сказать, что будущее России зависит, прежде всего, от успешного преодоления тоталитарно-авторитарного прошлого российского общества, создания его нового экономического базиса и социально-политических структур.

Трагизм политической, социальной и духовной жизни современной России состоит, прежде всего, в том, что, декларативно порвав с коммунистической системой, она пока не способна ни избавиться от традиций своего недавнего прошлого, ни обрести новых.

Впрочем, синдром социального бессилия и государственно-патерналистский комплекс, детерминирующие катастрофическое мироощущение большинства российских граждан, создают и предпосылки для вспышек необузданного оптимизма в отношении общенациональных перспектив, подобных той, которая охватила страну в начале 2000 года.

Смотрите также:
Как переоформить или оформить акции по наследству

Но "естественным", органичным для современного российской общества является, несомненно, страх перед будущим. Как и пессимизм в оценке сегодняшней общенациональной ситуации, он обусловлен фундаментальными характеристиками российской политической культуры, объективными обстоятельствами, дающими, безусловно, достаточно веские основания для мрачных прогнозов.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.

Проблемы и особенности государственного управления в современной России обусловлены переходом от одной социально-экономической системы, основанной на государственной собственности на средства производства, централизованном планировании и командно-административном управлении, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества.

Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в декабре 1993 г., закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации вошло 89 субъектов, с большинством которых центр заключил договоры о разграничении полномочий и

предметов ведения. Для координации действий были созданы объединенные органы государственного управления.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Наличие разнообразных форм собственности в современной России обусловило развитие различных видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное).

Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра земли, естественные монополии, контрольные пакеты акционированных предприятий.

Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

По воздействию на управляемый объект можно выделить отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое управление основано на построении вертикали центр — предприятие. Оно реализуется через министерства, которые осуществляют единую техническую политику и обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые отношения. С развитием самостоятельности предприятий роль отраслевого управления постепенно снижается1.

Территориальное управление включает в себя органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации и местное самоуправление. Функциями территориального управления являются рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие региона, выравнивание уровней экономического и социального развития и др.

Специфика условий переходного периода в России обусловила необходимость решения задач, несвойственных ранее для государственного управления. Среди них можно назвать либерализацию цен, введение института частной собственности на средства производства, реорганизацию государственных и сельскохозяйственных предприятий, приватизацию государственных предприятий, формирование рыночной инфраструктуры, введение платных услуг в области образования, здравоохранения и др. сферах и многое другое.

Опыта в решении этих сложных задач не было, поэтому были неизбежны ошибки, большие потери, а это сопровождалось частой сменой кадров управленцев, многие из которых могли только разрушать, но не создавать. Кроме того, на волне борьбы со старым режимом к управлению пришло много людей, не имеющих опыта управления. Все это привело систему государственного управления в России к кризису2.

1 Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие / М.: Белые альвы, 1998. С.45.

Государственное управление
правовое регулирование в сфере государственного управления

Все ветви госвласти (законодательная, исполнительная, судебная) подчинены правилам, установленным в административных законах. По сути госуправление - саморегулируемая организация: она принимает законы, она же их и изменяет (отменяет). А так как закон выражает волю той же государственной власти, то получается, что государственная власть должна ставить законом предел своему собственному усмотрению, связывать самое себя.

Возникает вопрос: если государственная власть является творцом и источником права, то каким образом это право может связать ее самое?

Государственное управление субъективно, так как оно — плод мысли и действий людей (государственных служащих, должностных лиц), для которых вопрос об ответственности решается как и для всех остальных граждан.
Ответственность за содержание управления должны несут те, кто является субъектом управления. И действующие административные и уголовные законы предусматривают различные виды наказаний за правонарушения в области госуправления.

При ошибках законом предусмотрен институт обжалования, включающий право на ошибку.

Основными областями в государственном управлении являются:
1) руководство и персонал управления (публичная служба и ее организация);
2) взаимодействие в управлении;
3) бюджет;
4) планирование;
5) информация и информационные технологии (обеспечение связи, коммуникации);
6) международный порядок и управленческие отношения;
7) хозяйственное управление государственным имуществом.

Смотрите также:
Пособие малоимущим семьям в 2021 году: как оформить субсидии

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения.

Существование государственного управления оправдывается целью его создания. Это изучение и обобщение публичных потребностей и общественных интересов, осуществляемое в рамках системы госуправления, которое призвано их оценивать и структурировать, ставить цели, разрабатывать решения и совершать действия по их практическому удовлетворению.

Целеполагание - краеугольный камень и ахиллесова пята госуправления. Что признает власть за общественный интерес, — это зависит от уровня культуры. И то, в чем власть видит общее благо, может, на самом деле, и разойтись с интересами значительной части населения.

Но, во всяком случае, требования правящей власти предъявляются к гражданам не как частный интерес отдельных носителей власти, но во имя общего блага.

Цель не формулируется в законах, где есть общие принципы и правила. Официально цели государственного управления имеют правовые формы в виде госпрограмм, утвержденных высшими госорганами на различных уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном). Но административный закон никого не заставляет принимать программу либо план развития и т.п.

- это правило "от печки", как говориться. Таким образом, целеполагание полностью субъективно и зависит от волеизъявления высших должностных ли, которые формулируют как политические, так и экономические цели.

Государственное управление урегулировано публичным (административным) законодательством. При этом отдельные государственно - управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации, т.е. гражданскому правовому регулированию (например, по управлению госимуществом).

Поэтому следует различать суверенное государственное управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах.
Частная область государственного управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е.

когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры. Государство участвует в договорах в качестве не только заказчика и потребителя, но и субъекта, желающего получить экономическую (финансовую) прибыль как самостоятельный предприниматель на равных с другими предпринимателями условиях.

Автор статьи
Ардашев Владимир
Эксперт в сфере гражданского права с опытом более 10 лет