Памятник Петру I у Инженерного замка

Знаменитый памятник Петру I — первая конная статуя в России.

Памятник с надписью «Прадеду Правнук 1800» хранит в себе несколько удивительных загадок: и в цифрах, и в истории создания скульптуры.

76528900_large__MG_2107

Модель памятника была выполнена еще при жизни Петра в 1716-1724 годах скульптором К. Б. Растрелли, затем работы были остановлены.

Памятник своему отцу хотела установить Елизавета Петровна, по ее приказу Растрелли, который много работал над бюстами и статуями Петра Великого, создал новый конный памятник. Он провел все подготовительные работы для отливки монумента, но умер, не успев закончить работу. Дело отца продолжил его сын Франческо Растрелли.

Смотрите также:
Сколько стоит отказ от наследства у нотариуса?

Отливка скульптуры произошла только в 1745-1747 годах. Он планировал установить памятник Петру I на Дворцовой площади после окончания строительства Зимнего дворца. Но Елизавета умерла и к работе Растрелли потеряли интерес, поэтому памятник был убран в амбар Литейного двора на Васильевском острове, где простоял несколько десятков лет.

Затем Екатерина II пригласила французского скульптора Э.М.Фальконе для работы над новым памятником. Екатерине II памятник не нравился, и она подарила его своему фавориту Г.Потемкину.

attach

О забытой статуе Петра вспомнил лишь Павел I, он и приказал установить монумент перед Михайловским (Инженерным) замком. Торжественное открытие бронзового конного монумента состоялось в 1800 году. Петр I изображен в одежде римского цезаря: на голове — лавровый венок, в правой руке — жезл маршала, на плечах — роскошная мантия с двуглавыми орлами.

На поясе полководца-победителя — тяжелый меч с рукояткой в виде львиной головы, а на ногах — римские сандалии. Мощный конь выглядит торжественно, как будто гордясь царственным седоком. Пышный хвост коня тянется до самой земли.

Массивный четырехгранный постамент из светлого мрамора украшают два бронзовых барельефа: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте».

76vBH5ZVqko

Правда, Павел полюбовался на него недолго — через 40 дней он был убит. А знал ли он одну особенность памятника или нет — не известно.

attach (1)

Но есть у этого памятника одна особенность, любимая всеми. Итак, внимательно смотрим:
Конь под Петром прекрасен, благороден, с изогнутой круто шеей, пышным хвостом, мощными ногами. Стройный жеребец персидской породы по имени Лизетта.

И чепрак у него с крупными кистями, и сбруя с подвесками, и уздечка в драгоценностях. Сам с царственной осанкой. Под стать императору, увенчанному лавровым венком и с маршальским жезлом.

Слиты они в один художественный образ, целостный и величественный.

98704609_large_0_74805_f664df56_XL

Отходим дальше, смотрим на переднюю левую ногу коня и видим: это женская ножка, причем в туфельке.

55108_or

Выдвигались различные теории этого странного явления. Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший женское имя Лизетта (говорят, в честь дочки). Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у мелких торговцев.

С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его на свою лошадь.

С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст «без всякого при том себе вреда и надсады». Случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола. На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии.

А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А.

Д. Меншикова.

loshad-petra-pervogo

Когда лошадь пала, ее чучело 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру — первый музей Петербурга — в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина. Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук.

Lizetta-b

И все-таки версия не совсем верна. Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Но если учесть, что это конь, то ситуация становится более чем странной.


Кто-то считает, что это шутка скульптора или мелкая месть, потому что автору ничего не заплатили. Но есть и романтичная версия, что это ножка возлюбленной скульптора. Реалисты утверждают, что это обман зрения, там реальное копыто и нога конская.


Какой версии верить — решать вам. Но одной загадкой в любимом всеми Санкт-Петербурге стало больше.

030.2._SPb._Pamyatni

И небольшое дополнение для любителей мистики и примет:
Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важные эпизоды Северной войны — битвы при Гангуте и под Полтавой.
Если приглядеться к барельефу, изображающему Гангутскую битву, то можно увидеть отполированную до блеска пятку одного из моряков. Это потому, что тысячи туристов прикасаются к ней в надежде, что их мечта исполнится.

Смотрите также:
Какие льготы получает многодетная мать при выходе на пенсию
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Мнение эксперта
Ардашев Владимир

В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Существует городская легенда — если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа, то можно заметить, как он шевелится.

Описание памятника

Памятник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге изображает Петра I, сидящего на вздыбленном коне. Он стоит на вершине постамента-скалы, а у ног лошади лежит поверженная змея. Все это символизирует преодоленные императором трудности и враждебные силы.

Змея служит одной из точек опор для императорского скакуна, что является довольно оригинальным решением для придания скульптуре устойчивости.
Змея придает устойчивость

Взгляд Петра направлен вперед. По словам автора скульптуры «он простирает свою благодетельную десницу» на все территории, где проезжает. При этом у самодержца нет в руках символов государственной власти и он одет не в военные доспехи, а в простую одежду.

В скульптуре Петр I предстает не полководцем, а законодателем, просветителем, созидателем и благодетелем.

Однако намек на государственность и победы самодержца в памятнике все же есть. Голову Петра I украшает лавровый венок, а на поясе висит меч.

Голову Петра I украшает лавровый венок

На постаменте есть надпись на русском и латинском языках — «Екатерина II Петру I Лета 1782». Она увековечивает имя императрицы и подчеркивает ее приверженность петровским реформам.

Памятник Медный всадник окружен невысоким забором, вдоль которого высажены кустарники и цветы.

Почему памятник называют Медным всадником

Вопрос о Медном всаднике особенно актуален в свете того, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге отлит из бронзы. Но ответ на него довольно прост.

Памятник отлит из бронзы

Памятник стал «медным» из-за одноименного произведения Пушкина, в котором император на своем коне соскакивает с памятника и мчится за чиновником Евгением, потерявшем любимую во время наводнения.

Интересный факт! Образ Петра на коне использовали в своих произведениях Ф. Достоевский и А. Белый. Отсылка ведет именно к памятнику на Сенатской площади.

История создания Медного всадника

История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.

Работа над проектом

Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.

Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.

Интересный факт! Чтобы создать динамичную скульптуру, Фальконе делал зарисовки с движущегося коня. Для этого гвардейские офицеры поднимали лошадь на дыбы и удерживали в таком положении или взмывали на ней по помосту.

Постамент «Гром-камень»

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.

Весил Гром-камень 1 600 тонн

В результате подходящую глыбу нашел крестьянин С. Г. Вишняков, за что получил премию в размере 100 рублей. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем».

Весил «Гром-камень» 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, быстро заполнившийся водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня и носит название «Петровский пруд».

Особую сложность представляла собой транспортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.

Надпись на постаменте

Транспортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.

Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.

Литье и установка памятника

Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.

Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.

Смотрите также:
Как продать квартиру если есть доля несовершеннолетнего ребенка в 2021 году?
Памятник Петру, 19 век

Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.

Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.

В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.

Укрытие во время войны

Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.

Автор статьи
Ардашев Владимир
Эксперт в сфере гражданского права с опытом более 10 лет