Правовое регулирование процедуры кадастрового учета осуществляется нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основания для проведения кадастрового учета указаны в ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ и включают в себя:
- создание или образование нового объекта недвижимого имущества;
- прекращение существования объекта, в том числе в связи с разделением его на несколько новых самостоятельных единиц учета;
- образование или прекращение существования части объекта, на которую зарегистрированы обременения прав;
- постановка на учет помещений или машино-мест в здании, права на которые уже внесены в ЕГРН;
- изменения основных характеристик объекта недвижимости.
Учет изменений характеристик объектов недвижимости обусловлен соблюдением основных принципов ведения ЕГРН – достоверности, полноты и актуальности сведений реестра. Несвоевременный учет изменений или отсутствие учета будут нарушать указанные принципы, в результате чего в ЕГРН будет содержаться недостоверная информация о недвижимости.
Все консультации бесплатны.
Совет эксперта. Основные сведения реестра доступны любому заинтересованному лицу в вид выписки из ЕГРН. По запросу органы Росреестра должны представить выписку из ЕГРН, актуальную на момент составления документа. Следовательно, любые изменения объекта должны быть учтены на момент формирования выписки.Итогом кадастрового учета будет вынесение изменений в реестр недвижимости, выдача заявителю выписки ЕГРН.
Учет изменений квартиры в 2021 году
Квартира является самостоятельным объектом недвижимости и подлежит кадастровому учету на общих основаниях. Основные характеристики квартиры, которые подлежат учету в ЕГРН, указываются в техническом плане. Этот документ изготавливает кадастровый инженер по заказу владельца жилого помещения.
В состав характеристик, изменение которых потребует обращения в органы кадастрового учета, входят:
- вид объекта недвижимости; ;
- номер и тип этажа, на котором расположена квартира;
- адрес и местоположение квартиры;
- назначение указанного объекта недвижимости;
- площадь квартиры.
Помимо этого, в графическую часть технического плана квартиры включается план этажа или его части с указанием местоположения жилого помещения.
Любые изменения указанных характеристик должны быть отражены в сведениях ЕГРН. Для этого потребуется изготовление обновленного технического плана и представление его на кадастровый учет.
Совет специалиста. Учет изменений объекта недвижимости также проводится на основании кадастровых работ, выполненных инженером. Закон не запрещает обращаться для оформления технической документации к любому кадастровому инженеру, так как для подготовки плана будут использоваться общедоступные сведения ЕГРН и результаты фактических измерений.
№ п/п | Основные понятия, которые нужно знать при оформлении технического плана и учете изменений недвижимости | Описание |
1 | Технический план | Оформляется на здания, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства, гаражи и машино-места. Изготавливается по итогам кадастровых работ на объекте. В отличие от технического паспорта БТИ, техплан содержит координаты объекта и является основанием для кадастрового учета объекта в Росреестре. |
2 | Кадастровый инженер | Специалист, имеющий право выполнять кадастровые работы. Полномочия инженеров подтверждаются квалификационными аттестатами. Перечень всех кадастровых инженеров есть на сайте Росреестра. |
3 | Кадастровый учет | Процедура, в ходе которой сведения на недвижимость переносятся из технического или межевого плана в ЕГРН. Кадастровый учет ведет Росреестр. Основные кадастровые сведения ЕГРН может запросить любое заинтересованное лицо. |
4 | Координирование объекта | Определение границ объекта с привязкой к геодезической сети координат, описание его местоположения на участке. Координирование делает кадастровый инженер при оформлении технического плана. |
5 | ЕГРН | Единый государственный реестр недвижимости. Содержит сведения обо всех объектах, о зарегистрированных правах и обременениях. Ведется на основании сведений из технических и межевых планов. |
Алгоритм действий
Изменения характеристик объекта недвижимости могут возникать в результате следующих событий и действий:
- на несколько новых самостоятельных единиц или выдел из общего объекта одного или нескольких помещений;
- проведение работ по реконструкции или капитальному ремонту здания, в результате которых изменились характеристики квартиры;
- изменение характеристик здания, которое влечет соответствующее изменение учетных показателей жилого помещений (например, изменение этажности многоквартирного дома);
- проведение работ по перепланировке или переустройству жилых помещений.
С учетом оснований для внесения изменений, алгоритм действий правообладателя для проведения учета изменений будет состоять из следующих этапов:
- работ, в результате которых будет изменяться параметры объекта;
- выполнение работ в строгом соответствии с выданным разрешением и утвержденным проектом;
- оформление акта приема работ;
- изготовление технической документации с отражением осуществленных изменений;
- обращение в органы Росреестра для проведения кадастрового учета изменений.
По итогам кадастрового учета правообладатель получит на руки актуальную выписку из ЕГРН, в которой будут отражены все внесенные изменения.
Комментарий специалиста. Самостоятельным основанием для кадастрового учета изменений объекта недвижимости может выступать судебное решение. Например, таким случаем будет являться узаконивание перепланировки или переустройства после фактического проведения работ в квартире.Реконструкция предусматривает работы по замене или восстановлению несущих конструкций. Сведения о новых характеристиках здания нужно внести в ЕГРН после завершения реконструкции.
Документы
Для обращения в органы Росреестра для кадастрового учета изменений объектов недвижимости потребуются:
- правоустанавливающие документы (свидетельство о праве, выписка из ЕГРН и т.д.);
- документы, подтверждающие наличие оснований для проведения кадастрового учета, в том числе обновленный технический план квартиры (полный перечень таких оснований указан в ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ); , если она требовалась для проведения работ в квартире;
- разрешительная документация для проведения работ на основании представленного проекта;
- акт приемочной комиссии по итогам выполненных работ;
- платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины за проведение кадастрового учета.
Комментарий специалиста. Обратите внимание, что с января 2017 года на квартиры не выдаются кадастровые паспорта. Сведения данного документа включены в состав выписки из ЕГРН на основании норм Федерального закона № 218-ФЗ.Так выглядит заявление о согласовании перепланировки. Оно подается в Мосжилинспекцию.
Список полезных документов
Документы для скачивания:
Согласования
В большинстве случаев изменение характеристик квартир происходит в результате проведения перепланировки или переустройства. Данные виды работ требуют оформления проекта и его согласование в уполномоченных государственных органах.
Отсутствие разрешения влечет незаконность перепланировки или переустройства, в результате чего нарушитель может привлекаться к административной ответственности по ст. 7.21 КоАП РФ и будет обязан восстановить исходное состояние объекта.
Порядок согласования проекта перепланировки и переустройства регламентирован главой 4 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. При обращении за согласованием правообладатели представляют следующие документы:
- заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.2005 № 266;
- правоустанавливающие документы; перепланировки или переустройства, изготовленный организацией, имеющий допуск СРО.
По итогам выполнения всех работ, предусмотренных проектом, оформляется акт приемочной комиссии, который направляется в органы кадастрового учета.
Совет эксперта. Закон не запрещает проводить одновременно перепланировку и переустройство в рамках единого комплекса работ. В этом случае проектная документация будет содержать описание изменений одновременно по обоим направлениям.По техническом плану определяется местоположение объекта на участке.
Учет изменений зданий
Понятие кадастрового учета участков земли
Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.
Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:
- принадлежность объекта (его вид);
- кадастровый номер;
- дата постановки на учет;
- площадь;
- описание, где расположены границы участка.
Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:
- кадастровая стоимость участка;
- дата проведения оценки;
- категория земли (ее принадлежность);
- фактический адрес местонахождения;
- сведения о собственниках участка.
Как осуществляется процедура кадастрового учета участков
Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.
Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:
- Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
- Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
- Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.
Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:
- На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
- На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
- На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.
Подать документы можно несколькими способами:
- почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
- в многофункциональный центр (МФЦ);
- непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
- через портал Росреестра на официальном сайте;
- через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).
При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.
Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.
Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.
Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.
Документы, которые необходимы для постановки участков на кадастровый учет
Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:
- План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
- Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
- Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
- Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
- Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.
Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.
Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.
Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.
Учет отдельных видов объектов кадастра
Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:
- У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
- С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
- С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
- Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
- При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.
Искусственно созданный участок
Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.
Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.
Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.
В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.
Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:
- план межевания;
- план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
- разрешение на ввод в эксплуатацию;
- разрешение на создание участка;
- документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.
Отказ в осуществлении кадастрового учета участка и его правомерность
Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:
- имущество не входит в перечень кадастрового учета.
- ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
- заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
- истекли сроки действия некоторых документов.
- органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.
Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.
Самостоятельная постановка земли на учет
Кадастровый учет используется для того, чтобы подтвердить с юридической точки зрения, что направлено указание на фактическое существование определенного надела. Указываются характеристики, присущие определенному наделу. Эти положения подлежат отражению в едином реестре, который ведут государственные органы на территории всей страны.
Сотрудники указанного органа в своей деятельности руководствуются законом «О государственном кадастре» и подобных актах подзаконного значения.
Самостоятельно произвести постановку на учет вправе лицо, обладающее правами собственности на надел. Главное условие – нахождение в совершеннолетнем возрасте. Это может быть гражданин или организация.
Данный факт не имеет значения. Потребуется собрать определенный перечень документации. После этого производится постановка земельного надела на учет.
Делается это при обращении в кадастровые органы. После этого участок регистрируются в Росреестре.
Как собрать бумаги?
Чтобы участок значился как ранее не учтенный, потребуется собрать определенный перечень документации. В том числе, это бумага, посредством которого удостоверяется личность гражданина. С помощью документации потребуется обосновать возникновение правомочий на использование земельного надела.
В качестве таковой может выступать соглашение о купле-продаже или аренде, наследуемого землевладения или вступление в наследственные правоотношения.
ВНИМАНИЕ . Необходимо подготовить свидетельство, указывающее на то, что у конкретного гражданина есть правомочия на определенный участок. Когда владельцев несколько, то указанная документация должна быть представлена каждым из них. Далее нужно собрать межевую документацию. Сделать это без межевания вряд ли получится.
Если земельный надел находится в аренде, то потребуется получить разрешение от специально уполномоченного органа. Это Министерство имущественных отношений. Кроме того, все арендаторы должны выразить свое согласие на постановку земли на учет. Следует иметь в виду, что услуга не безвозмездная. Это говорит о том, что потребуется внести пошлину.
Подтверждается этот факт при помощи документации. Если наделом владеют несовершеннолетние граждане, то возникают некоторые особенности. В том числе, потребуется получить разрешение от органа, действующего в сфере опеки и попечительства.
Если документация подается представителем, то обязательным требованием становится наличие доверенности. Этот акт заверяется у сотрудника нотариальной конторы. Все указанные документы потребуется копировать.
В дальнейшем потребуется передать их в отделение Росреестра.
Процесс постановки на учет
Если надел значится, как ранее учтенный, то вновь ставить его на учет не потребуется. С документацией, которая перечислена выше, потребуется обратиться в кадастровый орган. Там пишется заявление по специально установленной форме.
Затем происходит оплата государственных сборов. Как правило, делают это при обращении в кадастровые органы, там есть специальная касса. Стоит обратить внимание на то, что сумма отражается в законодательстве.
Для граждан и организаций она имеет существенные отличия. Документальное подтверждение оплаты передается сотруднику кадастра. Это делается для того, чтобы он внес сведения о наделе в Росреестр.
После этого обязательно берется расписка от уполномоченного лица, которым приняты бумаги. В противном случае не удастся в случае необходимости доказать, что они вообще были поданы. Если в представленной документации не отражаются ложные данные и не содержатся ошибки, то процесс в среднем отнимает 20 дней.
Если же вдруг обнаружится недочет, то процедура затягивается на полгода.
ВНИМАНИЕ . Далее гражданину потребуется в назначенную дату обратиться в указанный орган и получить подготовленный акт. В этом документе будет отражаться номер, который присвоен земельному наделу.
Та документация, что ранее направлялась в регистрирующие органы, будет выдана обратно. Если у собственника надела нет возможности, он может передать право на получение готового документа другому лицу. В такой ситуации потребуется оформить доверенность.
Она формируется в нотариальной конторе. Если бумага не прошла заверку, она считается несоответствующей действительности.
Процесс регистрации в УФРС
Вне зависимости от того, с межеванием участок или нет, на собственника возлагается обязанность относительно проведения регистрации надела в Росреестре. Это отражается в законодательных положениях. Срок отражен – в течение 2 лет.
С указанной целью потребуется совершить определенные действия. В том числе, обратиться в регистрирующий орган и внести данные в установленный бланк заявления. К нему прикладывается акт, посредством которого удостоверяется личность собственника.
Если таковых несколько, то паспорта всех. Кроме того, потребуется кадастровая документация и соглашением, отражающим наличие прав на надел и планом межевания.
Если оформление происходит по дачной амнистии, то процедура будет несколько проще. Когда вместо собственника обращается представитель, потребуется оформить доверенность. Для этого обращаются в нотариальную контору.
К заявлению нужно обязательно приложить акт, подтверждающий внесение пошлины. Сделать это можно прямо при посещении Росреестра. Далее у сотрудника, которому переданы бумаги, нужно получить расписку.
В ней прописывается дата, когда потребуется повторно посетить Росреестр и получить готовые акты. На процедуру регистрации отводится пара недель. Срок отражен в законах.
Представитель имеет право получить документы за владельца надела.
Учет без межевания
Межевание понимается как действия, направленные на определение границ и нахождения участка в пространстве. Среди основных задач можно выделить подтверждение того, что у гражданина имеются правомочия собственности на определенных земельный надел. Законодатель позволяет поставить участок на учет без проведения указанной процедуры в нескольких ситуациях.
В том числе, когда границы ранее уже точно обозначены, для чего используется ограждение. Кроме того, у владельца земли не должно быть спорных моментов с соседями. Затрагиваются вопросы относительно установления границ.
ВНИМАНИЕ . Для постановки участка на учет гражданину нужно в обязательном порядке сформировать и направить заявление в кадастровый орган. Изначально происходит сбор необходимой документации.
К нему относится бумага, посредством которой оформляется личность человека, обращающегося за проведением регистрации. Потребуется документальное подтверждение наличия правомочий собственности на конкретный надел. Также нужно оплатить пошлину.
Планы технического назначения, где отражены объекты, которые планируется возвести на рассматриваемом участке. Нужна бумага, где указывается, к какой категории отнесен данный земельный надел.
Затем начинается стадия рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. Она длится на протяжении 10 дней. Когда указанный период завершится, владельцу выдается кадастровый акт.
В нем делается отметка относительно того, что границы его не отражались. На следующем этапе потребуется внести сведения о наделе в реестры. Для этого обращаются в Росреестр.
Проведение комплексных кадастровых работ
Особенности кадастрового учета при проведении комплексных кадастровых работ связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ.
В 2021 году появилась возможность проводить комплексные кадастровые работы без проекта межевания территории, в отношении земель предназначенных для садоводства; ставить на учет недвижимость на основании правоустанавливающих документов, которые были выданы до появления закона о регистрации в 1997 г. Таким образом, порядок организации комплексных кадастровых работ упростился. (Более подробно читайте в статьях: «Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2019 года», «Комплексные кадастровые работы – как, где, и для чего проводятся»
Межевание земель общего пользования СНТ
Особенности кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами в 2021 году, после принятия закона 267-ФЗ от 02.08.2019
В 2021 году органы местной власти обязаны проводить работы по межеванию и ставить земли на кадастровый учет независимо от того, обращаются ли собственники многоквартирных помещений за этим или нет. Обязанность не только четко вменена, но и конкретизирована. Межевать земли под многоквартирными домами должны в приоритетном порядке в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
(Подробнее в статье: «Межевание земельного участка под многоквартирным домом – порядок подготовки проекта в 2020 году с учетом нового закона 267-ФЗ»
Дачная амнистия - о продлении до 1 марта 2022 года бесплатного оформления садоводами земельных участков в собственность
Члены СНТ, которые не успели бесплатно приобрести «свой» участок, находящийся в публичной собственности, могут это сделать до 1 марта 2022 года (срок ранее устанавливался до 31 декабря 2020 года – по истечении срока, приобретение возможно только после проведения торгов).
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости – домов, зданий, сооружений в 2021 году
Основным нововведением 2020 года была замена разрешительного порядка оформления документации на уведомительный. По сути, поменялся вид документов и порядок их получения. Если ранее на строительство дома требовалось получить разрешение, то в 2020 получали уведомление о соответствии строительства установленным параметрам.
Однако, в 2021 году получение уведомлений вовсе не требуется (подробности здесь).
В 2019 году, после 1 марта, получение такого уведомления касалось всех домов, в том числе находящихся на территории садоводства. Однако, с принятием 267-ФЗ с 4 августа 2019 года и до 01 марта 2021 года уведомления на дома, расположенные на территории СНТ получать не было необходимости. Регистрация была возможна в декларативном порядке – по упрощенной системе.
Кроме того, упрощенная система продлена до 2026 года с Принятием в декабре 2020 нового закона о дачной амнистии. Теперь упрощенно можно оформлять даже дома, находящиеся в границах населенных пунктов и предназначенные для ИЖС и ЛПХ.
Госорганы тем самым надеются на пополнение казны, за счет новой волны в 2021 году государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, расположенной не только в дачных товариществах, но и в деревнях и городах.
Как будет проходить государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости 2021
По прогнозам земельных юристов глобальных изменений законодательства в отношении государственного кадастрового учета объектов недвижимости не ожидается. Основная волна таких изменений пришлась на 2019 - конец 2020 года. Но поправки обязательно будут – без них никак.
Вывод очевиден. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости в 2021 году претерпел ряд изменений и продолжает преобразовываться. В Госдуму постоянно вносятся законопроекты, влияющие в части или в общем на кадастровый учет, а значит на поведенческий фактор граждан и госорганов.
Когда меняется одна норма, затрагивается другой пласт законодательства. И механизм, итак, не особо налаженный, дает сбой. Его латают и корректируют путем внесения изменений и принятия новых законов.
Кроме того, на особенности кадастрового учета влияет и технологический прорыв в сфере передовых нововведений в геодезии и картографии. Переход на новое оборудование и цифровые технологии в скором времени устранит бумажную волокиту, но навряд ли обычным гражданам это поможет, ведь придется разбираться в электронных услугах, от которых, итак, голова идет кругом.
Чтобы найти проверенного специалиста в области геодезии и кадастра в вашем регионе не выходя из дома, воспользуйтесь современным онлайн сервисом - каталог исполнителей геодезических и кадастровых работ.
Сведения, хранящиеся в информационной системе госкадастра недвижимости
Информационная система ГКН (государственного кадастра недвижимости) содержит весь объём информации об объектах недвижимого имущества и представляет собой:
- реестр недвижимого имущества, включая земельные территории;
- дела с подробным описанием всех производимых с участком действий;
- карту, на которой представлены интерактивные снимки всех участвующих в обороте территорий.
В реестре основная классификация происходит по принципу принадлежности к тому или иному субъекту. Затем недвижимость муниципального образования дифференцируется по кварталам. Реестр содержит следующую информацию:
- сведения об оборотных территориях, и тех, что выведены из оборота;
- сведения о том хозяйствующем субъекте каждой территории и его координатах;
- назначение территорий по утверждённой классификации целевого использования;
- описание и характеристика земель федерального фонда.
Важно! Кроме вышеуказанной информации, ГКН содержит сведения о землях, через которые проходят границы Российской Федерации. Эти данные являются закрытыми и не доступны для населения.
Согласно утверждённой классификации, все сведения, характеризующие объекты недвижимости имеют индивидуальный цифровой код. Кадастровый номер участка состоит из нескольких кодов, по которым можно определить точное его расположение и все основные характеристики.
Цифровая комбинация кадастрового кода представляет собой целую систему данных об объекте:
- код из первых двух чисел указывают на кадастровый округ, в котором расположен объект;
- код из следующих двух чисел указывают на район;
- последующая комбинация, состоящая из шести и более цифр указывает номер квартала;
- последние цифры после двоеточия это индивидуальный номер земельной территории.
В случае если участок расположен в границах нескольких кварталов, районов или округов, то числовой код, указывающий на номер квартала, будет состоять из нулей.
Вся необходимая информация по недвижимому имуществу содержится не только на бумажном носителе, но и в электронном виде, представляет собой интерактивную карту, сделанную с высоты полёта спутника, где каждый желающий может найти интересующий участок и узнать о нём все сведения. Исключение составляют закрытые территории и сведения содержащиеся о них.
Важным элементом сведений кадастрового учёта является информация о стоимости и оценке недвижимости. Хранение результатов оценочной деятельности осуществляется в зависимости от категории участка, его целевого назначения и вида разрешённой на нём деятельности.
В сведениях кадастрового учёта все территории, имеющие равнозначное целевое назначение классифицируются так, чтобы стоимость каждого из них не выходила за установленные нормативной документацией пределы.
Собственник угодья имеет законное право в любой момент времени обратиться в отделение кадастра и в течение пяти рабочих дней получить справку с указанием кадастровой стоимости своего объекта.
Все изменения в состоянии земляных ресурсов РФ вносятся в базу, постоянно актуализируются и имеют срок хранения – постоянно. Деятельность ГКН осуществляется на основании Порядка ведения ГКН, принятого Минюстом в 2010 году.
Документация
При необходимости частичные сведения о том или ином объекте недвижимости могут выдаваться гражданам в виде кадастровой документации. Они подлежат оформлению по определённым требованиям.
Главный кадастровый документ это паспорт кадастрового учёта. В его основу положены данные технической документации, полученной в результате проведения межевания. Без него осуществление имущественных сделок с наделом является невозможным.
Основное сведение в паспорте – номер кадастрового учёта. Он выступает в роли кодового адреса объекта и на основании паспорта вписывается во все остальные документа на участок.
Заполненный графический образец
Кадастровое дело содержит не менее важные данные. Туда входят вся информация о недвижимом имуществе и на его основании могут выдаваться выписки, содержащие те или иные требуемые заявителем сведения.
Для включения объекта в общую интерактивную кадастровую карту, специалист, проводящий геодезические работы на участке должен подать полученные в результате землемерия сведения в ГКН.
Принципы работы ГЗК
На основании поставленных перед земельным кадастром целей, выделяются основные принципы его функционирования. Они подробно изложены в ФЗ «О государственном земельном кадастре» и включают в себя:
На основе этих принципов создаётся систематизированный единый свод сведений о всех объектах недвижимости Российской Федерации.
Цель постановки участка на учёт
Постановка владений на учёт является обязательным условием для всех землевладельцев. Именно этим действием определяется правовая база объекта, и устанавливаются его характеристики согласно общего контекста землепользования.
Вся территория земли, которая является экономическим ресурсом Российской Федерации, и каждый участок которой создаёт общую геодезическую систему, должна быть учтена. Иначе в государственном земельном кадастре образуются «белые пятна» из неучтённых участков, любые действия с которыми являются неправомерными.
Сделки по купле-продаже, дарению, обмену и даже наследования запрещены. Такая земля переходит в ведение муниципальных властей сразу после смерти владельца. Кроме того пользование наделом при отсутствии правоустанавливающей документации расценивается как самовольное вторжение и захват.
Власти вправе изымать эти земли, сносить все существующие на нём постройки, а счёт за снос будет предъявлен их владельцу.
Обеспечение угодья паспортом кадастрового реестра обезопасит его от подобного рода действий со стороны муниципалитета. Затем владелец получает право на приватизацию надела.
Для осуществления приватизации необходимо предъявить паспорт кадастрового реестра и документацию, устанавливающую право пользования землёй. Производится операция бесплатно, при этом владелец приобретает право собственника, а информация о приватизации вносится в систему ГЗК.
Для чего нужно определение стоимости надела
Определение кадастровой стоимости земельного надела осуществляется в момент постановки его на учёт или в момент проведения ревизии. Делается это в следующих целях:
- для выкупа участка при покупке прав собственности;
- для установления суммы налога на землю.
Выплаты при этом поступают на счёт региональных властей, поэтому некоторые оценщики могут намеренно завышать кадастровую стоимость. У собственника всегда есть возможность и законное право направить обращение в спец.комиссию при Росреестре с требованием перепроверки и возможного уменьшения стоимости. На это даётся шесть месяцев после проведённой оценки.
Этапы определения цены земель с/х назначения
Уменьшение цены угодья можно осуществить путём обращения к независимому эксперту по оценке или в судебную инстанцию, предоставив обоснованные доводы. Экспертное заключение незаинтересованного оценщика может стать основной доказательной базой, подтверждающей ошибочный расчёт ГКН.
Когда обращаться в суд
Конфликтные ситуации на почве имущественных отношений, которые не удаётся решить путём переговоров, требуют обращения в суд. К ним относятся:
- разногласия с владельцами смежных участков в вопросе границ межи;
- неточности, внесённые в документацию кадастрового реестра сотрудниками кадастровой палаты;
- потеря или порча документов устанавливающих права на угодье;
- процедура признания прав на собственность;
- снижение кадастровой стоимости.
Согласно вынесенным судом постановлениям будут внесены обновлённые данные об участке в базу ГЗК. Заявление в ГКН о снижении суммы оценки, которое осталось без удовлетворения, может быть направлено в суд в форме исковых требований.
Важно! В случае отклонения иска судом первой инстанции, собственник вправе обратиться с апелляционной жалобой в вышестоящий суд.
В судебной практике существует множество примеров обращения с иском о снижении кадастровой цена объекта. Главным условием при обращении в суд является чёткое следование требованиям ФЗ и нормативно-правовых актов.
Так при подаче заявления главной ошибкой заявителя является:
отсутствие экспертного заключения к отчёту. Верховный суд РФ определил, что данный документ является подтверждением возможности использования отчёта как надлежащего доказательства;
Так, садоводческое общество после отказа комиссии в удовлетворении требований о снижении кадастровой стоимости, обратилось в суд. В заявлении было указано, что несоответствие кадастровой цены рыночной влечёт за собой нарушение прав плательщика налога на землю. Судья первой инстанции постановил, что Росреестр обязан внести требуемые изменения в кадастр.
Со стороны Росреестра были даны пояснения в суде апелляционной инстанции о том, что привлечение его в качестве заинтересованной стороны неправомерно в связи с отсутствием полномочий на осуществление оценки. В компетенцию Росреестра входит лишь внесение сведений, и ответственности за результаты оценки он не несёт.
Но областной суд апелляционной инстанции, а затем и Верховный суд РФ оставили решение суда первой инстанции без изменений.
Важно! При оспаривании стоимости юридическим лицом важно соблюсти установленный порядок досудебного урегулирования, при котором обращение в комиссию при ГКН является обязательным. Если же заявитель – физическое лицо, то обращение можно писать сразу в суд, минуя комиссию.
Обращение в суд для оспаривания результатов оценки возможно только в том случае, если комиссия отклонила заявление или не рассмотрело его в течение месяца с момента подачи.
Установленная по решению комиссии или судебной инстанции кадастровая цена может применяться с первого января календарного года, на момент которого была осуществлена подача соответствующего заявления, но не ранее дня, когда были добавлены сведения в ГКН.
При замене тех или иных сведений кадастрового реестра, которые были внесены ранее, ГКН обязан сохранить их и передать в архив.