После ДТП страховая компания оценивает повреждения, рассчитывает размер убытка. Стоимость ремонта на партнерском автосервисе должна находиться в пределах рассчитанной суммы. На практике эти цифры не соответствуют друг другу.

Автомобиль возвращается из автосервиса отремонтированным не до конца или его владельцу приходится доплачивать за восстановительные работы, что является прямым нарушением закона.

Заказать независимую экспертизу

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Ремонт выполняется некачественно

При восстановлении после ДТП допускается использовать только новые, не бывшие в употреблении комплектующие, что увеличивает общую стоимость работ. Средств на качественное проведение ремонта просто не остается. В теории ремонтировать автомобили по ОСАГО могут только авторизованные, соответствующие строгим требованиям сервисы.

Смотрите также:
Постановка авто на учет по наследству – регистрация наследства по закону

На практике это — СТО с недостаточным оснащением и неквалифицированным персоналом.

Сроки ремонта не соблюдаются

Законом установлен максимальный срок для устранения повреждений, полученных автомобилем в ДТП — не более 1 календарного месяца. У страховщика дополнительно есть 20 дней для выдачи направления в СТО. В сумме — 50 дней, но даже их бывает недостаточно, чтобы согласовать работы, заказать и получить запчасти, восстановить автомобиль.

Решить эти и другие проблемы поможет независимая экспертиза и оценка ущерба автомобилю после ДТП, помощь автоюриста.

Ремонт автомобиля по ОСАГО

Если страховая компания определяет ущерб неверно, игнорирует повреждения, рассчитывает возмещение в заниженном размере, проводится независимая оценка ущерба. Эксперт «Инвест Консалтинг» зафиксирует все полученные автомобилем повреждения, включая скрытые дефекты, составит список необходимых восстановительных и ремонтных работ.

Оценка качества ремонта выполняется с помощью независимой экспертизы - она может проводиться сразу после окончания ремонта, если владельца авто не устраивает его качество, а автосервис отказывается устранять недочеты. Если работы были приняты, но в течение гарантийного срока (6-12 месяцев) выявлены их дефекты, брак или недостаточное качество установленных комплектующих, автовладелец вправе потребовать компенсации ущерба (замены деталей, проведения дополнительных ремонтных работ, денежной выплаты).

При нарушении процедуры возмещения ущерба по ОСАГО, если затягиваются сроки выдачи направления на СТО или ремонта автомобиля, автоюрист «Инвест Консалтинг» проведет досудебные переговоры со страховой компанией, направит в ее адрес претензию, подготовит исковое заявление, подаст его в суд.

Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.

Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Можно ли выбрать другую СТО?

Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

На каких условиях проходит восстановительный ремонт?

Предельный срок осуществления ремонта — не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.

СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).

Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев.

Как действовать в случае ДТП?

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

Смотрите также:
Как составить отчет опекуна 2021-2021 гг. (бланк, образец заполнения)

В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Защита прав потребителей страховых услуг

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России.
Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)

До и после вступления изменений

До 2017 года страховщики возмещали ущерб двумя способами. Первый – непосредственно оплатив сумму, которую назвали эксперты оценщики в ходе осмотра повреждений транспортного средства. Второй вариант – денежные средства направлялись непосредственно на СТО, где за эти средства осуществлялся ремонт.

Воитель был вправе отказаться от услуг ремонта и получить деньги на руки.

Этой уязвимостью часто пользовались некоторые мошенники. Юристы активно брались за подобные дела, получая процент с выплаты по ОСАГО, часто увеличивая ее сумму. Создавались осознанно аварии, для получения компенсации подобным способом. Новые поправки ликвидировали это упущения.

Граждане Российской Федерации с легковым автомобилем, зарегистрированным в РФ, теперь обязаны проходить ремонт на СТО, который предлагает страховая компания. Те водители, которые не входят в эту категорию, по-прежнему имеют возможность получить компенсацию наличными.

Направление: что собой представляет

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

С совершенствованием законодательства появился такой документ, как направление на ремонт по ОСАГО. Эта бумага имеет полную юридическую силу и позволяет водителю на всех основаниях получить возмещение по ущербу, полученному в ходе дорожно-транспортного происшествия. Результатом работы механиков должно стать полное (заметьте, не частичное) восстановление автомобиля.

Дополнительно документ четко предписывает срок ремонта авто по ОСАГО.

По факту данное направление является полноценной заменой денежных средств, которые вы направили ли бы на ремонт автомобиля. Нововведение должно облегчить процедуру для водителей, но на практике остается несколько неприятных нюансов:

Что еще почитать:

  • Поцарапали машину во дворе, что делать
  • Остается необходимость обращения в страховую. Это обязательный этап, поскольку именно СК выдает направление после работы оценщиков.
  • Иногда вы не имеете права выбрать автосервис. Это ложится на плечи страховой компании.
  • Придется ждать окончания работ в указанном сервисе без возможности сменить его, что для многих неудобно. Часть водителей смогли бы после получения наличных сделать самостоятельный ремонт намного быстрее.

Далеко не факт, что выбранное страховой СТО качественно устранит неисправности, не говоря о необходимости соблюдать срок ремонта по ОСАГО.

Процедура получения направления

Процедура получения направления по ОСАГО

Как только вы попали в ДТП и вам гарантируется компенсация по ОСАГО, необходимо придерживаться последовательности действий:

  1. Сбор пакета документов, требующегося для обращения в страховую и получения компенсации.
  2. Оценщик компании проводит осмотр, а специалисты решают, каким образом будет проводиться возмещение. В большинстве ситуаций выбирают восстановление машины на CTO.
  3. Если страховая предлагает несколько вариантов, вы можете выбрать одну из утвержденных станций технического обслуживания.
  4. Вам выдают направление. С ним пострадавший направляется в мастерскую и ждет ремонта.
  5. Если качество вас не удовлетворяет или максимальный срок ремонта по ОСАГО был превышен, тогда подаете претензию или решаете вопрос через суд.

Нюансы

Страховщики всегда нацелены на минимизацию своих расходов, поэтому прибегают к различным уловкам на этапе оформления направления. Выражается это в необходимости «подписать дополнительные документы». Водители должны оставлять свои подписи только на двух бумагах: извещение о ДТП и заявление в страховую.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Последнее пишется в свободной форме, поэтому рекомендуем сделать его дома самостоятельно. Если страховщик дает собственный бланк заявления, внимательно читайте каждую строку. Чаще всего водителей пытаются подловить на описанных согласиях:

  • На дополнительную оплату, если денежных средств от СК не хватает. Параллельно выплата занижается страховщиками.
  • На выбор любой мастерской из списка, хотя в этом пункте есть ограничение.
  • На использование подержанных запчастей.

В худшем случае вам подсунут договор цессии. Эта бумага перепродает права на требование возмещения в автомастерскую, в ходе чего вам выполнят ремонт в порядке оказания обычной услуги. Естественно, оспаривать качество работ или пренебрежение сроками уже не получится.

Если вашему автомобилю меньше 2 лет, то все ремонтные работы должен проводить дилерский центр. Соответственно, страховщику нельзя выбирать стороннее СТО для ремонта машины на гарантии.

Задача водителя – не подписывать ничего лишнего, не писать согласий в каких-либо полях, при этом внимательно читать всю документацию. Это исключит шанс мошенничества со стороны страховой компании.

Сроки ремонта по ОСАГО и их расчет

Сроки и их расчет по ОСАГО

Перейдем к самому важному вопросу. Срок ремонта по ОСАГО по закону – это ровно 20 дней без учета нерабочих и праздничных дней. Обычные выходные в этот период входят. Это касается как ремонта машины, так и выплаты компенсации в денежном эквиваленте. Законодательно это закреплено Федеральным законом (п. 21 ст. 12).

Точкой отсчета становится тот день, когда страховая компания приняла пакет документов. Заострите на этом внимание. Многие водители отправляют по почте все бумаги и начинают отсчет.

Далеко не факт, что документы дошли до страховщика, последний может нарочно сказать, что ничего не получал. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо получить подтверждение получения:

Смотрите также:
Полезно знать где получить удостоверение многодетной матери
  • заказное письмо с отчетом о доставке;
  • лично доставить весь пакет, оставив уполномоченному сотруднику под роспись;
  • сняв копии с входящих писем с вашими документами в страховой компании и заверив данную копию.

При обращении в суд вы сможете доказать, что страховщик в действительности принял ваше заявление, но не рассмотрел его в указанный срок.

Чтобы страховщик не выписал отказ, подготовите исчерпывающий пакет документов:

  • заявление на получение компенсации по страховке ОСАГО,
  • извещение о произошедшей аварии от Госавтоинспекции;
  • документ, подтверждающий личность;
  • регистрационный документ транспортного средства;
  • полис ОСАГО.

Отсчет 20-ти дневного срока начинается независимо от даты назначения оценки повреждений.

Если водитель принес страховщику документы 1 апреля, то страховая должна выдать направление, компенсировать деньгами или выслать отказ до 21 апреля.

При этом осмотр оценщиком может состояться даже на 19-ый день срока. Это сохраняет обязанности страховщика по соблюдению сроков. Если в сроке попадаются праздники и нерабочие дни (например, 8 и 9 марта объявлены выходными), то из периода в 20 дней они вычитаются.

Отдаём машину на ремонт

Передаем автомобиль в автосервис по ОСАГО

Получив направление, необходимо передать вашу машину в указанную мастерскую или дилерский центр (если авто новое). Это вторая половина дела, в которой имеются свои особенности. О них мы поговорим далее.

Срок обращения в СТО

В направлении, как правило, указывается число дней, за которые вы обязаны приехать в сервисный центр и передать автомобиль на ремонт. Обычно это 5-21 дней, но законодательно период никак не регулируется. Не стоит паниковать, если вы просрочили этот срок.

Водитель может обратиться в страховую компанию для получения нового действительного направления. Отказать держателям полиса сотрудники СК не имеют права, это становится прямым нарушением законодательства, когда страховщик отказывается от возмещения повреждений.

Если никаких сроков не прописано, не затягивайте с делом и постарайтесь обратиться в СТО в рамках одной недели. Например, термин «разумный срок» описан в ГК РФ и равняется 7 дням. Конечно, к этому вопросу применять его недопустимо.

Сколько времени дается на ремонт

Аналогично законодательно закрепленному сроку на рассмотрение заявления описан и срок на восстановление автомобиля в СТО. Он составляет 30 рабочих дней. Часто водителям задерживают машину по причине очереди, нехватки запчастей или занятости механиков.

Подчеркнем, что вас это волновать не должно. Страховая при выборе мастерской для ремонта должна учесть все трудности и нагрузку, чтобы СТО справилась с поставленной задачей за отведенные 30 дней. Ваша задача – убедиться, что СТО приняло машину на ремонт, иметь подтверждение этому и считать 30 дней.

Если на СТО требуют доплату

Распространенная ситуация, когда в мастерской требуют от водителя дополнительные средства из-за нехватки страховой суммы или предлагают в такой ситуации поставить подержанные детали. Согласно действующему закону по ОСАГО, страховая должна полностью устранить повреждения, полученные вследствие ДТП без каких-либо доплат со стороны пострадавшего. Очень важно, что при способе с направлением машины на ремонт износ ТС не учитывается, как это делается при возмещении деньгами.

Нехватка средств – это сугубо проблема сотрудников страховой. Вы можете записать на видео отказ в мастерской с обоснованием причины, после чего направиться к страховщику с этим материалом. В интересах страховщика оперативно найти новую СТО, при этом срок в 30 дней на паузу поставлен не будет.

Дополнительные бумаги

Столкнуться с «подводными камнями» водители могут и в мастерской. Сюда относится:

  • Подписание дополнительных соглашений. Согласно действующему законодательству, для обращения на СТО вам необходимо только направление. Любые другие документы подписывать не нужно. В большинстве случаев они ставят водителей в невыгодное положение.
  • Дополнительный осмотр. В СТО могут его запросить для увеличения суммы по страховой, оценщики вполне могли пропустить какие-либо скрытые повреждения. Можете дать согласие, если это не увеличивает срок в 30 дней.
  • Оформление сметы. Не подписывайте, поскольку это не ваши заботы и проблемы. Главное – получить восстановленный авто в течение выделенных 30 дней.

Любая дополнительная документация в автосервисе – это способ поставить вас в невыгодные условия. Помните, что кузовные работы получают гарантию на 12 месяцев, а на все остальные ремонтные работы предоставляется гарантия на половину года.

Компенсация за задержку

Если страхования компания или СТО нарушили обозначенные периоды, водители могут требовать не только компенсацию, но и пеню за неустойку. Она начисляется с учетом страховой суммы и количества дней, которые были просрочены. При расчете неустойки по ремонту используется ставка в 0,5%.

Для получения неустойки водителям необходимо составить претензионную бумагу в CK. Если страховщик не возместил средства в период 10 дней, то следует составлять иск в суд и готовить документы. В судебном разбирательстве можно добиваться не только неустойки.

Разрешается требовать расходы на судебные издержки.

Для физических лиц существует ограничение по пени. Оно не может превышать сумму, выделенную на ремонт автомобиля. Если страховая оценила работы в 250 тысяч рублей, то независимо от количества дней просрочки максимальная выплата по пене будет достигать аналогично 250 тысяч.

Есть дополнительный повод обратиться в суд – штраф за несоблюдение сроков. Истцы могут получить средства в объеме 50% от невыплаченного ущерба. Естественно, в таких ситуациях лучше воспользоваться поддержкой опытных юристов, которые помогут в полной мере компенсировать все затраты на дело.

Смотрите также:
Завещание или дарственная: что лучше, выгоднее и дешевле, что это такое, в чем разница

Полезно знать

Часто водители спрашивают, что предпринять, если работы по восстановлению имеют низкое качество. Здесь необходимо уже составлять претензию в страховую. Не получив качественного ремонта, решайте проблему через суд. Также водители могут получить денежную компенсацию взамен ремонта в CTO, но только в определенных случаях, а именно:

  • авто невозможно отремонтировать в сервисном центре;
  • пострадавший погиб, а родственники не предполагают дальнейший ремонт авто;
  • когда виноваты оба водителя ДТП;
  • у потерпевшего степень инвалидности со специализированным авто;
  • выплаты по ОСАГО недостаточно для полноценного восстановления;
  • при нанесении вреда здоровью и выборе пострадавшим способа оплаты деньгами;
  • Центральный Банк запретил направлять авто на ремонт;
  • по обоюдному согласию двух сторон, т. е. автовладельца и СК;
  • у СК нет возможности отправить новое авто в официальный дилерский центр.

Многие пытаются поменять стекла по ОСАГО. Если они были повреждены непосредственно во время ДТП и это будет доказано, то в мастерской стекло заменят. В другом случае, когда оно повреждено камешком или было треснуто до попадания в ДТП, в СТО вам деталь не заменят.

Файлы для скачивания

Бланк претензии в СК на некачественный ремонт по ОСАГО

Бланк претензии в СК на некачественный ремонт по ОСАГО в PDF формате

Образец заполненной претензии в связи с некачественным ремонтом по ОСАГО

Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?

Наш портал использует файлы Cookie

Использование нашего сайта означает Ваше согласие на прием и передачу файлов Cookie Что такое Cookie?

  • Статьи
  • Вся правда о ремонте по ОСАГО

За износ заплатит виновник ДТП

О чём речь?

Закон об ОСАГО, один из наиболее критикуемых и противоречивых законов, действующих на территории Российской Федерации. Многим закон непонятен, кто-то считает его нелогичным, а есть такие, кто и вовсе считает, что данный закон ущемляет их права.

Сложностей и противоречий в законе множество, тут и необъяснимая привязка размера страховой премии к мощности транспортного средства с одной стороны, и отсутствие возможности управлять разными транспортными средствами, находящимися в собственности одного человека, по одному договору страхования, с другой. Но, наверное, самое сложное и непонятное для наших граждан, это невесть откуда взявшийся, пережиток советского прошлого - ИЗНОС, который страховщики применяют при выплатах страхового возмещения по ОСАГО.

И вот уже, практически, 15 лет, страхователи выражают свое недовольство этим износом, недовольство абсолютно логичное. Мы даже не будем сейчас подробно расписывать, что страховщики занижают размер страхового возмещения, представим, что происходит чудо, и страховщики применяют действительные цены на работы, но стоимость то запасных частей все равно снижают, за счет применения износа. Получается, что человек в ДТП не виноват, а деньги на ремонт ему приходится тратить свои, либо ставить сомнительного качества старые детали с разбора, гарантии на которые, конечно же, никто не дает.

Что изменилось?

До недавнего времени все оставалась на своих местах: народ, недовольный страховыми премиями и размером страхового возмещения - шумел, страховщики, при первой же возможности заявляли, что ОСАГО убыточный бизнес, и вообще, во всем виноваты антистраховщики, ведь, оказывается, именно из-за страховых юристов страховые компании так мало платят.

Ни конца, ни края этому видно не было, до очередной прямой линии Президента с народом, на которой, один из активистов поднял вопрос, что пора бы уже положить конец несправедливым выплатам, и ввести ремонт по ОСАГО. Все подхватили эту инициативу, начали обсуждать, что вот, мол, ремонт, это, то, что спасет наш рынок страхования! Ура, ура, ура!

И только, действительно, знающие люди сразу заподозрили какой-то подвох. Вводить ремонт по ОСАГО? Зачем? Разве существует проблема со станциями, где этот ремонт можно провести? Разве не хватает специалистов, которые могут отремонтировать машину? Конечно же, и станций, и специалистов достаточно. Враг один – ИЗНОС.

Общественности так понравилась новость, о том, что скоро машины по ОСАГО начнут ремонтировать, что все застыли в ожидании, когда же уже наступит это прекрасное время.

А я стал ждать, когда же страховщики официально объявят, что мы не только начинаем ремонтировать машин по ОСАГО, но, и отменяем износ, с которым никакой ремонт невозможен. Ждал, ждал, как тут, 10 марта 2017 года все встало на свои места. Расходимся. Нас обманули!

Вот это поворот!

Конституционный суд РФ постановил: теперь виновник ДТП обязан возместить ущерб, даже если страховая компания уже выплатила возмещение.

Скажу больше: виновник обязан оплатить разницу между размером ущерба с учётом износа и без учёта износа.

Не придумали ничего лучше, как возложить износ на плечи населения! Отличный ход!

Конечно же, для потерпевшей в ДТП стороны, это постановление со знаком плюс. А кто подумает о виновнике? Зачем он приобретал ОСАГО? Чтобы самому платить за ущерб?

Одним словом, сложности нашим водителям только прибавится. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели улучшить жизнь пострадавшим в ДТП, а открыли путь к неосновательному обогащению со стороны предприимчивых граждан, которые теперь будут пытаться получить как можно больше денег с виновного в ДТП.

Смотрите также:
Развод с ребенком до 1 года

Что придумал Конституционный суд?

Как хохот посреди похоронного бюро прозвучала новость о Постановлении Конституционного суда от 10 марта 2017 года о том, что теперь виновник ДТП обязан возместить ущерб, даже если страховая компания уже выплатила возмещение.

Итак, суть Постановления сводится к тому, что виновник ДТП должен оплатить разницу между размером ущерба с учётом износа и без учёта износа. Но не всё так просто.

Антистраховщик ознакомился с указанным Постановлением и представляет его подробный обзор.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Обратить внимание в тексте документа следует на несколько страниц, которые содержат весьма важные и одновременно тонкие моменты. Приводить весь текст документа мы не будем, пройдёмся по выдержкам.

Страница №19: «Потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования».

Данный абзац закрепляет право потерпевшего получить с виновника фактический ущерб от ДТП. Но что считать этим самым фактическим ущербом? Смотрим дальше.

Страница №20: «… при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные РАСХОДЫ, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты)».

Очень интересное слово «РАСХОДЫ». Что это?

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Опачки!

Читаем дальше, а вдруг нам показалось и Конституционный суд случайно употребил слово расходы?

Совсем нет, далее, в тексте также встречается слово расходы, но звучит оно здесь только в контексте Закона «Об ОСАГО» и Единой методики. Смотрим страницу №23:

«… поскольку размер расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства определяется на основании Единой методики лишь в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и только в пределах, установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а произведенные на ее основании подсчеты размера вреда в целях осуществления страховой выплаты НЕ ВСЕГДА АДЕКВАТНО отражают размер причиненного потерпевшему фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения, суды обязаны в полной мере учитывать все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.»

В этом абзаце Конституционный суд закрепил также очень важный момент:

Требовать ущерб с виновника на основании Единой методики и справочников РСА нельзя, так как она не всегда адекватна!

Казалось бы, всё понятно. Потерпевший имеет право требовать с виновника только те расходы, которые он понёс для восстановления автомобиля, но нет, Конституционный суд такой Конституционный, что взял и запутал всё до невозможности на той же странице №19:

«… определение объема возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему при эксплуатации транспортного средства иными лицами, предполагает необходимость восполнения потерь, которые потерпевший объективно понес ИЛИ– принимая во внимание в том числе требование пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которому техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения, – с неизбежностью должен будет понести для восстановления своего поврежденного транспортного средства».

Н – НЕИЗБЕЖНОСТЬ

Что означает эта неизбежность никто в постановлении не написал, а мы то с Вами прекрасно знаем, что машина после ДТП может быть продана в разбитом виде без восстановления, следовательно, при продаже машины после ДТП без ремонта никакой речи о неизбежности идти не может. Да. Получается, что продажа машины после ДТП это единственный возможный способ не оплачивать за ремонт деньги потерпевшему со стороны виновника.

Мы считаем, что все случаи, когда машина не была продана после ДТП, являются неизбежностью её дальнейшего ремонта, то есть, платить придётся.

Что же получается?

  • Если Вы случайно въехали в тринадцатилетнего баварского железного коня, то Ваш страховой полис ОСАГО мало того, что не покроет весь ущерб, потому что страховые компании имеют ЗАКОННОЕ право платить меньше, чем положено (износ), так Вы ещё можете материально поучаствовать в восстановлении машины потерпевшего, оплатив разницу между выплатой с износом и без износа.
  • Потерпевшему вовсе теперь необязательно доказывать, что машину он отремонтировал, ему достаточно заявить, что он очень хочет её отремонтировать, но не может, так как по ОСАГО страховая компания заплатила мало и на ремонт не хватает. Теперь потерпевший может просто прийти в суд и сказать, что у него есть ПЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ заказ-наряд на ремонт автомобиля, и он просит взыскать с виновника деньги, которые он НЕИЗБЕЖНО потратит на ремонт.

Но ведь теперь есть ремонт по ОСАГО вместо выплаты деньгами! Ура?

Лично я сильно сомневаюсь, что старые машины страховщики захотят ремонтировать новыми запасными частями, они ведь не благотворительная организация.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Теперь пострадавшему при ДТП за износ будет платить виновник, ведь он не страховая компания и не создал себе удобный закон «Об ОСАГО», по которому можно платить не всю сумму.

Зачем тогда все это ОСАГО нужно в принципе – теперь уже не знаем и мы.

Самое интересное, однако, кроется не только в том, что износ будет оплачивать виновник ДТП пострадавшему. Страховые компании тоже его хотят. Как? Через суброгацию. Не верите? А вот:

Смотрите также:
Отпуск после выхода из декрета: когда положен, длительность, оплата

Представители страховой компании Росгосстрах быстренько сориентировались и захотели взыскать с виновника ДТП, помимо затрат на ремонт ещё и износ. Как Вам такое?

От себя заметим, что дела рассматриваемые по жалобам А.С.Аринушенко, Г.С.Бересневой и других, не схожи с данным делом, поскольку различаются субъекты права, так в рассматриваем деле КС РФ жалобщики, физические лица, в деле по суброгации истец ПАО СК “Россгострах” – юр.лицо, страховая компания, имеющая достаточно материально-техническую базу для проведения ремонтов, закупок запчастей.

Суть натуральной формы страхового возмещения

Начиная с мая текущего 2017 года, собственники легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, зарегистрированным в Российской Федерации, будут приобретать полис обязательного страхования и заключать договоры, предусматривающие натуральную и денежную формы страхового покрытия материального ущерба, причиненного их транспортным средством.

Натуральное возмещение по ОСАГО или проще говоря ремонт, по новому закону является приоритетной формой перед денежной выплатой, применявшейся ранее.

Теперь, при заключении договора и наступлении страхового случая, потерпевшему предстоит выбирать специализированную станцию технического обслуживания, которая будет ремонтировать его легковой автомобиль.

Страховщик обязан предоставить страхователю на выбор несколько организаций, специализирующихся на оказании услуг по ремонту автомототранспорта.

С каждой из таких организаций у страховой компании должен быть заключен договор, в соответствии с которым сервис обязан принимать по направлению страховщика к ремонту транспортные средства – легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам.

Транспортные средства, срок службы которых не превышает 2-х летний возраст, должны ремонтироваться исключительно в автоцентрах дилеров.

Важным требованием закона, обеспечивающим доступность ремонта по ОСАГО, является ограничение удаленности автосервиса от места жительства потерпевшего или места дорожно-транспортного происшествия.

Допустимое расстояние до автомастерской не должно превышать 50 километровый предел.

Срок ремонта не может превышать 30 дней, без учета праздничных и выходных, с момента предоставления автомобиля на станцию СТО.

Оплата за ремонт осуществляется страховой компанией в течение 20 рабочих дней с даты принятия страховщиком заявления от потерпевшего.

Таким образом, исходя из сроков, установленных Законом, ремонт происходит с предоплатой работ.

За полноту и качество выполнения ремонтно-восстановительных работ, отвечать перед потребителем – собственником автомобиля будет страховая компания, а не автомастерская.

Такое положение вещей следует из характера отношений между сторонами.

Закон обязывает страховщика выстраивать с СТО договорные отношения. Предметом такого договора является, в том числе, качество ремонта и его срок.

Нововведения в Закон в части, касающейся ремонта автомобиля при натуральном возмещении по ОСАГО, предусматривают только прямое возмещение убытков.

Это означает, что при наступлении страхового случая, повлекшего причинение материального ущерба легковому автомобилю потерпевшего – физического лица, зарегистрированного в РФ, пострадавшая сторона должна будет обращаться только в свою страховую компанию.

При этом неважно сколько автомобилей участвовало в дорожно-транспортном происшествии и в каком размере причинен ущерб.

Когда натуральная форма возмещения по ОСАГО заменяется денежной выплатой

Закон содержит исключения и предусматривает возможность денежных выплат в отношении отдельных категорий потерпевших.

Смотрите также:
Могут списать с банковской карты госпошлину государственную по субедному исполнению

Также денежная форма выплат возможна при наличии ряда обстоятельств, которые напрямую перечислены в Законе.

Натуральная форма заменяется денежной в следующих случаях:

в виду экономической необоснованности ремонта, когда расходы на восстановление автомобиля превышают его доаварийную стоимость;

при наступлении тяжких последствий от ДТП (смерть пострадавшего или причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего);

при стоимости восстановительных расходов свыше 400000 рублей;

при стоимости возмещения свыше лимита, установленного правилами Европротокола;

при наличии заявления о денежной выплате, поступившего страховщику от потерпевшего - инвалида;

при отсутствии возможности (желания) у потерпевшего произвести доплату за выполнение ремонта поврежденного автомобиля;

по взаимному согласию сторон - потерпевшего и страховщика на выплату страховки в денежной форме.

Выплата в денежном эквиваленте, как и прежде, будет производиться с учетом степени износа заменяемых деталей, узлов и механизмов автомобиля.

В чём состоял старый закон?

Вышедшие из срока действия установленные правила основывались на том, что владелец мог получить два способа возмещения своих средств:

  1. Все денежные средства переводились насчёт владельца транспортного средства,после чего он осуществлял операции по восстановлению.
  1. Деньги в полном объеме переводились на официальный счёт станции технического обслуживания, а разница выплачивалась за счёт человека.При этом, процедура осуществлялась без денег.

Пострадавшей стороне можно было брать все деньги и отказываться от возможного проведения ремонта. Этим пользовались многие юристы, которые подавали иски на получение больших денежных сумм, чтобы разницу вернуть пострадавшей стороне. Именно это и вызвало появление множества мошенников, которые специально подставляли свои автомобили для аварий.

Теперь, когда вступило новое постановление, выбора у автовладельцев не осталось. При этом, они могут только отремонтировать свои автомобили на специальных станциях.

Какие изменения внесли?

Если говорить об изменениях в законе, то в первую очередь нужно просмотреть алгоритм действий каждого автовладельца.

Сюда можно отнести:

  1. Владелец собственного автомобиля оказывается в каком-нибудь происшествии.
  1. Автомобиль транспортируется до ближайшего места по проведению ремонтных процессов и восстановления.
  1. Представители страхового учрежденияпосле выполнения всех процедур оплачивали счет за восстановление и необходимые запчасти.Отзывы от клиентов после этого стали намного хуже.
Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Но, денежные выплаты отменились далеко не для всех имеющихся категорий граждан. Сюда можно отнести только тех владельцев, которые прошли регистрацию на территории нашей страны и пользуются легковыми автомобилями тут же.

В чём особенности закона?

Если говорить об особенностях закона, то здесь их существует очень много.

В каких случаях получается компенсация?

Получить денежную компенсацию можно, если знать о сроках и нюансах. Но для этого нужно знать перечень ситуаций, когда это следует сделать.

Основные факты об ОСАГО

Полис ОСАГО является гарантийным документом, по которому пострадавшей стороне переводят выплату в случае наступления страховых рисков. Клиентам предлагается по желанию получить деньги или провести восстановительные работы за счет оператора. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, что делает выбор весьма трудным.

Основными плюсами, которые дает ремонт по ОСАГО, выделяют:

  • Наличие гарантии со стороны СТО и СК по проведенному ремонту.
  • Отсутствие необходимости поиска станции обслуживания, сравнения разных компаний на рынке – все действия будут осуществлены в определенном месте. Важно лишь убедиться, что организация не дает направление на ремонт по ОСАГО в «гаражи».
  • В процессе восстановления на замену используются только новые оригинальные запчасти(в том числе мотор, тормоза, КПП) от официального дилера, особенно если машине нет и двух лет.
  • Нет необходимости производить доплату, так как по закону в случае такого варианта возмещения ремонт проводится в полном объеме за счет компании.
  • Автомобиль полностью восстанавливается, что исключает езду на поврежденном ТС, опасном как для водителя, так и для других участников движения.

Как видно, ремонт по ОСАГО в 2019 году за повреждение автомобиля выгоден в первую очередь страхователю, поскольку позволяет избежать мизерных выплат от компании и ненужных судебных разбирательств, которые неизбежны в такой ситуации. Операторы, заслуживающие доверие на рынке страхования «автогражданки»:

  • «Альфастрахование»;
  • «Росгосстрах»;
  • «РСА-страхование»;
  • «ВСК-страхование»;
  • «Согаз»;
  • «РЕСО-гарантия»;
  • «Ингосстрах».

Каждая из них предлагает приобрести полис по выгодной стоимости, которую можно предварительно рассчитать. Зависит цена от множества факторов: стажа водителя, мощности транспортного средства, количества человек, региона. Но даже с ними в случае выбора ремонта в качестве компенсации следует опасаться подводных камней.

Смотрите также:
Алименты после 18 лет если ребенок учится: закон в 2021 году, платят ли?

Этот способ получения возмещения имеет свои особенности, о которых необходимо знать каждому клиенту.

Что делать после аварии

Порядок восстановления автомобиля по страховке

Многие водители не знают, что лучше – ремонт или выплата по ОСАГО в 2021 году. Ведь в каждой ситуации необходимо рассматривать все плюсы и минусы. Если был выбран первый вариант, то алгоритм действий для получения возмещения будет следующим:

  1. При наступлении страхового случая, а именно ДТП, необходимо выполнить все пункты, предусмотренные ПДД (освободить проезжую часть, оказать первую помощь, включить аварийный сигнал, установить соответствующий знак).
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД, если имеются пострадавшие лица, или оформить европротокол, если ущерб получили только транспортные средства. Но следует понимать, что в этом случае компенсация не составит более 100 тысяч рублей.
  3. Взять все данные от второй стороны, обменяться страховками, заполнить полностью бланк об аварии.
  4. Сообщить в страховую фирму о наступлении описанного в договоре риска. Сделать это необходимо в течение 5-ти дней, если в аварии никто не пострадал и был использован европротокол.

Страховая компания (СК) принимает решение о проведении ремонтных работ в течение 20-ти дней. Для этого на место выезжает специалист с целью оценки степени повреждения транспортного средства в целом или отдельных его деталей. Пострадавшей стороне необходимо дождаться не только ответа компании, но и заключения независимой экспертизы.

После всех этих действий ТС будет передано на станцию технического обслуживания, с которой у СК подписан договор. Делается это по специальному направлению. Чтобы его получить, необходимо выполнить следующее:

  • Написать заявление о предоставлении ремонта.
  • Выбрать из списка подходящее СТО (обычно с ними у компании договор и проводить ремонтные работы в других местах пострадавшей стороне нельзя).
  • Ознакомиться со списком необходимых работ и сроками проведения ремонта.
  • Подписать соглашение со страховой компанией.

Обратиться в страховую компанию с уведомлением о ДТП необходимо максимально быстро. Если ближайшее отделение находится далеко, то сделать это можно даже онлайн, зайдя на официальный ресурс. В этом случае вероятность затягивания процесса восстановления авто после повреждения будет минимальной.

Установленные законом сроки ремонта

Сроки ремонта по ОСАГО в 2021 году строго законодательством не установлены.Согласно положениям Центрального банка, стороны могут определять их между собой в зависимости от сложности повреждений. О выбранном периоде должны сообщить при получении направления на осуществление ремонт. Но законом ограничивается максимальный период, который составляет не более 1 календарного месяца.

Кто проводит ремонт

Ремонтные работы далеко не всегда проводятся на станции технической помощи – это лишь один из вариантов, который предлагает страховая компания. Автовладелец может воспользоваться своим правом выбора и отдать предпочтение одному из следующих мест:

  1. Официальный дилер. Сюда лучше обращаться собственникам транспортных средств, которые были куплены совсем недавно и еще находятся на гарантии. В этом случае проводится восстановление с использованием только оригинальных заводских деталей.
  2. СТО от страховой. Это самый распространенный вариант, предлагаемый сегодня. СК сотрудничают со множеством компаний, которые проводят ремонтные работы. В этом случае можно предварительно составить калькуляцию, подготовить перечень необходимых действий для полного восстановления.
  3. Независимый сервис. Соглашается оплатить услуги сторонней компании страховая достаточно редко. Чаще всего, если не может предложить альтернативу или об этом была договоренность с клиентом до наступления страхового случая.

Некоторые крупные страховые компании предлагают воспользоваться собственными сервисными центрами, функционирующими независимо от них или обслуживающие только клиентов СК. В этом случае они могут гарантировать высокое качество работы, соблюдение установленных сроком и отсутствие любых доплат.

Когда нужна доплата за ремонт по ОСАГО

Важно знать! Ремонт по ОСАГО может потребовать доплаты в том случае, если был превышен установленный законом лимит в 400 тыс. рублей или был нанесен ущерб в более 50 тыс. рублей, а сотрудники ГИБДД вызваны на место не были.

В остальных случаях требовать внесения дополнительных средств станция технического обслуживания не имеет права. Если такое произошло, пострадавшая сторона должна обратиться в страховую компанию с претензией, в качестве досудебного способа урегулирования вопроса. Если реакции на нее не последует, защищать свои интересы предстоит в суде.

О денежной компенсации

Законом предусмотрены определенные ситуации, в которых автостраховщик не может предоставить компенсацию ремонтных работ. В этом случае полагается выплата деньгами. Это часто называют исключениями:

  • Автомобиль был полностью уничтожен.
  • Владелец ТС умер в ДТП.
  • Группа инвалидности или серьезная травма.
  • Нет договора страховой с компаниями, осуществляющими ремонт автомобилей.
  • Было достигнуто соглашение с клиентом о выплате компенсации при наступлении страхового случая.
  • Центробанк требует провести оформление денежных выплат, поскольку ранее были зафиксированы многочисленные нарушения с проведением ремонтных работ.
  • Станция, где предлагается восстановить авто, не соответствует установленным требованиям.

В некоторых случаях, если износ транспортного средства слишком большой, компания может предложить собственнику получить денежное возмещение. Исчерпывающего списка просто не существует, все решается в индивидуальном порядке.

ОСАГО позволяет получить компенсацию только пострадавшей стороне, при этом виновник проводит ремонт исключительно за свой счет. Но даже если у человека есть все права на восстановительные работы, они могут быть недостаточно высокого качества. Чтобы этого не произошло, необходимо знать основные правила ремонта по полису, и случаи, когда можно получить только компенсацию.

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2021 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Развод №1: "Извольте доплатить!"

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и. Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то. Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Дело в том, Федеральный закон "Об ОСАГО" — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%.

Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Разводы с ремонтом по страховке ОСАГО

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Смотрите также:
Субсидия на жилье малоимущим семьям и матерям одиночкам: условия получения льгот нуждающимися, возможности приобретения квартиры Моя недвижимость

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 - 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Развод №2: Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. "Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта. " — говорят представители сервиса.

"Стоп! Какой ещё договор ремонта?!" — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт.

Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ "Об ОСАГО" прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Договор цессии как развод в сервисе

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом "цессия" строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Что лучше выбрать: наличные выплаты или оплату ремонта?

При любом ДТП, в той или иной степени, страдает имущество и наносятся травмы людям. Неизбежно возникает вопрос возмещения материального ущерба, в том числе и такого порядка: что лучше потребовать по автостраховке ОСАГО – деньги или ремонт?

Что лучше - наличные выплаты или оплата ремонта

В этой статье всесторонне рассматривается данная проблема и даются рекомендации автолюбителям о действиях в подобной ситуации.

При возникновении ДТП, что лучше предпочесть: выплату наличными или ремонт авто?

П. 15 ст. 12 40-ФЗ устанавливает порядок возмещения ущерба в случае ДТП его виновником. При этом до 28 апреля 2017 года были возможны два варианта действий:

  • проведение восстановления машины за счет страховой компании;
  • полное возмещение страховщиком суммы ущерба наличными деньгами.
п. 15 статья 12 закон №40-ФЗ
Обратите внимание, что легковые автомобили находящиеся в собственности автомобилиста были исключены из данной статьи закона о страховании, поэтому страховые выплаты потеряли приоритет над ремонтом для данного вида ТС.

В первом случае существовали такие требования:

  • авто должно быть восстановлено до состояния перед происшествием, запчасти подбирает и устанавливает ремонтное предприятие, автовладелец не принимает в этом участия, получая на руки отремонтированный автомобиль;
  • выбор исполнителя осуществляется автостраховщиком.

Если потерпевший выбирал деньги, то организация восстановления ложилась на его плечи, но страховщик обязан возместить сумму ущерба. При этом размер возмещения определяется по результатам независимой экспертизы, которую организовывает страховая компания.

Выбор порядка возмещения ущерба по ОСАГО: ремонт или деньги, осуществлялся пострадавшей стороной путем подачи личного заявления.

Смотрите также:
Как получить дрова бесплатно от государства в 2021 году?
Обратите внимание! Выбор характера возмещения ущерба производился по личному заявлению владельца пострадавшего авто.

Какой способ избрать и что предпочтительнее: выплата или ремонт по ОСАГО – решение было за автовладельцему, но здесь играло роль несколько факторов:

  • перечень представителей СТО, которым будут поручены работы, какова их репутация;
  • если у вас имеется квалифицированный специалист, который сможет восстановить автомобиль за заведомо меньшую стоимость и в более сжатые сроки, с лучшим качеством, то, конечно, деньги предпочтительнее;
  • насколько повреждено авто – если это серьезно, то лучше выбрать восстановление в СТО страховщика, с предоставляемой гарантией полного выполнения работ.

И тот, и другой способы одинаково выгодны, поэтому к выбору, что предпочтительнее: ремонт авто по ОСАГО в СТО страховщика или деньги на самостоятельный ремонт, нужно было подходить индивидуально. Следовало учесть, что сроки ремонта по ОСАГО в автосервисе страховой компании были заведомо большие, поэтому, если вы не могли обходиться без машины длительное время, лучше было выбрать деньги.

Какие документы необходимо предоставить для оформления выплаты?

Чтобы гарантировать возмещение ущерба, ДТП должно быть надлежащим образом оформлено. Для этого факт происшествия фиксируется с представителями автоинспекции с оформлением официальных бумаг, без которых получить выплаты невозможно.

В настоящее время допускается самостоятельное оформление ДТП, без вызова ГИБДД, по упрощенной схеме.

п. 1 статья 11.1 закон №40-ФЗ

Но следует учесть, что при этом гарантированная сумма возмещения не может превышать пятидесяти тысяч рублей. Поэтому, если вам нанесен серьезный ущерб, без представителей автоинспекции не обойтись.

В ходе расследования происшествия выполняется составление следующих документов:

  • справки по установленной форме;
  • протокола административного правонарушения.

При наличии других последствий, кроме повреждения авто, таких как травмы людей и пр., в дополнение к указанным, необходимо оформление такой документации:

  • медицинского освидетельствования участников ДТП на предмет наличия опьянения различного характера;
  • протокола проверки технического состояния автомобилей.

Для определения суммы возмещения требуется независимая экспертиза машины. Ее организовывает страховая компания. Если потерпевшая сторона не согласна с выводами экспертов, привлеченных СК, она может провести исследования повторно, за свой счет.

Как правило, необходимость этого возникает при нехватке более пятнадцати процентов средств после возмещения страховщиком суммы.

При обращении в СК для требования возмещения ущерба при ДТП необходима подготовка следующих документов:

  • справки о происшествии, оформленной представителями ГИБДД;
  • извещения о ДТП;
  • личного заявления с просьбой о выплате;
  • протокола административного правонарушения.

Если идет речь о повреждении имущества, понадобится дополнительно:

  • подтверждение ущерба результатами независимой экспертизы;
  • документация, подтверждающая право владения имуществом;
  • чек об оплате услуг независимых экспертов;
  • чек на оплату услуг по хранению поврежденного имущества и эвакуацию ТС;
  • другой документации, необходимой для подтверждения факта наличия ущерба.

Если виновник ДТП застрахован, то выплачивать деньги или организовывать ремонт по ОСАГО ранее решал автостраховщик. Для этого пострадавший водитель должен обратиться в СК с вышеперечисленными документами в пятидневный срок.

Что лучше выбрать?

Ранее пострадавший в ДТП в зависимости от сложившейся ситуации мог выбрать несколько вариантов возмещения. Ниже в сравнительной таблице мы отразили главные отличия двух форм.

Что лучше выбрать: денежную выплату или направление на ремонт
Внимание! С апреля 2017 года и по настоящее время ремонт автомобиля после ДТП имеет теперь приоритет из двух форм возмещения ущерба.

Какие СТО имеют право ремонтировать страховые авто?

СТО, которым может быть поручено восстановление страхового авто, должны быть официальными дилерами СК, при этом они должны иметь необходимую разрешительную документацию на осуществление подобной деятельности, требуемое оборудование и квалифицированных специалистов. Причем этот автосервис должен располагаться не дальше пятидесяти километров от места происшествия.

Если владелец авто не согласен с предоставленным ему выбором исполнителя, он может предложить страховщику свою организацию, но такая замена должна выполняться с согласия СК.

В какие сроки страховая должна выплатить наличные средства?

Страховая компания обязана на протяжении двадцати рабочих дней после предоставления ей документации выполнить следующее:

  • в пятидневный срок осмотреть поврежденное авто;
  • в такой же срок после этого привлечь независимых экспертов;
  • подготовить акт страхового случая;
  • выплатить сумму страховки или аргументированно отказать в возмещении.
Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Согласно п. 21 ст. 12 40-ФЗ, плата наличных средств в качестве возмещения ущерба должна была осуществляться автостраховщиком в двадцатидневный срок (учитываются рабочие дни). Этот срок теперь касается и направления на ремонт.

п. 21 статья 12 закон №40-ФЗ

В какие сроки должен завершиться ремонт?

Работы должны быть выполнены в течение тридцати дней. Если СТО не успевает, владельцу авто должна выплачиваться пеня в размере половины процента стоимости за день превышения срока.

Автор статьи
Ардашев Владимир
Эксперт в сфере гражданского права с опытом более 10 лет