При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий.

В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.

К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.

Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280.

Смотрите также:
Как рассчитать декретные правильно - примеры расчета и виды пособий по беременности и родам

Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:

  • Содержащийся в Указе №557.
  • Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.

Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.

ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.

У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.

Перечень должностей при приеме на работу бывшего госслужащего

В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета. С перечнем нужно работать очень внимательно: некоторые должности совпадают с теми, которые прописаны в Указе, а часть не указана дословно, но перечислена в пункте «другие», где могут быть обобщены сразу несколько должностей.

Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.

А вот сотрудники внебюджетных фондов госслужащими не являются, хотя на них и накладываются отдельные ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.07.2013 № 568. Но этот документ ничего не говорит об обязанности работодателя информировать о приеме на работу таких лиц, поэтому в данном случае закон № 273-ФЗ не применяется.

Также не признаются госслужащими сотрудники учебных заведений (в т.ч. руководители – директора школ, ректоры вузов и т.п.). Исключением являются только руководители ведомственных учебных заведений, должности которых перечислены в Указе № 557.

Поскольку ведомственных перечней существует множество, работодателю зачастую лучше перестраховаться и сообщить о приеме бывшего работника любой госструктуры, даже если однозначного требования о таком уведомлении в нормативных актах не найдено.

Ответственность работодателя

На законодательном уровне закреплено, что руководитель обязан направлять сообщение о найме бывшего сотрудника госорганов. Если это будет не сделано, то к работодателю будут применены штрафные санкции в соответствие со ст.19.29 КоАП РФ в размере

2-4 тысячи рублейдля ИП
20-50 тысяч рублейдля руководителя
100-500 тысяч рублейдля организации

Привлечь работодателя к ответственности могут в течение 6 лет со дня, когда была совершено правонарушение.

Стоит отметить, если сотрудник не сообщил руководителю информацию о предыдущем месте работы, и соответствующих записей в трудовой книжке не было, то в такой ситуации работодатель не несет никакой ответственности за отсутствие уведомления.

Как заполнить

При составлении информсообщения о приеме бывшего госслужащего, руководитель должен придерживаться правил, прописанных в постановлении Правительства №29. Так в документе должна содержаться информация о:

  • ФИО нанимаемого работника. Если ранее была смена имени или фамилии, то данный факт должен быть зафиксирован;
  • дате и месте рождения гражданина;
  • последней должности, которую занимал человек в органах госвласти. Запись должна соответствовать той, что оставлена в трудовой книжке;
  • полном названии организации нанимателя;
  • о полных реквизитах приказа или иного распоряжения, по которому человек был принят на работу и приступил к выполнению своих обязанностей;
  • о реквизитах и виде заключенного договора;
  • о полном наименовании отдела и новой должности человека;
  • о должностных обязанностях, которые возлагаются на человека.

Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего в 2020 году должен быть в каждой фирме. В исключительных случаях перечень информации, которая должна содержаться в извещении, может быть расширена.

Порядок уведомления

Руководитель может уведомить о приеме на работу человека в устной форме, но, в случае необходимости, доказать факт исполнения своих обязательств возможно только при наличии письменного уведомления.

Для того, чтобы направить уведомление необходимо:

  • воспользоваться фирменным бланком организации, на котором будет стоять подпись ответственного лица и соответствующая печать;
  • сделать полную опись всех документов, которые будут приложены;
  • направить на бывшее место работы госслужащего уведомление с помощью представителя, или воспользовавшись услугами почты. Во втором случае используется только заказное письмо с уведомлением о получении.

При этом необходимо строгое соблюдение сроков отправки уведомления. В противоположном случае на руководителя может быть наложен штраф за неисполнение обязательств.

Информация, предоставляемая бывшему работодателю сотрудника

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

В течение 10 дней после заключения договора с сотрудником необходимо направить письмо с информацией о трудоустройстве. Перечень сведений, обязательных к представлению, содержится в Постановлении Правительства РФ от 21.01. 2015 № 29.

При заключении договора ГПХ предусмотрено представление сведений:

Смотрите также:
Список документов на пособие на ребенка в соцзащиту
  • Дата, номер договора.
  • Период исполнения работ.
  • Предмет договора.
  • Стоимость по договору.

Работодатель, заключивший договор ГПХ, может не знать о наличии в трудовом стаже должности госслужащего. При заключении ГПХ трудовая книжка не предоставляется. Работник должен проявить инициативу по информированию работодателя. В случае отсутствия сведений работодатель освобождается от ответственности.

Порядок направления уведомления предшествующему нанимателю

Форма уведомления не установлена законодательством. Вероятно, предусмотрена возможность представления уведомления в устной форме, но доказать, что работодатель выполнил обязательства, будет сложно. Оптимальным вариантом направления сведений служит письменная форма. Для направления уведомления потребуется:

  1. Использовать фирменный бланк предприятия с необходимыми реквизитами.
  2. Подтвердить сведения подписью и печатью предприятия.
  3. Направить в адрес организации государственной или муниципальной структуры письмо с представителем либо почтой с обеспечением гарантированной доставки.
  4. Соблюсти десятидневный срок направления уведомления.

Работодатель должен иметь доказательства получения уведомления адресатом. При доставке представителем необходимо получить отметку о получении. Почтовое отправление потребуется сопроводить уведомлением о вручении.

Процедура найма бывшего госслужащего

Документооборот при найме работника по трудовому договору требуется соблюсти в соответствии с ТК РФ.

Совместительство госслужащего

Служащий государственной или муниципальной службы не имеет права на дополнительное трудоустройство. Условие направлено на предупреждение случаев злоупотребления должностным положением. Учитываются требования:

  • Получение доходов из других источников запрещено законодательством.
  • Госслужащие и приравненные к ним лица не должны трудоустраиваться по совместительству к другому нанимателю.
  • Лица, замещающие государственные должности, обязаны сообщать о полученных доходах. Сведения тщательно проверяются, что исключает вероятность их сокрытия.

Работодатели, трудоустроившие госслужащих по совместительству, не несут обязанности по уведомлению предыдущего нанимателя лица. Требование обязательно только при найме уволившегося с госслужбы лица.

Санкции, налагаемые при выявлении дополнительного трудоустройстве

В отношении работников и государственных и муниципальных структур предусмотрена санкция в соответствии со ст. 19.29 КоАП. К работодателям, привлекшим к работам госслужащих, также применяются административные штрафы аналогичной статьи КоАП.

Пример о наложении штрафов при совместительстве госслужащего

Инспектор В., являющийся госслужащим сферы земельных отношений, получил предложение от коммерческой структуры ООО «Азимут» о совместительстве. Должность требовала использования знаний по основной работе лица. В результате выявления нарушения были выписаны минимальные штрафы:

  • Инспектору В. как должностному лицу в размере 20 тысяч рублей.
  • Предприятию ООО «Азимут» в размере 100 тысяч рублей.

При выявлении участия должностного лица предприятия в незаконном привлечении госслужащего к работам на сотрудника или руководителя также налагается штраф.

Вероятные ошибки, допускаемые при приеме бывшего госслужащего

При приеме на работу бывшего госслужащего работодатели могут допустить ошибки:

  • Недостаточное изучение трудовых книжек и перечня должностей, при увольнении с которых необходимо уведомлять государственный орган.
  • Нарушение сроков направления уведомления о найме госслужащего.
  • Представление неполного списка обязательных сведений о трудоустройстве.

Уведомление, не соответствующее требованиям по составу информации, считается непредставленным.

Вопрос № 1. Нужно ли информировать государственные или муниципальные структуры о бывших служащих в случае их ликвидации?

Уведомление является обязательным и при прекращении деятельности госструктуры. Информация предоставляется либо при ликвидационной комиссии, либо вышестоящему органу организации, прекратившей деятельность.

Обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, пояснил ВС РФ

МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Работодатели должны сообщать о приеме на работу всех бывших чиновников, которые ранее представляли декларации о доходах и имуществе. Об этом говорится в подготовленных разъяснениях судьям пленума Верховного суда РФ.

В нем Верховный суд фактически дал расширенное толкование применения ст. 19.29 КоАП. Введенная шесть лет назад в КоАП статья грозит штрафом работодателям, заключившим договор с бывшим муниципальным или госслужащим и не направившим в 10-дневный срок уведомление об этом по месту работы на госслужбе.

Для граждан штраф составляет 2-4 тыс. руб., для должностных лиц - 20-50 тыс., а для юридических лиц - от 100 тыс. до полумиллиона руб.

Срок давности по этой статье - шесть лет, отметил пленум ВС.

Только в первом полугодии этого года по данной статье КоАП прокурорами возбуждено 2,9 тыс. дел, 2,3 тыс. лиц привлечены к ответственности, а сумма наложенных штрафов - 162 млн руб. - в два раза превысила показатели первого полугодия 2016 года.

Условия уведомления

Пленум напомнил, что работодатель должен сообщить о приеме на работу, если экс-чиновник покинул госслужбу в течение двух лет, даже если после этого у него были другие места работы. При этом речь идет не только о трудовом договоре, но и о договоре на выполнение работ или оказание услуг в течение месяца или меньшего срока стоимостью более ста тысяч рублей. При этом не играет роли, курировал ли работу этой организации чиновник на госслужбе.

Смотрите также:
Алиментные обязательства и порядок их удержания с плательщика

Расширение толкования

Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком.

"Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года", - отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих "должен быть единый подход".

Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.

Возможные лазейки

Пленум предусмотрел и возможные лазейки. Так, при уклонении работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 4 или 5 ст.

5.27 КоАП РФ). А при доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (в течение 10 и более дней) - не исключает возможности привлечения работодателя к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ.

Сообщать о приеме на работу нужно и при заключении с бывшим чиновником трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время у другого работодателя.

Если государственный или муниципальный орган, в котором ранее служил чиновник, упразднен или реорганизован (например, ФМС или ФСКН - прим. ТАСС) уведомление должно быть направлено в государственный орган, которому были переданы функции, а если они были распределены между несколькими структурами, допустимо сообщить в любой из них.

Статья относится и к адвокатам и нотариусам

К гражданам, которые подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, "могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающихся частной практикой", пояснил пленум.

Без уведомления бывшего места работы на госслужбе экс-чиновник сможет обойтись в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учрежденя им своей компании - это не подпадает под обязанность, установленную законом "О противодействии коррупции", пояснил пленум.

Смягчение штрафа

Пленум не исключил возможности назначения юридическому лицу штрафа "ниже низшего предела" (т. е. меньше 100 тыс.

руб.) "при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица". Например, может быть учтено содействие юридического лица в раскрытии данного правонарушения, а также отсутствие в числе бывших служебных обязанностей экс-чиновника отдельных функций управления данной организацией. В то же время не могут быть снижены ниже минимальных установленные статьей суммы штрафов для граждан и должностных лиц по этой статье, отметил пленум.

Если же нарушение требования уведомить госорган не является существенным для противодействия коррупции (например, нарушено лишь требование к форме и содержанию уведомления), такое правонарушение может быть признано малозначительным.

Автор статьи
Ардашев Владимир
Эксперт в сфере гражданского права с опытом более 10 лет