Диагностическая карта – это бланковое свидетельство формата А4, заполняемое в соответствии с государственными регламентами и нормативами. Оформлением подобных документов занимаются специалисты станций, в рамках которых проводится технический осмотр машин. Выдачей легальных диагностических карт могут заниматься исключительно компании, аккредитованные российским союзом автостраховщиков.
Диагностическая карта – это бумага, подтверждающая исправное состояние конкретного автомобиля. Такое свидетельство выдается по завершению соответствующего технического осмотра. В документе присутствует ровно 69 пунктов, использующихся для заполнения в соответствии с результатами проведенных инспекционных мероприятий.
Основным местом предъявления бумаги является представительство организации, занимающейся заключением договоров ОСАГО. Без подобного бланка водители не могут выполнить процедуры по обязательному страхованию гражданской ответственности. На вопрос о том, сколько действует диагностическая карта, отвечает соответствующий раздел страхового законодательства России.
Итак, для того чтобы оформить нужное свидетельство, владелец ТС должен пройти технический осмотр. Проведением подобных мероприятий занимаются компании, аккредитованные российским союзом автостраховщиков. Посмотреть реестр официальных организаций в РСА.
Стоимость и сроки техосмотра
Техосмотр – это комплекс процедур, в рамках которого специалисты станции исследуют пригодность машины к безопасному использованию в ежедневном формате.
В рамках инспекции проверяются различные узлы и элементы машины:
- тормозная система;
- устройства, отвечающие за очистку стекол;
- внешние осветительные приборы;
- агрегаты аварийной сигнализации;
- части двигательной системы;
- рулевые аппараты и пр.
Сегодня стоимость проведения технического осмотра на аккредитованной станции начинается от 500 рублей. Максимальная цена мероприятий может составлять сумму в 3000-4000 тысячи рублей. Стоимость выполнения работ зависит от категории машины, а также от региональных характеристик. Сроки прохождения техосмотра составляют не более 1 часа.
Все станции технического осмотра, аккредитованные Российским союзом автостраховщиков, обладают набором оборудования, необходимого для проведения различных инспекционных мероприятий. Сотрудники подобных сервисов выполняют работу по отведенным регламентам, проверяя на пригодность большую часть важных узлов и деталей каждой машины. Как уже говорилось ранее, результатом подобного осмотра становится диагностическая карта.
Таблица периодичности проведения техосмотра
Категория ТС | Периодичность проведения ТО |
Новые автомобили | Отсутствие необходимости инспекции первые 4 года после покупки. |
Подержанные автомобили | Автомобили, выпущенные более 10 лет назад, исследуются на пригодность в ежегодном формате. |
Легковые машины | Легковые машины возрастом 4-10 лет проходят ТО раз в два года. |
Грузовые машины | Грузовики, максимальная масса которых превышает 3,5т, проходят ТО в ежегодном формате. |
Авто с прицепами | Не реже 1 раза в 2 года. |
Мотоциклы и аналогичные виды ТС | В случае, если транспорту менее трех лет, инспекция не нужна. Во всех остальных ситуациях требования аналогичны легковым автомобилям. |
Автобусы | Один раз в полугодие, в том случае, если машина используется более пяти лет. Для новых автобусов срок проведения осмотра установлен в ежегодном формате. |
Такси | Каждые 6 месяцев (для машин старше пяти лет). Для более новых автомобилей срок увеличивается до одного раза в год. |
Срок действия диагностической карты для ОСАГО
Срок действия техосмотра и соответствующей диагностической картой, также регламентируется одним из законодательных актов, действующих в области автострахования. Согласно текущим нормам и регламентам, допустимые временные рамки использования такого свидетельства, сопоставляются с периодичностью проведения ТО.
Так, например, новые легковые автомобили, приобретенные с салона и конвейера, не нуждаются в инспекции в течение трех лет после покупки. Вопрос о сроке действия техосмотра, тут попросту не стоит. Для машин в возрасте от трех до семи лет ТО проводится в формате «один раз в два года». Соответственно, срок действия диагностической карты составляет не более двух лет.
Отдельные правила установлены для ТС, занимающихся пассажирскими перевозками в условиях городских и региональных маршрутов. Такси и автобусы старше пяти лет должны приезжать на станцию для проведения осмотра каждое полугодие. Таким образом, срок функционирования диагностического бланка у таких машин – не более 6 месяцев.
Проверка диагностической карты на подлинность
Подлинность диагностической карты проверяется в удаленном формате, с задействованием сервиса Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Официальный портал ЕАИСТО позволяет уточнить сведения, касающиеся действительности нужного свидетельства по одному из полей:
- государственный регистрационный знак;
- VIN-номер;
- номер кузова;
- номер рамы;
- регистрационный номер диагностической карты.
С помощью данного портала водители также могут уточнить сроки ТО автомобиля для ОСАГО.
Временный полис без техосмотра
Сегодня водители России обладают возможностью оформления временного полиса ОСАГО, для получения которого не потребуется проходить техосмотр.
Такой функционал задействуется в случаях:
- необходимости перегона машины;
- при транспортировке авто в региональном формате;
- для проведения регистрационных мероприятий после покупки;
- для последующей утилизации без задействования эвакуаторов и пр.
Согласно законодательству, временный полис – это страховое свидетельство, аналогичное бланку ОСАГО, оформляемое на срок до 20 суток.
Кому нужна и кому не нужна диагностическая карта
Такси, грузовики и автобусы
Есть несколько типов транспортных средств, прохождение техосмотра и получение диагностической карты для которых является обязательным:
- Грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3,5 тонн (категория «C»).
- Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов.
- Автомобили, использующиеся в качестве такси; автобусы, а также оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более 8 (категория «D»).
- Учебный транспорт.
Легковые автомобили и мотоциклы
Легковым автомобилям и мотоциклам (категории B и A) диагностическая карта требуется только с их определённого возраста и только для заключения договора «автогражданки» – обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Это относится к оформлению как «обычного» полиса (в офисе страховой компании), так и электронного (через интернет). Без действующего договора ОСАГО эксплуатировать автомобиль по закону нельзя.
Из этого правила существует одно исключение. Без наличия карты можно оформить ОСАГО сроком на 20 дней, стоимость такого полиса составит около 20% от стоимости годового. Это необходимо для случая, когда у автомобилиста отсутствует диагностическая карта и он собирается проехать на своём транспортном средстве до места проведения осмотра для её получения.
Техосмотр потребуется не только при покупке страховки ОСАГО, без него вообще нельзя будет использовать автомобиль, в том числе легковой. Штраф за отсутствие диагностической карты (если она требуется) составит 2 000 рублей (ч. 1.1 ст.
12.5 КоАП РФ). Наказывать водителя, при этом, смогут один раз в сутки. То есть, если один инспектор выпишет штраф за это правонарушение, а потом, в этот же день, автомобилиста остановит второй инспектор, то новый штраф – не последует.
Вероятнее всего, к этому времени запустится автоматизированная система выявления таких нарушителей с помощью дорожных камер. Получается, что автовладелец, нарушающий правила прохождения техосмотра, теоретически сможет получать штрафы по 2 000 рублей каждый день, таким образом в месяц их сумма составит целых 60 000. Подчеркнём, что речь идёт именно о марте 2022-го года, и до этого времени какие-либо «штрафы за техосмотр» для владельцев легковушек никакого законного основания не имеют.
Прицепы и полуприцепы
Немного сложнее ситуация с прицепами. Прицепы с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонн, оформленные на физических лиц, вообще не нуждаются ни в техосмотре, ни в самом полисе ОСАГО. Если же собственником прицепа является лицо юридическое, а также во всех случаях при разрешённой максимальной массе прицепа более 3,5 т, прохождение ТО и получение диагностической карты необходимо.
Как считается возраст транспортного средства?
Интересный вопрос – как именно считается возраст транспортного средства. Например, легковой автомобиль был изготовлен в ноябре 2017-го года, а приобретён в автосалоне – в феврале 2018-го. В расчёт берётся год изготовления, причём месяц не учитывается.
В данном случае четыре «свободных от ТО» года – это 2017-й, 2018, 2019-й и 2020-й, следовательно, первый техосмотр потребуется пройти до 1 января 2021-го года.
Как и где можно получить диагностическую карту для ОСАГО
Куда обращаться?
Единственный законный и легальный метод получения карты – прохождение технического осмотра в аккредитованном пункте прохождения ТО. Там специалисты проведут необходимые проверки и в случае, если никаких проблем выявлено не было, оформят документ. Диагностическая карта оформляется в электронном виде, информация о ней заносится в специальный реестр – ЕАИСТО, а автовладельцу, по его просьбе, выдадут бумажную версию.
Документ представляет собой таблицу установленного образца.
Как убедиться, что с пунктом ТО всё нормально?
Убедиться в том, что данный пункт прохождение действительно имеет право выдавать официальные диагностические карты, можно на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА), там перечислены все ИП и юридические лица, имеющие на это право. Есть возможность проверки и самой диагностической карты. Достаточно воспользоваться одним из многочисленных интернет-сервисов.
Потребуется ввести данные автомобиля (VIN и государственный регистрационный номер).
Что нужно взять?
На пункте прохождения техосмотра потребуются следующие документы:
- Удостоверение личности (паспорт) водителя.
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Свидетельство о регистрации (СТС) (если ТС зарегистрировано).
- Доверенность (если осмотр проводится в отсутствии собственника ТС).
Что будут делать?
Специалисты при выполнении осмотра осуществляют следующие проверки.
- Оценка внешнего состояния автомобиля (в частности, на предмет наличия несертифицированного тюнинга и тонировки, а также на наличие трещин лобового стекла в зоне действия стеклоочистителей со стороны водителя);
- Правильность работы фар;
- Работоспособность аварийной сигнализации, подсветки номерных знаков, звукового сигнала, стеклоочистителей и стеклоомывателей;
- Состояние ходовой части, люфт рулевого управления;
- Состояние тормозной системы;
- Соответствие нормам выхлопа двигателя;
- Уровень масла и антифриза;
- Состояние некоторых конструктивных элементов, таких как ремни безопасности, зеркала, дверные ручки.
- Наличие огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки, соответствующих требованиям.
В случае, если были выявлены какие-либо проблемы, водителю даётся 20 дней на их устранение. При этом оплатить повторно стоимость ТО потребуется только частично, в зависимости от конкретной неисправности или несоответствия. По истечению этого срока потребуется полная оплата.
При отсутствии неисправностей и несоответствий автомобилист получит диагностическую карту. Она оформляется в 2-х экземплярах: один выдаётся водителю, другой остаётся в организации, выполнившей осмотр, и хранится там в течение 3-х лет. Каждая карта заверяется подписью эксперта и имеет свой индивидуальный номер, состоящий из 15 – 20 знаков.
Все данные о транспортном средстве, полученные в ходе осмотра, заносятся в ЕАИСТО – единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Срок действия карты начнётся с момента, когда информация окажется в базе, а не со дня выдачи карты.
Сколько стоит?
Максимальная стоимость ТО и получения диагностической карты устанавливается субъектом Федерации (регионом) и зависит от вида транспортного средства. Например, в г. Москва она на данный момент составляет 240 рублей для мотоцикла, 720 руб.
для легкового автомобиля, 1630 руб. для грузовика с разрешённой максимальной массой более 12 тонн (Постановление Правительства Москвы от 27.03.2012 № 107-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 24.07.2018 г. № 759-ПП)).
Как восстановить утерянную диагностическую карту?
Если бумажная диагностическая карта была утеряна, и водитель хочет получить новую, достаточно обратиться в любой пункт прохождения ТО за дубликатом. Из документов понадобится гражданский паспорт и ПТС. Оплата за дубликат, как правило, составляет 10% от стоимости техосмотра, от 50 до 170 рублей.