1998—2001 годы
7 сентября 1998 года Доброе утро, Россия!, первый выход в эфир. Первую версию программы подготовила творческая мастерская Игоря Шестакова, производившая на канале РТР рейтинговую программу «Вести в 11» (народ называл её «Вести с крыши»). Запустить проект в эфир руководство канала Александр Акопов пригласило телекомпанию BND и Андрея Разбаша в качестве независимого продюсера.
Первыми ведущими программы стали известные актрисы Елена Старостина, Мария Царева и Марина Могилевская. Соведущим «работал» забавный пластилиновый персонаж «дядя Миша», который «вёл» до этого программу «С добрым утром!» с Александром Гуревичем. В рамках канала состоялась премьера программы «Новости Москвы» (руководитель — Игорь Шестаков), просуществовавшей в утреннем эфире РТР до февраля 2001 года (её заменила программа Вести-Москва).
9 ноября 1998 года создание утреннего блока. Руководство ВГТРК Михаил Шведкой из-за финансовых проблем решило отказаться от услуг телекомпании ВИD и производить наполнение программы собственными силами ВГТРК. Из-за этого программа лишилась ведущих и ряда ежедневных рубрик.
Эфир программы стала составлять продукция, не требующая особых затрат: отрывки развлекательных программ, музыка из архивов, мультфильмы и другое. В сетку программы включили передачу «Наш сад» и авторскую рубрику Натальи Дарьяловой «У всех на устах». Также несколько месяцев в эфир выходила телеигра Андрея Козлова «Программа передач».
В сентябре 1999 года неудачей закончилась попытка создания на основе утреннего блока «Доброе утро, Россия» нового информационного канала «Панорама» под руководством Александра Гурнова. Блок сохранил свое название и наполнение.
28 февраля 2000 года в рамках программы состоялась премьера передачи «Семейные новости» (руководитель — Валерий Комиссаров).
В июле 2000 года руководитель РТР Александр Акопов пригласил Михаила Борзина на должность продюсера канала «Доброе утро, Россия!» Борзин привёл с собой часть своей команды из программы «Навигатор» канала ТВЦ. Ранее разрозненные редакции «Новостей Москвы», «Семейных новостей», «Хороших новостей» объединились в одну.
19 февраля 2001 года закрытие утреннего блока «Доброе утро, Россия!». Весь штат редакции был распущен, закрыты все проекты, кроме «Семейных новостей», «Открытой таможни» и некоторых других. Самый ранний эфир РТР заняли телесериалы, детский сериал «Телепузики» и мультфильмы, а также выпуски «Вестей».
Место «Городских новостей» занял новый проект канала — Вести-Москва. В течение 2001 года в утреннем эфире появились несколько новых программ: «Экспертиза РТР», созданная коллективом успешной программы НТВ «Впрок», «Афиша».
22 января 2002 года после закрытия телеканала ТВ-6 программа «Дорожный патруль» переехала на «Россия», «Национальный доход», воссозданный из субботней еженедельной экономической программы. Продолжали выходить программы «Дежурная часть» и «Утро с Аргументами и фактами».
2002—2007 годы
26 августа 2002 года создание ежедневного утреннего информационного канала «Доброе утро, Россия!» [2] . Набор программ, выходивший до появления новых продюсеров, был перестроен. О той работе Игорь Шестаков корреспонденту газеты «Время новостей» сказал: «Утренний эфир был хаотичен, набор программ — произволен, и понять, по какому принципу они формировались и почему они расставлялись в эфире, было невозможно».
В эфире остались только самые рейтинговые программы: «Экспертиза», «Афиша», «Экономика», «Дорожный патруль» [3] [4] .
11 августа 2003 года новый блок стал выходить с понедельника по пятницу с 5:45 до 8:45, а с 5:00 до 8:45. Отныне весь эфир на все регионы страны стал прямым: от Камчатки до Калининграда телезрители смотрели «живой» эфир со всеми его преимуществами и недостатками. Программа вновь обзавелась ведущими [5] .
Ими стали звёзды российского телевидения: Анастасия Чернобровина, Алексей Лысенков, Ольга Иванцова, Эрнест Мацкявичюс, Олеся Лосева, Илья Легостаев, Светлана Родина, Дмитрий Губерниев, Евгений Гинзбург, Антон Зайцев [6] , Юрий Липатов и другие. Рейтинги телеканала «Россия» подскочили и достигли небывалых прежде отметок. В отличие от конкурентов, «Доброе утро, Россия!» полностью отказалось от развлекательных составляющих, сделав упор на информации: политической, экономической, спортивной, потребительской и т. д.
Хронометраж рубрик и репортажей был сокращен до минимума (по меркам прежних форматов канала): до 2-3 минут. Эфир очистился от долгих задушевных бесед с гостями в студии, поменяв их на сжатые короткие интервью по главной теме. Выпуски прогноза погоды и новостей спорта выходили каждые полчаса, как и основные выпуски программы «Вести» и региональных новостей.
Они в свою очередь тоже были урезаны до 5 — 8 минут (каждый выпуск).
С 30 августа 2004 года программу стали представлять две постоянные пары ведущих по принципу «неделя через неделю»: Игорь Дерюгин и Анастасия Чернобровина на одной неделе, и Эрнест Мацкявичюс и Светлана Родина (весной 2005 года её сменила Кристина Аристова) — на другой. Суммарное число ведущих программы при этом сократилось. Отличительной чертой утреннего канала на «России», в сравнении с НТВ или «Первым каналом», стала информационная составляющая с оперативным новостным вмешательством и изменением хода всей программы в связи со срочными сообщениями.
Этому поспособствовало наличие прямого эфира на все российские регионы.
С 5 февраля 2007 года программа выходит с новым оформлением и в новой студии, которая используется и по сей день. С этого же времени выпуски программы «Вести», выходящие каждые полчаса, также снимаются в этой студии под названием «Вести-Утро». Ранее они выходили из места съёмок дневных выпусков — большого ньюсрума.
25 июня 2007 года программа стала выходить в эфир в сильно сокращённом варианте — с 5:00 по 7:50 и таким образом, стала заканчиваться намного раньше подобных утренних передач Первого канала и НТВ (7:50 против 9:00). Освободившийся телечас эфира заняли повторы старых документальных фильмов канала. После новогодних праздников 2008 года программа снова стала выходить с хронометражем 4 часа.
2008 год
В октябре 2008 года в рамках канала «Доброе утро, Россия!» открылся новый формат — шоу «Звездное утро» с новыми ведущими: Ольгой Будиной, Дмитрием Харатьяном, Олегом Газмановым и Ангелиной Вовк. Шоу выходит с 8:00 до 8:55 (с 5:00 до 8:00 программа продолжает выходить в прежнем формате) [7] . Рейтинги программы заметно прибавились.
Сезон 2009/2010
2 сентября 2009 года программа «Доброе утро, Россия!» решительно меняет стиль: теперь это четырёхчасовое шоу в стиле «инфотейнмент». Кроме того, программа возобновила сотрудничество с телеканалом «Спорт» [8] , познакомит своих зрителей с прогнозом погоды. Новый ведущий.
11 января 2010 года изменено графическое оформление программы и региональных «окон». Название также было изменено на «Утро России» [9] . Во время нерегионального вещания до 1 октября 2010 года программа вещала в «искусственном» формате 14:9. После этого формат 4:3.
Сезон 2014/2015
1 декабря 2014 года программа «Утро России» для европейских зрителей телеканала Planeta RTR выходит на час раньше в связи с выходом в эфир 11-часового (по московскому времени) выпуска «Вестей». Основные ведущие в программе остаются неизменными — это пары Андрей Петров/Анастасия Чернобровина и Владислав Завьялов/Елена Ландер (могут меняться).
Заставка «Утро России» (12 января 2015—28 февраля 2018)
12 января 2015 года графическое оформление программы и региональных новостей в очередной раз изменилось.
20 апреля 2015 года хронометраж программы увеличился. Теперь она выходит с 5:00 до 9:55. Также появился выпуск «Вестей» в 9:00, имеющий продолжительность 15 минут и снимающийся в большой студии.
29 июня 2015 года программа снимается в формате 16:9.
10 июля 2015 года программа Утро России по пятницам вместо Анастасии Чернобровины, Андрея Петрова, Елены Ландера и Владислава Завьялова. Вместо них стали вести Елена Николаева и Денис Стойков. Но 9 октября 2017 года ведущие поменялись местами.
10 августа 2015 года программа теперь выходит на телеканале «Россия HD». До этого не было в сетке вещания телеканала.
10 июня 2016 года выпуски программы стали выходить в качестве HD вместо SD.
С 15 сентября 2018 года программа возобновила показ по субботам с 5:00 до 8:40.
Анализ вещания «Первого канала» и «России»: 0,3% времени на детские передачи
Всякое телевидение — образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит.
Николас Джонсон, председатель Федеративной комиссии по коммуникациям.
Ни одно из масс-медиа не вторгалось в повседневную жизнь человечества так властно, как телевидение. С того времени, когда появился первый телевизор и начал транслировать первые телепередачи, прошло больше половины столетия, но его аудитория растёт в бесконечное множество раз, поскольку большинство современных семей не может представить свою жизнь без этого изобретения. Не каждая семья задумывается над тем, что очень много телепрограмм и фильмов вносят в их домашний очаг разврат, глупость, манипулируют сознанием человека и загружают бессознательное всевозможным хламом.
Это происходит потому, что люди постоянно используют телевизор как с целью получения информации, так и с целью развлечения, отдыха, и такой постоянный контакт начинает форматировать психику в соответствии с транслируемой информацией, даже тогда, когда человек вроде бы внимателен к этому потоку информации. Многие прожигающие своё время и глаза в этом бездушном ящике считают, что телепрограммы объективно доносит до человека все события, которые происходят в мире. Но так ли это на самом деле?
Телевидение – отличный инструмент манипулирования массами
Современное телевидение определенно приняло манипулятивную семантику и риторику — язык, стиль, эстетику, темп и построение программ. Оно постоянно и последовательно стало сокращать время, а потом и вовсе ликвидировало познавательные, рассудительные и восстанавливающие здравый смысл людей передачи. Оно ввело в практику непонятные, нервирующие, порой кажущиеся безумными заставки (падающие со стула клоуны, дерущиеся деды-морозы и т.д.).
Ткань передач стала разрываться рекламой, так что даже художественные произведения постепенно стали утрачивать свою восстанавливающую сознание силу. Примером служат интереснейшие познавательные в советском телевидении передачи лучших спектаклей драматических театров, которые вообще исчезли с экранов современного телевидения.
В целом телевидение взяло на себя роль силы, подрывающей способность людей к рациональному логическому мышлению, стало инструментом обскурантизма . На смену им эфир заполнили астрологи и предсказатели — в масштабах, которые совершенно не соответствуют реальному распространению этих суеверий.
Программы сегодняшних новостей нагнетают, а программы на исторические темы в основном имеют целью разрушение образа прошлого, проявляя при этом поразительную бестактность и дурной вкус. Чего только стоит «фильм» Лобкова о Мавзолее, где он с важным видом в белом халате пишет на доске формулу уксусной кислоты. Само глумление над элементарным вкусом и элементарными школьными знаниями стало особой программой по разрушению культурного ядра.
Или передача о нижнем белье, где демонстрируются откровенные сцены с полуголыми девицами. Выполняя задачу постоянной дестабилизации общественного сознания, ведущие телевидения, скорее всего, уже и сами не замечают, какие недопустимые вещи говорят — произошел отрыв телевидения от обыденной культуры. Так например, можно перечислить бесконечное множество новостных программ, на которых ведущие, допускают «ляпы ёрнического характера» к трагическим событиям, случившимся на территории России или в мире, придавая фразе такое звучание, что у телезрителя создается подсознательное ощущение, будто катастрофы в России, трагические события — обычное дело.
Современное телевидение в политике оказалось наиболее эффективным средством внушения, нежели печать и радио, потому что была обнаружена, хотя и не вполне ещё изучена удивительная способность телеэкрана «стирать» различие между правдой и ложью, между реальностью и выдуманным миром. Даже явная ложь, представленная через экран, не вызывает у телезрителя автоматического сигнала тревоги — его психологическая защита отключена.
Создание телевизионного образа как главная технология политической борьбы стала в культуре и в целом для общества привычным делом. Сегодня политический «имидж господствует над речью» — произошла смена языка в политике. Язык стал таким, что политик может часами и как говориться «говорить и ни о чём».
И после его красноречивой ораторской речи слушателю невозможно кратко пересказать суть его выступления. Также интересно обратить внимание на то, что если раньше политика предполагала наличие программы, постановку проблемы, изложение альтернатив их решения и обращение к интересам и разуму граждан, то теперь все это заменено конкуренцией образов, имиджей политиков, причём эти имиджи создаются по законам рекламного бизнеса.
В политике стала использоваться следующая формула: «если ты не принимаешь меня таким, каков я есть на самом деле, я стану таким, каким ты хочешь меня видеть».
Как рассчитать долю в праве общей собственности на общее имущество, расчет доли земельного участка, в многоквартирном доме
Таким образом, любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к текущей культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки.
Что мы сегодня смотрим?
Анализ еженедельной телепрограммы телеканалов «Первый канал» и «Россия» с 1 по 7 сентября 2014 года
Мы проанализировали контент двух из наиболее популярных российских TV каналов для того, чтобы составить объективное представление о той политике вещания, которой придерживаются «Первый канал» и «Россия».
Как правило, наиболее социально значимыми программами сегодня являются:
- информационные и информационно-аналитические программы;
- публицистические программы;
- познавательно-развлекательные программы;
- культурно-просветительные программы;
- детские программы.
Для того чтобы узнать и оценить долю социально-значимых программ в программе «Первого канала» и «России», а также оценить распределение эфирного времени, мы использовали программу передач, опубликованную на официальных сайтах этих каналов.
Проделанная аналитическая работа состоит из 5 шагов
Шаг первый
Для начала, все передачи мы разделили на 6 категорий, объединив их по тематическому признаку:
- Новости — в эту категорию вошли все новостные передачи.
- Фильмы — в эту категорию мы включили все полнометражные художественные фильмы.
- Сериалы — телевизионные сериалы, регулярно выходящие в эфир.
- Развлечения — все развлекательные передачи, включая юмористические, аналитические, ток-шоу, конкурсы и т.д.
- Детские передачи — мультфильмы, детские развлекательные и познавательные передачи.
- Спорт — спортивные передачи, трансляции и т.п.
Шаг второй
Мы суммировали время передач из каждой категории по дням в течение одной недели. Неделя — основной цикл на телевидении, поэтому для определения доли каждой категории достаточно анализа сетки за одну неделю.
Шаг третий
Мы суммировали время передач из каждой категории за всю неделю, получив, таким образом, материал для расчёта доли каждой категории в общей вещательной сетке.
Шаг четвертый
Рассчитали долю категорий, результаты представили в виде диаграммы.
Шаг пятый
Сопоставили показатели обоих каналов, представили их в виде общей диаграммы для наглядности.
Первый канал
На основе проведённого анализа мы получили следующие фактические данные:
Распределение эфирного времени по категориям передач на «Первом канале»
Общее время вещания в неделю: 7 х 24 х 60 = 10 080 мин.
Тематическое вещание в неделю (сумма категорий): 1055+1640+1360+4735+30+240 = 8860мин.
Прочее (реклама, анонсы, заставки): 10080 — 8860 = 1220 мин. (20,3 часа)
Таким образом, из таблицы и диаграммы совершенно очевидно, что основное количество эфирного времени занято художественными фильмами, рекламой и анонсами, новостными передачами, развлекательными передачами и сериалами. На детские передачи остается лишь 0,3 %, это как минимум втрое ниже требуемого объёма. При этом, надо заметить, детские передачи на первом канале демонстрируются не каждый день, а лишь несколько раз в неделю, во время, невыгодное с точки зрения размещения рекламы.
Один из главных каналов страны должен быть нацелен на все группы населения, а сегодняшнюю вещательную политику «Первого канала» можно охарактеризовать как соответствующую основным запросам взрослого и пожилого населения, представляющего класс потребителей. Именно на них нацелена реклама на канале. Образовательные, детские, спортивные передачи не представляют интереса для рекламодателей, так как их аудитория не является целевой, следовательно, невыгодна с коммерческой точки зрения.
Таким образом, «Первый канал», являющийся по сути и официально главным государственным каналом, не выполняет социальную функцию, так как практически не содержит передач, способствующих развитию человека как личности, формированию характера детей, популяризации здорового образа жизни и здоровой морали.
Канал «Россия»
Теперь рассмотрим результаты анализа контента телеканала «Россия», второго по значимости и объёму аудитории в России.
Для того, чтобы наш анализ выглядел завершенным, сопоставим долю передач каждой категории на обоих каналах.
Из таблицы видно, что доля развлечений, к которым можно отнести и фильмы и сериалы, составляет более 70% в сетке вещания двух основных телевизионных каналов России. Детских передач в вещании в общем-то нет, как и образовательных. Итогом такой политики телевизионного вещания является образовательный уровень телезрителей, низведённых до уровня бездумных потребителей информационной продукции.
Анализ механизма кадастровой оценки в эфире телепередачи Утро России
Канал доступен только по подписке
Для того, чтобы подписаться, необходима авторизация!
Для просмотра отключите блокировщик рекламы
Канал доступен только по подписке
Архив этого канала недоступен
К сожалению, этот выпуск недоступен
К сожалению, этой передачи нет в записи.
Но мы подобрали для вас похожие передачи.
Выпуск ещё не вышел в эфир
Трансляция доступна только в приложениях Peers.TV на iOS, Android и SmartTV
Скачивай прямо сейчас:
Для продолжения просмотра в Peers.TV требуется регистрация. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Это займёт совсем немного времени.
Вы смотрите этот канал, т.к. являетесь абонентом провайдераУтро России
- Вконтакте
- Одноклассники