Библиографическая ссылка на статью:
Макарова К.С., Власова А.А., Торопова А.И., Ротанова В.А., Кокарева М.Е. Правовое положение работников педагогической сферы в мире и в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89773 (дата обращения: 18.06.2021).
Учитель – значимая фигура не только в системе образования, но и в обществе в целом. Педагог является носителем общественно-исторического опыта и ценностей, осуществляющего связь между поколениями.
Однако в настоящее время одной из проблем является противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагогического работника. В этой связи необходимо повышение социальной значимости и престижа педагогического труда.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования должно стать утверждение правового статуса педагогических работников и условий для осуществления ими профессиональной деятельности. Для того чтобы обучение было наиболее эффективным, необходимо создать благоприятные условия, которые будут способствовать признанию обществом соответствующего статуса педагога и особой значимости данной профессии.
Правовое положение работников образовательной сферы стран Европы закреплено в Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ «О положении учителей» (принята 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей), где учителям отводится руководящая роль в развитии образования. По словам одного из участников Межправительственной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в Париже в 1966 году, права человека начинаются с прав учителя, и если учитель бесправен, то он никогда не сможет передать ученикам веру в права человека.
Международные документы включают такие профессиональные права и свободы учителей, как право на разработку новых образовательных программ, учебников и учебных материалов, а также право учителей на различные социальные льготы и гарантии.
Во многих европейских странах статус учителей находится на высоком уровне. Учителя приравниваются к государственным служащим в Бельгии, Австрии, Финляндии, Испании, Франции, США, Канаде, Португалии, Дании. В системе классификации должностей государственной службы педагогические работники относятся к «среднему звену» т.е.
пользуются привилегированным положением.
В Финляндии профессия учителя является одной из самых важных и популярных. Труд педагогов высоко оплачивается. Учитель обладает свободой творчества.
В Китае одним из главных направлений социальной политики является повышение социального статуса и условий жизни педагогов. В целях улучшения условий жизни учителей правительство Китая в 1994-1998 годах выделило более 9 миллиардов долларов и построило 903 млн. квадратных метров жилья.
Согласно статье 33 Закона «Об образовании КНР» гарантируется защита прав и интересов учителей, улучшение их рабочих и жизненных условий и повышение их социального статуса.
Права и обязанности работников образовательной сферы в России регламентируются законодательством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и локальными нормативно-правовыми актами. Список этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений, что приводит к появлению новых имущественных и неимущественных прав и обязанностей педагогических работников.
Правовой статус педагогического работника определяет Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) (далее Ф3 «Об Образовании в РФ). Согласно п.1 ст.47 данного ФЗ под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (включая академические права и свободы), Наряду с этим в законе закреплены трудовые права, социальные гарантии и компенсации, ограничения, обязанности и ответственности.
Работники педагогической сферы в РФ имеют особый статус. В государстве создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Выделяют общие и специальные права и обязанности (академические, трудовые и социальные) педагогического работника. Общие установлены законодательством для всех субъектов трудовых отношений. Например, в соответствии со ст.
219 «Трудового кодекса Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018)» (Далее ФЗ «ТК РФ») «педагогический работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра, обязательное социальное страхование от несчастных случаев и др».
Специальные установлены применительно к педагогическим работникам. Среди них академические права и свободы: «свобода преподавания, свобода выражения мнения, свобода выбора и использования педагогических методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, право на выбор учебников, учебных пособий, право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной, в том числе международной деятельности, разработках и внедрении инноваций и т. д.» (п.3.
ст.47 ФЗ «Об образовании в РФ»).
К трудовым правам и социальным гарантиям педагогических работников относят следующие: «сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю» (ст.333 ФЗ «ТК РФ»), «право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» (п.5 ст.47 ФЗ «Об образовании в РФ»), «право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ — лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста» (п.1. ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Правовой статус педагогических работников включает в себя также обязанности и ответственность.
Перечень обязанностей педагогических работников представлен в ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ». Например, педагогические работники обязаны: реализовать в полном объеме преподаваемые учебные предметы, соблюдать нравственные и этические нормы, с уважением относиться к ученикам, повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию.
К педагогическим работникам могут применяться все виды дисциплинарных санкций, предусмотренных ТК РФ. К ним относятся замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. «В качестве дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником могут быть: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и др».
Таким образом, правовое положение работников педагогической сферы за рубежом и в РФ имеет сходство в следующих показателях: оценка деятельности (аттестация, рейтинги), предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, законодательно определённый порядок и сроки повышения квалификации педагогическими работниками и другие. Однако в отличие от опыта ряда европейских стран, педагогическая деятельность в образовательном законодательстве РФ не признаётся государственной службой. Хотя в ФЗ «Об образовании в РФ» признаётся особый статус педагогических работников в обществе, в настоящее время данная правовая норма носит скорее декларативный характер.
В этой связи одна из целей развития законодательства в области образования в Российской Федерации – дальнейшее совершенствование правовых актов, регулирующих правовой статус работников педагогической сферы.
Права педагогов
Помимо закона «Об образовании», правовой статус учителя и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой школе. Непосредственно на своём рабочем месте права учителя определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.
Права, которыми обладает педагог, можно разделить на несколько категорий. Каждая из них гарантируется соответствующими законодательными и подзаконными актами федерального и регионального уровня.
Академические права учителя
Перечень академических прав педагогов определён статьёй 45 ФЗ №273 от 29.12.2012 г. Важнейшим из них является свобода:
- выражения своего мнения;
- преподавания.
Перечень академических прав и свобод педагогических работников
Важно! Никто не имеет право вмешиваться в профессиональную деятельность учителя, если она не нарушает действующее в РФ законодательство.
В основе современного процесса обучения заложены 3 основных принципа:
- альтернативность взглядов;
- дискуссионность;
- обоснованность и аргументации выбранной точки зрения.
Такой подход к образовательному процессу предоставляет учителям право на свободный выбор методов и средств обучения и воспитания учеников. При их выборе учитель должен учитывать действующие программы.
Таблица. Права классного руководителя
Трудовые права
Действующее законодательство предоставляет школьным педагогическим работниками ряд социальных и трудовых гарантий. Статья 333 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочей недели учителей. Она учитывает их особые условия труда и составляет 36 часов.
Вместе с укороченной рабочей неделей работающие в школах учителя имеют право на ежегодный оплачиваемый удлинённый отпуск.
Перечень социальных гарантий учителей
Для некоторых категорий педагогических работников максимальная продолжительность рабочей недели установлена продолжительностью 30 часов. К ним относятся учителя, работающие в образовательных учреждениях санаторного типа, где существует опасность заражения туберкулёзом или инфицирования микробактериями. Такой порядок определён Приказами Минздрава, МО, МВД, Минсельхоза, Минюста и Минобразования.
Главным нормативным актом, регламентирующим работу и отдых педагогов, является Приказ Минобрнауки №69, изданный 27.03.2006 г. Каждое учебное заведение имеет внутренний трудовой распорядок. Он регламентирует режим работы и отдыха, а также графики отпусков.
Справка. Положения внутреннего распорядка закрепляются коллективным договором, заключаемым между администрациями школ и профсоюзом педагогов.
Выдержка из Постановления Минтруда №4
Закон предоставляет право учителям работать по совместительству. Делать это могут не только в рамках одной школы, но и в других организациях. Особенность работы учителей по совместительству регламентируются:
- Постановлением Минтруда №41, принятым 30.06.2003 г.;
- Постановлением Правительства РФ № 197 от 04.04.2003 г.
Количество рабочих часов по совместительству определяется соглашением сторон и закрепляется заключённым между ними трудовым договором. Непрерывно проработавшие в течение 10 лет учителя имеют право на получение дополнительного годового отпуска. Согласно статье 157 ТК РФ, педагогические работники имеют право на предоставление отгулов за период работы в выходные и праздничные дни.
Учителя имеют право на совместительство
Права на денежные компенсации и социальные льготы
Перечень социальных гарантий учителей определён статьёй 55 ФЗ №273. Основные виды компенсационных выплат определены Письмом Минобразования №20-58-4046/20-4 от 25.11.1998 г. В их число входят ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые учителям, находящимся на должностном окладе, на покупку учебно-методической литературы.
Такой вид компенсационных выплат был предусмотрен ФЗ №3266-1 от 10.07.1992 г. Они выплачиваются даже в период нахождения педагога в декретном отпуске.
Перечень компенсационных выплат учителям за особые условия работы
Нормативы компенсационных выплат применяются государственными и частными учебными заведениями. Их размер, принятый на федеральном уровне, может быть увеличен региональной властью за счёт местного бюджета. Вместе с правом получения компенсационных выплат по затратам на приобретение необходимой для ведения профессиональной деятельности литературы учителям полагаются и другие виды финансовой поддержки.
Среди них доплаты за:
- Классное руководство. Выплачиваются из средств регионального бюджета и зависят от количества учеников в классе, нагрузки педагога.
- Проверку письменных работ. Размер выплат зависит от наполняемости классов, а также их типа. Доплата учителей подготовительных групп, 1-4 классов составляет не менее 15 %, 5-11 классов – 20%. Максимальный размер доплат 100% полагается учителям школ с наполняемостью классов более 12 человек.
Перечень персональных доплат учителям
Доплаты преподавателей зависят от учебного предмета, который они ведут. Они составляют для учителей:
- языка и литературы —20%;
- математике —15%;
- иностранному языку, черчению — 10%.
Правом на профессиональную добавку к заработной плате размером 18-20% обладают заслуженные педагоги России. Среди иных прав школьных учителей на материальную поддержку — частичная компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ. Проживающие в сельской местности педагогические работники имеют право на бесплатную отапливаемую жилую площадь, оснащенную освещением.
Справка. В тех случаях, когда учителю предоставляется жильё, не подключенное к центральному отоплению, законодательство обязывает обеспечить их бесплатным твёрдым топливом. Оно предоставляется учителям независимо от формы собственности недвижимости, в которой они проживают.
Порядок предоставления бесплатного топлива сохраняется и за пенсионерами. Педагогические работники, проживающие в городах, имеют право на выплату ежемесячных компенсаций по ЖКХ в размере 1200 рублей.
Перечень социальных прав педагогов
Справка. Право на получение бесплатного жилья на условиях социального найма сохраняется за сельским учителем и после выхода его на пенсию. При этом, его педагогический стаж не должен быть меньше 10 лет. Среди социальных прав педагогических работников — возможность бесплатного повышения квалификации 1 раз в 3 года.
Право на ранний срок выхода на пенсию
Закон предоставляет педагогическим работникам право на досрочный выход на пенсию. Для этого они должны иметь не менее 25 лет педагогического стажа. Такой порядок установлен ФЗ №400, от 28.12.2003 г.
Под педагогическим стажем понимается период работы на должностях, определённых специальным списком. Он утверждён Постановлением Правительства РФ №781, от 29.10.2002 г.
Школьная учительница на пенсии
Права молодых специалистов
Для привлечения молодых кадров предусмотрен целый перечень преференций, которые имеют право получать пришедшие работать в школу специалисты. Понятие «молодой специалист» раскрыто статьёй 70 ТК РФ. Большинство предназначенных для этой категории педагогических работников преференций предоставляется регионами.
Они ограничивают верхнюю планку возраста участников льготных программ.
Перечень льгот молодым специалистам
Справка. Молодые специалисты имеют право на получение подъёмных сумм. Из размер зависит от региона трудоустройства. Выплаты предназначаются для обустройства молодых людей на новом месте жительства и работы. Они производятся при заключении специалистом трудового контракта со школой на срок не менее 3-х лет. Статус молодого специалиста педагогическому работнику может быть предоставлен только 1 раз.
В 2019 году в числе денежных поддержек:
- Единоразовые выплаты. Их размер может составлять от 20 до 100 тыс. руб. Получить денежные выплаты этого вида могут педагоги государственных школ.
- Прибавки к заработной плате до 40%.
Проживающим и работающим в сельской местности молодым специалистам предоставляется бесплатный проезд на общественном транспорте в пределах населённого пункта. Некоторые регионы предоставляют молодым специалистам компенсационные выплаты на приобретение жилья.
Молодой учитель в сельской школе
Право на участие в программе льготного жилищного кредитования
Важным правом для многих педагогических работников, не имеющих собственного жилья, является предоставляемая государством возможность оформления льготной ипотеки. Она предоставляется по минимальной процентной ставке. Воспользоваться ею могут педагоги, работающие в сельской местности.
Предельный возраст претендентов на льготную ипотеку не должен превышать 35 лет.
Ипотека для молодых учителей
Пошаговая инструкция оформления подъёмных выплат
Шаг 1. На первом этапе молодой специалист заключает трудовой договор с администрацией школы по своей профильной специальности. Перерыв между получением диплома об окончании педагогического колледжа или института и трудоустройством не должен превышать при оформлении подъёмных 12 месяцев.
Образец трудового договора
Шаг 2. Для перечисления денежных средств открывается банковский счёт.
Порядок открытия банковского счёта
Шаг 3. На втором этапе молодой специалист подаёт заявление на имя директора школы о предоставлении подъёмных выплат. В нём указываются реквизиты открытого банковского счёта.
Шаг 4. Администрация школы издаёт приказ о выплатах, в котором указывается целевое назначение выделяемых молодому специалисту денежных средств.
Шаг 5. Молодой специалист знакомиться с приказом под роспись.
Лист ознакомления с приказом
Права педагогических работников, находящихся на пенсии
Педагоги-пенсионеры имеют ряд прав. Те из них, кто продолжают трудиться имеют возможность использовать год отпуска без содержания. Имеющие педагогический стаж более 25 лет пенсионеры могут рассчитывать на пожизненные доплаты за выслугу лет, если их профессия входит в соответствующий список, определённый действующим законодательством.
Для получения этого вида преференций при выходе на пенсию педагогические работники должны иметь в 2019 году ИПК равный 13,8 баллам.
Педагоги-пенсионеры вправе обращаться за предоставлением льгот по оплате:
- Центрального или автономного отопления. Льгота предоставляется при использовании для обогрева помещений и нагрева воды газом.
- Электроэнергии. Размер преференций определяется местными администрациями.
Находящийся на пенсии сельский учитель ежегодно получает уголь или дрова для отопления своего жилья. Денежные компенсации всем категориям льготников предоставляются после их фактической оплаты. Для совершения начисления выплат необходимо предоставить документы, подтверждающие факт оплаты .
Урок 2. Права и обязанности участников образовательного процесса
2. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Конвенция о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.
Конституция РФ - основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.
Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.
Обязанность - это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Педагогический работник - это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся.
Права человека - такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.
Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения.
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - закон, регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
- Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. М.: Просвещение, 2018.
- Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый человек, живущий в современном обществе, обладает определенными правами и обязанностями, которые регулируются нормативно - правовыми актами. Права и обязанности граждан РФ закреплены Конституцией РФ. Защита прав ребенка обеспечивается также и международными документами – Конвенцией о правах ребенка.
В области образования в РФ сложилась целостная система правовых норм. В ФЗ «Об образовании в РФ» прописаны права и обязанности участников образовательного процесса в школе. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.
К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители). Педагогический работник - это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся. Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.
Рассмотрим права и обязанности каждого из них подробнее:
Обучающийся имеет право на:
- получение бесплатного общего образования;
- выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
- обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану и ускоренному курсу обучения;
- бесплатное пользование библиотечным фондом;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- участие в управлении школой;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
- защиту от применения методов физического и психического насилия;
- условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
К обязанностям обучающихся относится:
- соблюдать Устав школы;
- бережно относиться к имуществу школы;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;
- выполнять требования работников школы;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать деловой стиль одежды.
За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.
Отчисление обучающихся осуществляется приказом директора школы на
основании заявления родителей, опекунов или иных законных представителей
обучающегося, с указанием причины отчисления, как в приказе, так и в заявлении, либо решения педагогического совета школы.
Отчисление учащихся из школы на основании решения педагогического
совета школы, осуществляется по следующим основаниям:
❿ грубые и неоднократные нарушения устава школы;
❿ нарушение правил внутреннего распорядка;
❿ причинение вреда имуществу школы;
❿ причинение вреда здоровью другому учащемуся или преподавателю;
❿ систематические пропуски занятий;
❿ наличие академической задолженности по двум и более предметам.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося из школы, школа обязана в течение 3-х дней проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из Школы, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
Родители (законные представители) имеют право:
- выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;
- защищать законные права и интересы ребёнка;
- присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с успеваемостью и поведением их ребёнка;
- участвовать в управлении школой, т.е. избирать и быть избранными в совет школы, попечительский совет, общешкольный и классный родительские комитеты;
- при обучении ребёнка в семье на любом этапе продолжить его обучение в школе;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося: с оценками успеваемости родителей знакомит классный руководитель в письменной или устной форме;
- посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора школы и согласия учителя, ведущего урок;
- знакомиться с уставом школы, лицензией на право ведения общеобразовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации школы;
- посещать школу и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;
- вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития школы.
Родители (законные представители) обязаны:
- воспитывать своих детей и создавать необходимые условия для получения ими образования;
- нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс "условно";
- выполнять устав школы;
- посещать проводимые школой родительские собрания;
- нести ответственность за бережное отношение учащихся к государственной собственности.
Учитель имеет право:
- на участие в работе органов управления учреждения в порядке, предусмотренном уставом учреждения;
- на уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей;
- самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся;
- на отдых во время перемены и после уроков;
- на моральное и материальное поощрение своего труда.
- быть примером достойного поведения в учреждении и в общественных местах;
- заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений;
- уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;
- аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.
Все участники образовательного процесса имеют равные права и обязанности. Права и обязанности тесно взаимосвязаны между собой. Знание и соблюдение их является обязательной необходимостью для всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и педагогов).
Примеры и разбор решения заданий
1.Установите соответствие между определениями и понятиями.
необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение
правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека
свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения
лицо, осваивающее любую образовательную программу
целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования
лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся
2. Подберите правильные ответы:
1) Мера дисциплинарного воздействия, налагаемая за наличие академической задолженности по двум и более предметам.
2) Основной международный документ в области регулирования прав ребенка.
3) Место, где реализуется право ребенка на получение основного общего образования.
Права педагогов: как учителю защитить себя?
Петербургский учитель математики, член профсоюза «Учитель» Иван Меньшиков, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года», рассказывает о трудностях преподавания предмета: как сделать его полезным и одновременно подготовить учеников к ЕГЭ. А ещё говорит о том, для чего учителям ещё один профсоюз и как соблюсти права – свои и детей.
Интересы учеников – в приоритете
Главные потребители образовательного продукта, уроков – дети. Их интересы стоят на первом месте, уже далее – задачи Министерства образования или директора школы, представления преподавателя о том, как преподавать тот или иной предмет.
Методику преподавания может выбирать учитель, но готовить школьников нужно к тому, что важно для них. Если сейчас их основная задача – подготовиться к тестам, то надо готовиться к ним, а не изучать универсальные данные по дисциплине. Учитель может вести урок математики или литературы с упором на прикладной характер, это будет интересно и полезно (больше говорить о статистике или эмоциональных реакция персонажей литературных текстов), но не поможет набрать высокие баллы.
Работать в школе или ходить на митинги?
Школьное руководство пристально следит за политическими взглядами работников, их участием в общественных выступлениях. Некоторые педагоги чувствуют давление со стороны руководства, если принимают участие в митингах или высказывают свои взгляды в соцсетях. Это оказывает влияние на учеников, но на них оказывает влияние тысяча вещей в онлайн- и офлайн-пространстве, поэтому учитель не должен отказываться от своих взглядов.
Хотя высказывать в классе свои личные взгляды не стоит – работа и политические убеждения не должны пересекаться.
Если вы достаточно смелы и независимы, нет ничего незаконного в том, чтобы публично обсуждать политические, социальные проблемы, будь то соцсети или сообщество друзей. Преподаватель средней школы зависит от позиции руководителя: некоторые директора угрожают увольнением работникам с оппозиционными взглядами, другие относятся спокойно. Иногда беспокойство по поводу личных взглядов учителя выражают чиновники, а руководители школ напрямую зависят от них.
Иван Меньшиков говорит о том, что сохранить убеждения, несмотря на риск потерять работу, будет честно по отношению к ученикам.
Как выжить: найти единомышленников
В стране работает 1,8 млн учителей – огромная группа людей, объединённая общими целями и сложностями, и все они работают в одной системе по общим стандартам. Педагоги и в Калининграде, и в Туапсе одинаково измучены бумажной работой, формальными требованиями, большими нагрузками и низким уровнем оплаты труда. Кроме внешних факторов, есть ещё сложности внутреннего порядка: неудовлетворённость содержанием учебных программ, то, чему приходится учить детей.
Ещё один фактор недовольства – социальная уязвимость, невозможность повлиять на ситуацию.
Учителя остаются наедине со своими проблемами: в классе, во время выполнения формальной работы. Способ поддержать друг друга – создавать сообщества, преодолевая разобщённость. В Петербурге работает профсоюз «Учитель», объединяющий неравнодушных преподавателей.
Как защитить учителя
Учитель – самый уязвимый человек в школе, и профсоюз привлекает внимание к проблемам учителей. Если на педагогов оказывается давление со стороны руководства, предъявляются многочисленные дополнительные рабочие требования, то у учителя мало возможностей отстоять свои права. Если он возмущается в сетях или отказываться выполнять требования, то рискует потерять работу.
Руководство школ обычно выполняет требования вышестоящих чиновников и редко разделяют позицию сотрудника. Большинство педагогов формально выполняют все требования и стараются не идти на открытый конфликт с руководством.
Хотя учитель считается свободным в выборе форм и методов преподавания, а также несёт ответственность, вплоть до уголовной, за детей, но он не принимает самостоятельных решений.
В конфликте родителя/учителя администрация обычно занимает сторону родителя, а коллектив останется в стороне при любом решении, между ними слабо развиты горизонтальные связи.
Профсоюз помогает учителям отстаивать интересы в правовом поле, разрешать конфликтные ситуации с руководством, предлагает юридическую и экспертную помощь.
Может ли педагог защитить свои права?
- Педагог может обратиться в один из филиалов профсоюза «Учитель» – они работают в 24 регионах.
- Если в вашем городе нет профсоюза, можно создать собственный филиал совместно с 2 другими учителями.
- Убедить коллег в собственной школе помочь отстоять трудовые права или разрешить моральный конфликт. В некоторых случаях учащиеся совместно с родителями могут выступить на стороне педагога.
- Знать свои права, не дать развернуть ситуацию против себя.
Профсоюз привлекает внимание к обсуждению проблем системы образования, призывает к диалогу родителей, учащихся, чиновников, потому что проговаривание проблем, поиск путей их решения приводит к возникновению диалога, вниманию со стороны власти. По отдельным вопросам профсоюз разрабатывает проекты документов и направляет их в органы законодательной власти.
Независимый директор – независимая школа
Мы говорим о педагогах и их правах, но ребёнок в школьной системе – тоже только объект воздействия: школа выполняет роль проводника, который приводит ребёнка в соответствие с требованиями общества. Но на самом деле основной потребитель образовательного продукта – это ребёнок, и действовать надо согласно его интересам, а они выходят за рамки подготовки к тестированиям.
Сегодня ребёнок практически лишён общения с учителем как наставником, взрослым компетентным человеком, редко имеет возможность обсудить с ним свои личные вопросы. Проблема связана с загруженностью учителей, классами по 35 человек, соотношением педагогов и детей 1:20. Хорошо, если у школьника есть заинтересованные родители и он может обсудить волнующие его проблемы дома, но это не всегда так.
Выход из ситуации – независимость школ, большее финансирование, возможность нанимать больше персонала, гибко подходить к организации учебного процесса.
Часто школам приходится выполнять директивы из Москвы, не учитывающее местной специфики. Подчинение школ муниципальным органам позволило бы нейтрализовать заформализованность системы.
Организация работы конкретного учебного заведения напрямую зависит от фигуры руководителя. Если директор заинтересован в команде, защищает педагогов, то ниже текучесть кадров, здоровее обстановка в коллективе, остаются время и силы на решение педагогических задач.
По мнению И. Меньшикова, выборный директор, не зависящий от чиновников, будет работать в интересах всех участников процесса обучения, а не в интересах «сильных мира сего».