Всё началось с разработки Федерального закона № 283 «О государственной регистрации транспортных средств в РФ» от 03.08.2018. В правительстве его обсуждали давно, но по некоторым причинам решили претворить в жизнь только в конце лета в 2019 году. Введённые правила коснутся и автовладельцев со стажем, и тех, кто только решил купить машину или мотоцикл.
Итак, изменения коснутся следующих сфер:
- общего порядка регистрации ТС;
- принципов выдачи госномеров и органов, ответственных за их оформление;
- привязки регистрационных номеров к региону, в котором прописан владелец ТС;
- внешнего вида номеров для ТС зарубежного производства;
- создания государственного реестра транспортных средств.
Из приятного: теперь исправить ошибку в свидетельстве о регистрации ТС можно без уплаты пошлины. А для проведения некоторых операций не обязательно брать с собой полис ОСАГО. А теперь — 5 новых правил с подробностями.
Раньше весь процесс регистрации координировался исключительно приказами МВД. Это не удивительно, поскольку вся работа по постановке/снятию с учёта/внесению изменений проводилась сотрудниками ГИБДД, которые как раз-таки подчиняются этой структуре. Теперь ГИБДД по-прежнему отводится первостепенная роль в перерегистрации всех транспортных средств, кроме новых авто из дилерских салонов, но у неё появились и помощники.
Чтобы синхронизировать работу всех служб, контролирующий орган расширили: теперь это целый Федеральный закон № 283.
Полис ОСАГО теперь нужен не всегда. Автовладельцу больше не требуется иметь при себе полис ОСАГО и квитанцию об уплате госпошлины, если он захочет сменить регистрационные данные. Правило распространяется на смену имени, фамилии, адреса, комплектации машины и других деталей.
Теперь бумажный документ потребуется только при смене владельца и регистрации нового ТС.
Дело в том, что теперь сотрудник ГИБДД может находить и проверять эти документы в онлайн-системах. Но если хотя бы одна из них не работает по какой-то причине, получить услугу автовладелец не сможет.
Корректировка ошибок в СТС без уплаты пошлины. Если при регистрации автомобиля ответственное лицо совершает ошибку в свидетельстве, документ можно заменить без оплаты пошлины. Новое СТС выдают в течение 3 дней после обращения в ГИБДД.
Принципы выдачи госномеров
ГИБДД продолжит присваивать буквенно-цифровые комбинации и оформлять СТС, но прекратит выдавать металлические номера-пластины. С 4 августа автовладельцы начнут получать номерные знаки у частных изготовителей. После того, как правила вступят в законную силу, будет опубликован перечень этих компаний.
Ожидается, что каждая фирма будет тщательно контролироваться на предмет безопасности и соблюдения госучёта.
Есть риск, что в некоторых регионах не будет возможности заказать номера. В этом случае новый владелец, как и раньше, может пользоваться транзитными номерами. Действовать они будут дольше — 30 дней вместо 20.
На это изменение должны обратить внимание те, кто покупает новое авто у дилера или хочет поменять регистрационный знак на б/у машине. Как правило, машины и мотоциклы с рук приобретаются уже с номерами. Если их не менять, перерегистрация обойдётся гораздо дешевле: 850 руб. вместо 2850 руб. при постановке на учёт с заменой номера.
Важно! Квалифицированные изготовители и продавцы транспортных средств сейчас имеют право регистрировать те машины, которые выпускают. Не исключено, что в будущем там же будет налажен и выпуск госномеров для б/у машин.
Стоимость госномеров
Согласно статье № 7 новых Правил регистрации, цену на изготовление номеров устанавливают частные изготовители. Однако будет существовать предел стоимости, который будет запрещено превышать. Следить за выполнением этого правила будет федеральная антимонопольная служба.
Привязка госномера к региону проживания владельца
Привязку госномеров к регионам, где официально проживают владельцы авто, практиковали ещё во времена СССР. В 2013 году систему упростили: если человек покупал машину с рук, номер оставался прежним независимо от региона, где зарегистрирован новый владелец. Например, если коренной москвич покупал машину в Рязани у местного жителя, он и дальше законно ездил с рязанскими госномерами.
Поправки 2013 года были вызваны нехваткой серий номеров в нескольких регионах. Так, недавно в Татарстане к кодам 16 и 116 добавилась цифра 716, потому что запас номеров исчерпался. Те же проблемы настигли и Москву.
Однако новые правила возвращают всё на круги своя: с 4 августа 2019 года во всех регионах РФ будут выдавать номера, соответствующие месту прописки владельца.
Теперь владельцу, который купил машину где-нибудь под Камчаткой, но зарегистрирован в Нижнем Новгороде, придётся менять номера на новые с кодом 52 или 152. Даже если в этом городе он давно не живёт. Но по сравнению с правилами советских времён процедура всё же упростилась: номера смогут выдать в любом регионе.
Обновлённый формат номеров
Это нововведение касается владельцев американских и японских праворульных машин, а также мотоциклистов. Место для номерных знаков у таких транспортных средств совершенно не адаптировано к российским размерам, поэтому стандартную табличку приходилось сгибать или крепить на переходники.
С 4 августа 2019 года в силу вступит новый ГОСТ 50577–2018, облегчающий жизнь владельцам «японцев». С этого дня задний номер будет аккуратно вписываться в область, оставленную производителем как раз для этой цели. Если верить статистике агентства «Автостат», по российским дорогам катается 4 млн машин из Японии и США.
Благодаря новому закону, их владельцы вскоре вздохнут с облегчением.
Владельцев мотоциклов и мопедов тоже ждут приятные нововведения. Им будут выдаваться номерные знаки компактного размера (190х145 вместо нынешних 245х185). Мотоциклисты верят, что такие номерные знаки будут гораздо крепче держаться на «железном коне», и ветер будет им не страшен.
Важно! Для мотоциклов, принадлежащих иностранным дипломатическим представительствам, с 4 августа 2019 года будут штамповаться госномера красного цвета.
Появление госреестра транспортных средств
До нововведений регистрацией транспортных средств занималась только ГИБДД, на ней же числилось внесение в базу всех регистрационных действий. Доступ к этому хранилищу имели только сотрудники ГИБДД. Согласно новому закону, теперь все важные нюансы будут заноситься в общедоступный реестр информации.
Вводимый реестр значительно отличается от закрытых баз ГИБДД, которые существуют сейчас. Выписки из базы данных выдавались непосредственно владельцам авто и могли содержать только информацию об их личных машинах. А выписку из реестра смогут получить как физические лица, так и различные организации.
Но уполномоченные лица обещают, что сведения о собственниках транспортных средств не будут раскрываться всем подряд.
Это все изменения, которых стоит ждать автомобилистам с 4 августа 2019 года. Есть шанс, что большая часть новых правил облегчит или хотя бы не усложнит жизнь. Но не исключено, что из-за делегирования части полномочий ГИБДД частным изготовителям расходы автовладельцев могут увеличиться.
Законодательная база
Общий порядок действий по регистрации приобретенных транспортных средств был утвержден приказом МВД России в 2013 году. Правила оформления автомобилей физическими и юридическими лицами постоянно совершенствуются, с учетом следующего:
- общей ситуации на рынке транспортных средств (нагрузка, оборот ТС);
- введение новых технологий (запись на прием через интернет, очередь по талонам, выдаваемым терминалом);
- полученного опыта взаимодействия с гражданами (упрощение процедур, усовершенствование системы, например, введение «единого окна»);
- возникновения нестандартных ситуаций (оформление авто, приобретенного мошенническим образом, после решения суда и другое).
Важно знать! Снятие автомобиля с регистрационного учета и постановка его на имя нового владельца является исключительной обязанностью покупателя. Продавец после подписания договора не должен участвовать в решении подобных вопросов.
С 2013 года было утверждено несколько нормативных актов, вносящих коррективы в процедуру регистрации автомобилей:
- 2013 год – приказ Министерства внутренних дел № 605;
- 2014 год – решение Верховного суда № АКПИ13-1251 (уточнение некоторых моментов предыдущего приказа);
- 2017 год – приказ МВД № 139 (утвердил административный регламент для сотрудников служб по предоставлению услуг населению);
- 2020 год – новая редакция закона о регистрации ТС.
Каждая из внесенных поправок изменяет процедуру переоформления документов на нового владельца. Чтобы избежать возможных проволочек, следует уточнять нюансы регистрации перед подачей заявления.
Последние изменения
Последние изменения в Закон начали готовить в 2018 году. Процесс внесения поправок требует согласования на нескольких этапах. Кроме этого необходимо было дать время автосалонам, службам МВД и ГИБДД на техническую подготовку изменений.
Поэтому официальное утверждение и вступление в силу было назначено на 1 января 2020 года (первоначально планировалось на август 2019 г.). Переработке подверглись положения, касающиеся правил предъявления документов, их оформления, процедуры выдачи номеров и других пунктов.
Правила оформления документов
Изменения в правилах регистрации автомобилей в 2020 году коснулись, в первую очередь, требований к оформлению документов. Автосалоны получили возможность записывать ТС на покупателя, если машина новая. Для этого организации потребуется встать на учет в единый реестр.
Если ТС с пробегом, перерегистрацию придется оформлять самостоятельно в отделении ГИБДД.
Автодилеры и владельцы смогут подавать заявление через портал Государственных услуг. Оформление процедуры в салоне теперь имеет фиксированную стоимость по всей стране – 500 рублей. Сумму утвердила Антимонопольная служба РФ. Срок в 10 дней остался прежним. В ГИБДД перерегистрация стоит 2000 руб. (также без изменений).
Порядок выдачи номеров
С 2020 года новоиспеченные собственники транспортных средств смогут приобретать номера напрямую у производителей. При этом буквенно-числовой код будет присваиваться по-прежнему в ГИБДД. Ранее частные организации могли выдавать таблички только в том случае, если они были утеряны или украдены.
Изготовителям потребуется пройти государственную аккредитацию. Предусмотрены нормы по привлечению к ответственности учредителей подобных фирм за умышленное или непреднамеренное искажение любой информации на выдаваемых знаках.
Изначально планировалось, что ГИБДД полностью перестанет выдавать номера, а обязанность ляжет на сторонние компании. В процессе утверждения новых правил выяснилось, что не в каждом регионе РФ имеется достаточное количество специализированных фирм.
Совет! Получить номера можно в любом территориальном пункте, однако числовая привязка к субъекту РФ будет осуществляться по месту регистрации владельца.
Для уточнения отдельных моментов порядка получения государственных регистрационных номеров готовится дополнительный нормативный акт.
Восстановление идентификационного номера
Закон о регистрации ТС с изменениями 2020 года дает разъяснения, как восстановить идентификационное обозначение кузова ТС (VIN). Дополнительные данные должны быть выбиты на деталях ТС для определения принадлежности автомобиля (года выпуска, завода-изготовителя и других моментов).
Причины уничтожения VIN:
- ржавчина (коррозия металла);
- прогнивание поверхности кузова транспортного средства;
- некорректное проведение ремонтных работ (например, восстановление после ДТП);
- целенаправленное изменение или удаление номера (угонщиками, мошенниками).
Внимание! Восстановить идентификационный номер можно только в том случае, если он изначально был нанесен на кузов транспортного средства (на заводе). Если ТС уникально (например, изготовлено мастером в единичном экземпляре), присвоить VIN по новым правилам все равно не удастся.
Обновленный идентификационный код будет отличаться от старого – дополнится регистрационным номером организации, нанесшей номер после восстановления соответствующих документов и подтверждения прежнего кода. VIN выбивается на тех частях детали ТС, которые не были повреждены или изменены. Наносить маркировку нового образца смогут:
- предприятия по сертификации или испытательные лаборатории (компании, утверждающие реконструкцию и другие изменения, внесенные в механизм ТС);
- заводы-изготовители.
VIN должен будет располагаться максимально близко к месту чеканки старого кода.
Разница между Госномером и Госзнаком
Изменения в законе о правилах оформления ТС утверждает разделение понятий государственного регистрационного номера и знака. Первый является уникальным кодом, состоящим из букв и чисел (требования к кодировке останутся прежними), присваивается только в отделении ГИБДД. Второй – металлическая табличка с изображением присвоенного номера, получить которую можно у сотрудников государственной дорожной службы или специальной аккредитованной организации.
Классификация транспортных средств
До 1 января 2020 года в СТС (свидетельство транспортного средства) указывался только тип ТС – грузовой, пассажирский или иной. По новым правилам при перерегистрации необходимо будет прописывать тип машины, который был утвержден Таможенным союзом, регулирующим правила безопасности колесных ТС. Например, М1 – легковой транспорт, L3 – мотоциклы и так далее (в соответствии с техническим регламентом союза).
Возрастные рамки при оформлении
До внесения изменений машины и другие ТС можно было регистрировать на несовершеннолетних. Это позволяло избежать некоторых штрафов (например, с камер видеонаблюдения дорожных служб), ведь привлечь к ответственности лицо, не достигшее 18-летия, в РФ нельзя.
С 1 января 2020 года данная «лазейка» стала недоступной. По новым правилам владельцем ТС можно быть только после достижения возраста в 16 лет. Оформить автомобиль нужно будет на родителя, опекуна или другого официального представителя ребенка.
Стандарт на знаки
На сегодня существует 10 возможных размеров государственных регистрационных знаков для автомобилей и мотоциклов. Согласно изменениям в законе, вступившим в силу в 2020 году, мотоциклетные таблички разрешено будет уменьшить в 1,5 раза. Для авто из Японии, оснащенных правым рулем, допустимо изготавливать квадратные и более компактные форматы.
Владельцам старых государственных номеров необязательно получать таблички нового формата. Приобрести их можно будет по желанию или необходимости (после утери, повреждения, кражи). При регистрации транспортных средств после января 2020 года будут выдаваться таблички новых образца и формата.
Что ожидается от нововведений
Анонс обновленных требований и правил регистрации автомобилей появился в 2018 году. С этого момента в проект было внесено значительное количество поправок. Новые правила подразумевают упрощение процедуры оформления нового ТС, приобретенного в салоне (предоставление услуги займет не более одного часа).
Внимание! При покупке важно проверять, внесена ли организация (автодилер) в Единый реестр. Без утверждающего документа компания не сможет оформить регистрацию ТС самостоятельно.
Другой существенный момент – получение официально утвержденных регистрационных табличек с нанесенным номером. Пока еще можно приобрести их в отделениях Государственной инспекции дорожной службы. Если такой возможности нет, допустимо оформить заказ в специализированной компании по изготовлению соответствующих номеров.
Изменения в Законе о регистрации транспортных средств коснулись многих моментов. Новый проект подразумевает устранение некоторых пробелов, ранее имевших место (как в случае с записью ТС на несовершеннолетних). Дополнен порядок оформления новых автомобилей (через аккредитованного автодилера по фиксированной стоимости за услугу).
Необходимо понимать, что для налаживания новой системы потребуется дополнительное время (подготовка форм документов, технического оснащения). Поэтому в первые месяцы в отделениях ГИБДД возможны некоторые «заминки».
Суть нововведения
С целью проведения более точного учета транспортных средств, а также анализа и прогнозирования развития ситуации в регионах в МВД РФ предложили привязать номерные знаки к месту регистрации владельца транспортного средства.
Если закон будет принят, то норма начнет действовать уже с 8 августа 2019 года.
Это значит, что теперь человек, проживающий, к примеру, в Краснодаре, не сможет ездить на автомобиле с московскими или питерскими номерами. Независимо от того, в каком регионе было приобретено и переоформлено транспортное средство, владелец будет обязан получить номера с кодом своего региона.
По словам инициаторов данной реформы, алгоритм получения номерных знаков будет следующим:
- Постановка автомобиля на учет (в любом регионе РФ).
- Получение свидетельства о регистрации с указанием номера, автоматически выбранного системой, и региона, за которым будет закреплено авто.
- Обращение в компанию, оказывающую услуги по изготовлению номерных знаков.
- Получение номеров и установка на ТС.
В МВД акцентируют внимание на том, что после введения новых правил автомобильные номеру станут более информативными, что с одной стороны упросит работу патрульных, а с другой стороны, позволит получить четкую статистику регистрации разных видов транспорта в том или ином регионе РФ. Автоматическая генерация номеров также позволит решить проблему коррупции при «покупке» так называемых «красивых» номеров.
Если в августе 2019 года закон будет принят и ГИБДД таки обяжет всех владельцев авто и других транспортных средств получать госномера исключительно по прописке, в убытке окажутся те, кто будет приобретать авто в чужом регионе. С внедрением новых правил, замена госзнаков, на которой нередко экономят сегодня (примерно 2000 рублей) при покупке недорогих авто, станет обязательной процедурой. Также не исключен рост стоимости изготовления номерных знаков, ведь теперь этим будут заниматься частные аккредитованные центры.
Предвидя такое развитие событий, в МВД уже сегодня выступили с предложением отменить государственную пошлину за выдачу номерных знаков.
Но, для большинства автомобилистов, проживающих и работающих не в местах основной регистрации, более актуальна проблема предвзятого отношения со стороны сотрудников МВД и других участников дорожного движения к приезжим на «чужих» номерах.
Действующие правила регистрации транспортных средств
Действующая сегодня система регистрации ТС вступила в силу с 08.10.18. Среди многочисленных изменений, касающихся перехода на электронные ПТС, пересмотра порядка замены двигателя и утилизации автомобиля, также присутствуют и некоторые изменения порядка выдачи номерных знаков.
- временное удостоверение личности, как документ для получения номерного знака;
- автоматическая генерация номеров из базы ГИБДД случайным образом;
- если новый владелец изъявляет желание, он может не менять номерной знак транспортного средства, что ускоряет и удешевляет процедуру регистрации;
- удлиненный период хранения автономеров (360 дней).
Новый ГОСТ
С 01.01.19 в силу должен был вступить новый ГОСТ, регламентирующий основные параметры номерных знаков, используемых в Российской Федерации, но введение новых норм по просьбе ГИБДД перенесли на 04.08.19.
Среди основных нововведений ГОСТа на 2019 год – 10 типов номерных знаков, в том числе:
- зеленые номера для автопилотируемых электромобилей;
- уменьшенные номера для мопедов;
- специальные знаки для праворульных авто;
- опознавательные номера для спорткаров;
- спецномера для ретро-классики.
Обяжут ли нововведения ГИБДД россиян получать госномера при регистрации авто с указанием региона строго по прописке, и чем в реальности обернется такое новшество для владельцев транспортных средств, номерные знаки которых не будут соответствовать данному требованию, покажет время.
Следите за нашими новостями и первыми узнаете, когда начнет действовать данная норма и какие важные моменты стоит знать всем, кто планирует переоформление автомобиля в 2019 году.
ОСАГО и ТО: на что важно обратить внимание автовладельцу этой весной
В 2021 году заработала новая система прохождения техосмотров российскими автомобилистами. А с 1 октября 2021 года будут также ужесточены правила по контролю за исправностью транспортных средств на дороге и новые штрафы для автомобилистов, кто пытается по “старинке” (за последние 10 лет) без прохождения государственного ТО просто покупать диагностическую карту. Более подробно – читайте в нашей статье.
Ранее мы делали подробный разбор по всем нововведениям ТО в нашей статье Техосмотр авто 2021 в деталях с 1 марта и обсуждали интересные факты по “левому” ТО в статье Поиски нелегального техосмотра на дороге.
Зачем вводятся новые правила ТО в 2021 году
Новые правила направлены на то, чтобы:
- уменьшить коррупционную составляющую,
- исключить левый (фиктивный) технический осмотр ТС и
- принять меры для того, чтобы на наши дороги выезжали лишь исправные автомобили.
В первую очередь это касается автовладельцев, которые игнорируют требования закона и предпочитают покупать документ о прохождении ТО через третьи руки.
Старая система осталась в прошлом, и с 1 марта 2021 операторы стали регистрировать машины, которые прошли ТО согласно требованиям новой реформы.
Новые правила проведения техосмотра
Реформа обязывает водителей транспортных средств всех категорий регулярно проходить техосмотр. Те же требования обязательны и для несамоходной техники — все прицепы также должны иметь актуальную диагностическую карту. Остальные правила, касающиеся автовладельцев, можно свести к пяти пунктам.
- Все автомобили, пребывающие в специализированные пункты для техосмотра, обязаны провести фотосъемку данного процесса. Автомобиль должен быть снят до и после прохождения процедуры. На изображениях должны указываться географические координаты, а готовые снимки отправляются на сервер ЕАИСТО. Техосмотр отныне можно будет пройти не только по месту регистрации транспортного средства: владельцы могут провести процедуру в любой точке РФ.
Это новое для процедуры ТО, до 1 марта 2021 года фотофиксация не требовалась. Однако многие могли пройти процедуру технического осмотра не только по месту регистрации ТС и до введения нововведений. - Обязательна процедура заверения диагностической карты электронной подписью специалиста-техника, проводившего ТО. Электронная подпись — уникальна, подделать ее невозможно. Так власти стараются персонифицировать ответственность за махинации с техосмотром и сразу же вычислять недобросовестных экспертов.
Это новое для процедуры техосмотра автомобиля. Ранее выдавался документ с печатью и подписью на унифицированном бланке. - Для выезда за рубеж можно распечатать документ и предъявлять его на бумажном носителе. В пределах РФ достаточно будет предъявлять электронный документ о прохождении ТО.
Для пересечения границы это правило для диагностической карты действовало и раньше. То же касается и ДК ТО, которую можно было возить в виде фото на смартфоне. Более того, как правило службы ГИБДД этот документ не интересовал. - Все конструктивные изменения, не предусмотренные заводом – изготовителем, могут остановить прохождение ТО. Машину могут не допустить к процедуре из-за избыточных установок или из-за отсутствия обязательных узлов. Так, препятствием может служить и самовольная установка ГБО, отсутствие бачка стеклоочистителя и даже использование наклеек на фары.
Ранее действовали более мягкие административные нормы. С 1 марта текущего года их нарушение может привести даже к изъятию авто на штрафстоянку до момента их устранения и уплаты штрафов. - Более серьезная ответственность владельцев при отсутствии легальной процедуры прохождения ТО:
- ГИБДД могут изымать документы на автомобиль при фиктивной карте ТО или ее отсутствии,
- ГИБДД в случае выявления агрегатов на автомобиле, которые не соответствуют его модификации (сигнал, фары, ГБО и т.д.), смогут временно забрать у вас ТС до устранения нарушений,
- страховщики будут более пристально относиться к выплатам по ОСАГО и проверять подлинность диагностической карты ТО для возможности выставления регрессного иска виновнику ДТП.
Очень подробно изменения описаны ранее в нашей авторской статье Техосмотр авто 2021 в деталях с 1 марта на нашем ресурсе.
К иным нововведениям, которые не касаются процедуры прохождения ТО, относится передача права надзора за всеми операторами сервиса:
- все пункты ТО курировались Российским союзом автостраховщиков (РСА),
- сейчас право контроля и выдачи разрешений на осуществление подобной деятельности перешло в службу Ространснадзора.
Первые сложности базы ТО
Реформа ТО стала возможна после внедрения нового информационного портала ЕАИСТО МВД. Цель создания такого ресурса — аккумуляция всей информация о российских автомобилях и их владельцах. Только в прошлом году на обновление ресурса было потрачено 80 млн рублей. Заработал новый портал с 01 марта 2021 года.
Уже после первого дня работы в системе обнаружились неполадки. Сбой с получением и отправкой документов возник из-за технических проблем на серверах МВД. Неполадки фактически парализовали работу пунктов ТО: и добросовестные операторы рынка, и их конкуренты, торгующие фиктивными диагностическими картами, не смогли выполнить свою работу.
Первые затруднения возникли после подключения к серверам ЕАИСТО МВД центральных районов, и сложности коснулись:
- процедуры аккредитации в системе;
- передачи фотографий с места прохождения ТО;
- формирования электронной диагностической карты.
То есть почти всего, за исключением выдачи полисов ОСАГО. Как заявили в Союзе автостраховщиков, выдача страховок ведется в штатном режиме, а “все задержки не превышают стандартного времени ожидания получения данных”.
Закроются ли лжеоператоры техосмотра?
Организации, занимающиеся продажей диагностических карт через интернет, приостановили, но не прекратили предлагать свои услуги. Задержку с выдачей карт объясняют сбоем серверов МВД, но не введением новых правил ТО.
Пункты техосмотра обещали наладить свою работу уже в течение нескольких дней и смогли реализовать это. Примечательно, что стоимость своих услуг они не поднимают и обязательное фото прохождения ТО не требуют. Хотя есть и другие случаи, когда операторы техосмотра, работающие по такой схеме, еще в конце февраля значительно подняли цены на свои услуги (особенно автомобилям с высокой мощностью – до 2000 рублей за “фиктивную” диагностическую карту, но при этом, занесенную в базу данных МВД).
Хотя пока не понятно, как недобросовестные операторы будут обходить требование по фотофиксации ТС с записью координат.
Данную ситуацию согласились прокомментировать в ООО «Программный продукт» — организации, которой было поручено провести техническое оснащение и написать программное обеспечения для работы по новым правилам. Специалисты разработчика уверены, что нелегальные пункты, предлагающие фиктивные диагностические карты, прекратят свою деятельность. По словам представителей компании, именно действия мошенников стали причиной сбоев в работе портала ЕАИСТО.
Новые правила заметно усложнили подключение к базе данных МВД: каналы стали более защищенными, для работы в системе потребуется ввод дополнительной информации, предполагающей полную идентификацию пользователя. Считается, что нововведения не позволят обойти новые требования к прохождению ТО и предложения по продаже фиктивных диагностических карт уйдут в прошлое.
Ответственность
Как и прежде, прохождение техосмотра касается всех владельцев транспортных средств. Без актуальной диагностической карты они не смогут получить полис ОСАГО. Автомобилисты, эксплуатирующие транспортное средство без ТО, карались штрафом до 800 рублей.
С 01.03.2022 года сумма штрафа за отсутствие ДК ТО составляет 2 000 рублей. Кроме того, все камеры на дорогах будут считывать номера автомобилей и сверять с базой ОСАГО и ТО, и штраф 2000 рублей будет приходить с периодичностью один раз в день.
Напоминаем, что с 1 марта 2021 года операторы, которые имеют право проводить техосмотр, будут нести персональную ответственность за передачу данных в базе МВД. В законе специально отмечается, что операторы, выдавшие «правильную» диагностическую карту без осмотра автомобиля, будут нести административную ответственность. За такое действие предусмотрен штраф до 10 тыс рублей и отзыв разрешения на проведение техосмотра.
За умышленную передачу недостоверных данных в базу МВД предусмотрено уголовное наказание — принудительные работы сроком до 4 лет. Те же действия, совершенные в сговоре, будут караться лишением свободы.
Таким образом, административная ответственность значительно выросла, но и появилась уголовная ответственность за выдачу фиктивных карт диагностического осмотра ТС.
Увеличится ли стоимость ТО?
Стоимость проведения техосмотра будет утверждать оператор — предприятие, которое имеет право проводить такую процедуру. Но в своей ценовой политике он обязан руководствоваться рекомендациями антимонопольной службы. Методика расчета прохождения ТО для различных категорий автомобилей уже утверждена.
Старые цены действовать перестанут, а новая стоимость будет зависеть от нескольких факторов:
- региона проведения техосмотра;
- марки и возраста автомобиля;
- категории транспортного средства.
В целом существенного подорожания не предвидится, утверждают авторы новой методики. Хотя в это верится очень слабо.
Есть ли переходный период?
Ажиотажа на пунктах прохождения техосмотра в ближайшее время не ожидается. Автовладельцы, которые должны быть обновить диагностическую карту своей машины с 1 апреля 2021, могут сделать это в течение полугода. Последний согласованный срок перевыпуска диагностических карт, оформленных по старым правилам, заканчивается 31 октября 2021 года.
К тому времени, надеются в МВД, прохождение обязательного техосмотра станет отлаженной и безотказной процедурой.
Но нам почему-то думается, что людям, держащим рынок нелегального ТО, не захочется расставаться со старыми доходами, и новая схема получения дохода будет придумана и достаточно быстро реализована. Но в такой ситуации будет большая вероятность, что водитель станет заложником своей беспечности, в случае, если
- его остановит сотрудник ГИБДД и отберет свидетельство о регистрации ТС (СТС) и даст три дня на прохождение “настоящего” техосмотра (ТО), либо просто изымет ТС,
- страховщик (при вашей вине в ДТП по полису ОСАГО) выставит регрессное требование и взыщет с вас сумму ущерба.
Обновление от 16 апреля 2021
Берегитесь “левых” карт!
Автолюбителям посоветовали сторониться мошенников, торгующих диагностическими картами.
В связи с тем, что новые правила техосмотра предполагают прохождение процедуры по этапам, с соблюдением правил о фотографировании по системе координат ГЛОНАСС при заезде на СТО и при выезде, добавлением информации в ЕАИСТО, далее получением электронной диагностической карты, подписанной усиленной цифровой подписью уполномоченного лица, проводившего осмотр. Это очень важный момент, так как бумажные карты уже не действуют.
Мошенники же предлагают беспечным водителям, привыкшим проходить техосмотр “быстро” и формально следующие варианты получения карты:
- пригнать машину на станцию, сделать с нее фотографии и передать в систему
- отправить на почту фото, сделанные самостоятельно, далее фотошоп мошенников их обработает
- продажа бумажной карты – введение в заблуждение водителя.
Отметим, что в Москве тариф на диагностическую карту ТО составляет 720 рублей.
Вместо этого, фишинговые сайты предлагают осмотр за 2500 рублей. Также, в подтверждение подлинности карты лжеоператоры передают данные в старую информационную АИС и показывают покупателю отображение сведений.