Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Смотрите также:
Можно ли ездить с украинскими правами в России

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

8.3. Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В систему органов исполнительной власти субъекта РФ входят их правительства, администрации, министерства, комитеты, департаменты и другие ведомства. Эту систему возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ - Президент (Глава) республики, Глава администрации (Мэр, Губернатор) края, области, города федерального значения, автономной республики, автономного округа.

Правовой статус Президента (Главы) республики в составе РФ, Главы администрации других субъектов РФ определяется конституциями (уставами) субъектов, а также законами этих субъектов РФ о Президенте, Главе администрации. Должность главы администраций субъекта как звено исполнительной власти была введена в августе 1991 г. указом Президента РФ.

Кандидаты на эту должность до 1995 г. назначались Президентом РФ, выборы проводились только в виде эксперимента по специальному разрешению. В республиках и городах федерального значения с июня 1991 г.

появился институт выборного президента (главы) республики, мэра города федерального значения (первые выборы прошли в Татарстане). В период с 1991 по 2004 гг. президенты республик, главы Москвы и Санкт-Петербурга и главы администраций других субъектов РФ с 1995 по 2004 гг.

избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4-5 лет. С конца 2004 г. порядок изменен.

Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высшее должностное лицо субъекта РФ избирается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть депутатом представительных (законодательных) органов, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

Он представляет субъект в его отношениях с Российской Федерацией, участвует от имени субъекта в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Федерацией; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы; ведет переговоры, подписывает договоры и соглашения; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания субъекта РФ.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Главы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Калмыкия, Тыва, Хакасия сами руководят деятельностью правительства, формируя их в соответствии со своими конституциями.

Для осуществления своих полномочий главы республик могут создавать иные органы государственного управления, координационные и совещательные органы. Президент Республики Адыгеи формирует единую Администрацию Президента РА и Кабинета Министров РА, Президент Татарстана для осуществления своих полномочий образует Аппарат Президента и т.д. Определенным копированием федерального опыта стало формирование в республиках Советов безопасности.

Президент республики назначает с согласия парламента председателя правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей других ведомств республики, осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам президента. Президент республики, глава администрации (губернатор) субъекта представляет парламенту проект бюджета субъекта РФ, распоряжается средствами президентского (губернаторского) фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. В ряде республик президент наделен правом роспуска парламента.

В некоторых республиках он пользуется правом «отлагательного вето». Президент республики в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, глава администрации принимает постановления и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ по предметам ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Глава администрации, президент республики действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции, федеральным законам, законам субъекта федерации, по вопросам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ; с полномочиями органов исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъекта РФ, а также с полномочиями органов исполнительной власти субъектов федерации по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов высшее должностное лицо субъекта самостоятельно руководит органами исполнительной власти субъекта РФ и определяет основные направления его деятельности.

Глава администрации, президент взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе РФ играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти. Законодательство республик в составе РФ предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Кабинет министров республики формируется президентом республики.

Смотрите также:
Центр занятости: необходимые документы для постановки на учет

Премьер-министр республики назначается президентом республики с согласия Государственного Собрания (Курултая) республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от должности президентом республики по представлению премьер-министра.

В пределах своих полномочий правительство республики осуществляет регулирование экономических процессов, создает условия для свободного предпринимательства; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения. Правительство организует разработку и исполнение государственного бюджета республика, а также прогнозов экономического и социального развития республики и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд; осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Осуществляя единую государственную политику, оно координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию здравоохранения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов; осуществляет меры по защите интересов республики, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан; принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности; осуществляет руководство в области отношений республики с другими государствами, а также руководство органами государственного управления.

Правительство может осуществлять и другие полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики. В большинстве республик правительство ответственно перед президентом и парламентом. Правительства республик в составе РФ во исполнение законов этих республик и других решений их парламентов, указов и распоряжений президентов республик, а также законов РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения Правительства с другими государственными органами республик в составе РФ, с государственными органами РФ, других субъектов Федерации определяются законами о правительстве республики, указами глав республик. Правительство республики объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь правительству и, как правило, президенту республики.

Министерства и другие органы государственного управления республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство). Структура администрации в субъектах РФ представлена двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении. Первая модель: глава администрации единолично создает структуру и осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями администрации.

Вторая модель структуры администрации субъекта РФ представляет учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленными компетенцией, полномочиями в осуществлении исполнительно-распорядительных функций.

Возможна и промежуточная модель организации администрации. Например, в Санкт-Петербурге правительство не является юридическим лицом, не является самостоятельным субъектом публично-правовых отношений, поскольку его постановления утверждает губернатор, т.е. правительство скорее имеет статус коллегии при губернаторе.

В областной администрации, как правило, представлены следующие управления: юстиции, финансовое, внутренних дел, сельского хозяйства; комитеты: по архитектуре и строительству, экономике и прогнозированию, промышленности, торговле, внешнеэкономическим связям, здравоохранению, образованию, культуре и др., всего 25-30 комитетов.

Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет компетенцию и утверждает положение об этих органах.

Конституционно-правовые основы статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации»

кандида т юридических на ук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса

АНО ВПО «Прикамский социальный институт»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Со времени принятия Конституции Российской Федерации прошло двадцать лет, однако в нашем государстве продолжается сложный и многоплановый процесс реализации конституционных основ федерализма, поиск наиболее оптимальных моделей взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, обеспечивающих, с одной стороны, единство и территориальную целостность государства, а с другой - самостоятельность и независимость ее регионов.

Конституция Российской Федерации (ст. 77) предоставила субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать свои системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом1.

Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Положение данной статьи относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов РФ. Применительно к системе органов государственной власти субъектов РФ принцип разделения властей раскрыт в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих. ») от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ (в ред. от 07.06.2013 г.) 2.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание

законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

Смотрите также:
Акции и облигации: сходства и основные отличия ценных бумаг

2 Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 30.11.2015) //

Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

В качестве органа государственной власти субъекта РФ ФЗ «Об общих. » указывает, в том числе, и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) как органа государственной власти означает оформленное конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ положение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), характеризующее его природу, место в системе конституционно-правовых отношений, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия.

Законодатель ввел термин «высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)», тем самым предоставив возможность субъектам РФ самостоятельно закреплять в своем законодательстве ту или иную должность либо сочетать данные должности и наполнять их конкретным содержанием.

Наименования должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) субъектами РФ устанавливаются самостоятельно с учетом требований федерального законодательства.

ФЗ «Об общих.» включает высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в систему органов исполнительной власти субъекта РФ. Следуя федеральному законодательству, законодательство большинства субъектов РФ также включает свое высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) в систему органов исполнительной власти.

Однако, исходя из более подробного анализа законодательства субъектов РФ, представляется возможным выделить следующие модели закрепления в них статуса высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Так, в республиках место высшего должностного лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в системе органов государственной власти субъекта РФ определяется следующим образом:

1) высшее должностное лицо республики (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти республики) является главой республики, непосредственно не

возглавляет систему исполнительной власти, но обладает значительными полномочиями в отношении исполнительной власти (Республика Башкортостан);

2) высшее должностное лицо республики (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти республики) является главой республики, возглавляет систему исполнительной власти субъекта РФ и одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти республики (Удмуртская Республика, Республика Бурятия и др.);

3) высшее должностное лицо республики (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти республики) является главой республики и главой исполнительной власти при наличии должности председателя высшего исполнительного органа государственной власти республики (Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика и др.).

Большинство субъектов РФ, не являющихся республиками, в своих Уставах (Основных законах) закрепляют статус высшего должностного лица субъекта РФ - Губернатора, Главы администрации, Мэра - как руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (Правительства, Администрации). Такая модель функционирования органов государственной власти наблюдается в Костромской области, Тюменской области, Хабаровском крае, Москве и др.

Иная система организации исполнительной власти наблюдается в Свердловской области, где Губернатор является высшим должностным лицом и возглавляет систему исполнительных органов государственной власти области, а Правительство области, являющееся высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти области, возглавляет Председатель Правительства.

Федеральный закон «Об общих.» определил требования, которым должен отвечать кандидат на пост высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ): наличие гражданства РФ, отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, достижение тридцатилетнего возраста.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами РФ, проживающими на территории определенного субъекта РФ, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд (ч. 5 ст. 18 ФЗ «Об общих.»).

Напомним, что ранее, согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об общих. » (в ред. от 11.12.2004 г.), гражданин РФ наделялся полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, иные государственные должности данного субъекта РФ, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об общих.»).

В ст. 19 ФЗ «Об общих.» закреплены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), самым серьезным их которых является отрешение его от должности Президентом РФ в случае выражения ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, а также утраты доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Смотрите также:
Чудо-массажер от всех хворей и болезней

Важным элементом конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) является его компетенция, состоящая из двух элементов: предметов ведения и полномочий1.

Предметы ведения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) складываются из вопросов исключительного ведения субъектов РФ, то есть всех вопросов, которые перечислены в ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ, и вопросов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.

72 Конституции РФ), отнесенных федеральным законами и соответствующими договорами к компетенции субъектов РФ.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Поскольку большинство конституций (уставов) субъектов РФ включают высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа

1 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. 160 с.

государственной власти субъекта РФ) в систему исполнительной власти субъекта РФ, то и реализация полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в основном ложится на органы исполнительной власти, и поэтому его полномочия в сфере исполнительной власти наиболее обширны.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обладает полномочиями по руководству высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (формирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, подписание решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и др.), а также полномочиями, связанными с деятельностью высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (при этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляет административно-хозяйственную деятельность).

Помимо полномочий, связанных с формированием и деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обладает представительскими, законодательными и надзорно-контрольными полномочиями.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляет правотворческую деятельность - издает указы (постановления) и распоряжения, которые обязательны для исполнения в субъекте РФ (ст. 22 ФЗ «Об общих..).

Необходимо также отметить, что конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) является изменяющейся во времени категорией, содержание которой зависит от конкретных целей и задач государства в определенный период времени. На современном этапе перед Россией стоит задача укрепления единства государственной власти, стабилизации обстановки в субъектах РФ, недопущение совершения актов сепаратизма и террористических актов, что не может не отразиться на конституционно-правовом статусе высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

Так, произошедшие в российском законодательстве изменения, отражающие современную действительность, внесли существенные корректировки в конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта РФ). Принятыми в последнее время законами отменен порядок наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ, изменены порядок прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), их объем, гарантии деятельности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и его ответственность.

На основании изложенного представляется, что процесс реформирования органов государственной власти субъектов РФ будет продолжаться, однако с сохранением тенденций к активному вмешательству федерации в дела ее субъектов, что обусловлено особенностями развития России на современном этапе.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 30.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

3. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. 160 с.

Автор статьи
Ардашев Владимир
Эксперт в сфере гражданского права с опытом более 10 лет