В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.

Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги.Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи.Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался.

Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).

Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.

Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно.

Смотрите также:
Как узнать какие строения зарегистрированы на участке

Зато это оказалось возможным в суде. Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.

Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.

Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).

Изменения в законодательстве касательно мусора 2021 года

Неконтролируемая деятельность организаций, оказывающих услуги по вывозу мусора, привела к возникновению несанкционированных свалок, загрязнению природной среды. Для изменения сложившейся ситуации к Федеральному закону № 89-ФЗ принят ряд правок, который вступил в силу в 2021 году в соответствии с Законом №503-ФЗ. Суть нововведений:

  • вывоз мусора приравняли к жилищно-коммунальным услугам и платить за него граждане будут отдельно;
  • региональные власти обязаны назначить оператора по обращению с ТКО;
  • жители частного сектора, собственники дач и садовых участков, зарегистрированных официально, также обязаны вносить плату за вывоз мусора;
  • изменен порядок тарификации, затрагивающий многоквартирный жилой фонд.

Оплата вывоза мусора в частном секторе

Вывоз мусора в частном секторе оплачивается несколькими способами:

  • через кассы и терминалы при оплате коммунальных платежей;
  • через личный кабинет своего банка;
  • через систему «Город»;
  • на сайте управляющей компании.

Ежемесячно владелец дома получает квитанцию на оплату коммунальных услуг. В ней указана сумма начислений за услугу вывоза мусора. Тарифы закрепляются в нормативных актах субъекта РФ (п. 2 ст. 24.8 ФЗ №89). Стоимость услуги формируется из двух частей — цены за 1 м3 и норматива накопления.

Норматив накопления напрямую зависит от количества проживающих в доме человек. Он одинаков для всего региона. Стоимость вывоза 1 м3 мусора может отличаться в разных населенных пунктах. К примеру, в разных районах Москвы она может составлять от 700 до 950 рублей.

При вывозе ТКО может применяться льгота для следующих категорий граждан:

  • многодетные семьи;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и родители детей-инвалидов;
  • пенсионеры;
  • пережившие блокаду Ленинграда;
  • ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.

Размер компенсации определяется в каждом отдельно округе. К примеру, для пенсионеров льгота может составить 30-100% в зависимости от возраста.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Размер оплаты услуг по вывозу мусора формируется органами власти и назначенным оператором, согласно 1 пункту статьи 24.9 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».

Рекомендуем

Обращение с коммунальными отходами в 2021 году: новые правила и региональная практика. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Участие в семинаре позволит рассмотреть актуальные вопросы реформирования законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами. Особое внимание будет уделено правилам обращения с ТКО, вопросам региональных операторов по обращению с ТКО, ответственности за нарушение правил обращения с ТКО и за негативное воздействие на окружающую среду, тарифному регулированию в отрасли, последним изменениям в отрасли.

Правила вывоза отходов в частных домах

Теоретически доставлять отбросы может любое физическое лицо на специально организованные свалки. Несмотря на то что человек увозит ТБО сам, ему требуется оформить разрешение.

Целесообразно заключить соглашение на доставку с компанией, имеющей лицензию на обращение с ТБО.

Жители в частном секторе часто отказываются заключать договора из-за небольших объёмов отходов. Они утилизируют их самостоятельно, но количество отбросов почему-то увеличивается.

Закон о вывозе ТБО в частном секторе не существует. Но согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления», владельцы всех отдельных домов обязаны заключать соглашение на транспортировку ТКО. Услуга собственникам и пользователям помещений предоставляется согласно деятельности региональных операторов.

Для сотрудничества заключается индивидуальный или коллективный договор с компанией. Соглашение содержит цену, объём работ, данные заказчика, адрес площадки, частоту вывоза, наличие требований сортировки, иные условия при которых компания отбросы забирать не будет. Пищевые увозят каждый день, а другие — по мере наполнения или в обозначенный промежуток времени.

Правильный расчёт платы за вывоз мусора

Тарифы в области обращения ТБО включают:

  1. Удалённость объекта.
  2. Объёмы.
  3. Характер отходов.
  4. Наличие сортировки.
  5. Палат за сбор.
  6. Количества проживающих в доме людей.
  7. Дополнительные условия компании.

Оплата за вывоз ТБО из частного сектора выполняется по утверждённым администрацией ценам. Компании, оказывающие услуги по обращению ТКО, не имеют права завышать тарифы, установленные региональными операторами.

Какие полномочия и обязанности есть у региональных операторов

Каждый субъект РФ вправе выбрать одного или нескольких региональных операторов по вывозу мусора.

Смотрите также:
Как заменить водительское удостоверение: от А до Я

Оператора выбирают в рамках конкурса, в соответствии с действующим законодательством. Обязательное требование — наличие лицензии.

В 2021 году работу по вывозу мусора выполняют операторы, которых выбрали в 2021 году. Но если они перестанут соответствовать заявленным требованиям, прекратят деятельность или обанкротятся, контракт можно досрочно расторгнуть и провести новый конкурс.

Что должны делать операторы по вывозу мусора в 2020 году:

  • вывозить отходы с площадок первичного сбора (мест, оборудованных контейнерами и ёмкостями для сбора мусора);
  • убирать с площадок отходы, образовавшиеся при отгрузке и транспортировке мусора;
  • транспортировать отгруженные вывезенные с площадок отходы до мест переработки;
  • сортировать отходы по категориям;
  • перерабатывать отходы, утилизировать и обезвреживать опасные отходы;
  • размещать элементы отходов, относящиеся к I, II, III и IV классам опасности;
  • формировать и развивать инфраструктуру, необходимую для надлежащего обращения с бытовыми отходами;
  • ликвидировать стихийные и незаконные свалки;
  • возводить комплексы, необходимые для сбора, хранения, сортировки, утилизации, переработки и обезвреживания отходов;
  • взимать с населения и компаний оплату за услуги.

Что входит в обязанности и полномочия управляющих компаний и собственников недвижимости:

  • оборудовать контейнерами площадки для первичного приёма мусора;
  • следить за состоянием территорий и ёмкостей;
  • устранять грязь, возникшую по причинам, не связанным с несвоевременным вывозом отходов.

Региональный оператор может заключить договор со сторонней организацией, занимающейся вывозом мусора и доставкой его до места переработки. При этом работа такой организации нужно постоянно контролировать посредством системы ГЛОНАСС.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С 2021 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Если насчитали больше проживающих, чем есть?

Очень важный вопрос, с которым пришлось столкнуться многим жильцам. Если раньше расчет велся по площади помещения, то с 1 января 2021 года – по количестве жильцов. Поэтому ранее прописанные или проживающие стали учитываться.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Данные региональному оператору подаются управляющей организацией, которая составляет акт о проживающих или зарегистрированных. При отсутствии тех или других, подается количество собственников помещения.

Чтобы снизить стоимость услуг, проживающим нужно доказать, что данные в акте не соответствуют действительности. Для этого подается заявление с подтверждающими документами. Это могут быть копии временной регистрации лица в другом регионе, договор на обучение в ином городе, справка с миграционного ведомства или с места службы.


Когда можно не платить за вывоз мусора.

О необходимости изменения законодательства

Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.

Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки. Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране.

Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.

Суть закона

Собственно, суть реформы заключается в следующем. Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз мусора, эти нормы закреплены законодательно на местном уровне.

Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ. Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Смотрите также:
Госпошлина на продление разрешения на ношение оружия в 2021 году

Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.

Осуществлять обращение с ТКО будут региональные операторы, которые должны быть выбраны в каждом регионе, это прописано ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления».

Расскажите о вашем отношении к Реформе

Важные моменты Закона

В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы. Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования. К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие.

К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.

Договор

Необходимость заключения договора. Такой договор теперь необходимо заключать. Для этого предназначена специальная форма, согласно п.

5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Правильно этот документ называется «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В нем должна быть прописана информация о заключении — место и дата. Также здесь в обязательном порядке указывается название регионального оператора и сведения о нем, его обязанности по вывозу мусора, транспортировке и иных услугах. Указывается и информация, необходимая для потребителя — время вывоза, тарифы и места складирования мусора.

Уборка свалок

В случае обнаружения несанкционированных свалок, превышающих общий объем в 1 кубометр, регоператор в течение 5 дней с момента обнаружения обязан: уведомить владельца участка, где была обнаружена свалка, о ее наличии, а также сообщить о необходимость ликвидации в течение 30 дней. Если собственник участка в течение этого времени не ликвидировал несанкционированную свалку или не привлек для этого регионального оператора, то оператор вправе обратиться в суд для решения этой проблемы.

Мусоропровод

В том случае, если жильцы пользуются мусоропроводом, то ответственность за его содержание остается за управляющей организацией. Также она ответственна и за санитарное содержание мусоропровода, поддержание его в порядке и своевременной очистке, дезинсекции и дезинфекции, согласно установленному графику или по возникшей необходимости.

О тарифах и их формировании

Согласно данной реформе, предусмотрено два варианта тарификации за вывоз, утилизацию и переработку твердых коммунальных отходов:

Закон о «Мусорной реформе» с 1 января 2021 года

Во всех регионах России в 2021 году действует мусорная реформа. Теперь обращение с твёрдыми коммунальными отходами будет происходить по новым правилам.

  • В чем суть мусорной реформы?
  • Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?
  • Кто отвечает за вывоз мусора и утилизацию ТКО?
  • Тарифы и графа в платежке
  • Ответственность за неуплату
  • Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе
  • Вопросы и ответы в новом 2021 году

В чем суть мусорной реформы?

Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и потребления:

  • Жилищный кодекс;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Что ощутили на себе население и организации территорий, где реформа уже работает?

  1. Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень региона.
  2. Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
  3. Собственники отходов обязаны заключить договор с оператором. выведена в отдельную.
  4. Изменилась схема обращения с отходами.
  5. Претерпела изменения система формирования платежей по данному виду услуги.

Что изменится с введением новой «Мусорной реформы»:

БылоСтанет
Множество различных компаний с неконтролируемыми тарифами.Единый региональный оператор, с единым тарифом регулируемым государством.
Платёж скрыт в строке содержания общего имущества, расчет платежа в зависимости от договора между управляющей компанией и перевозчиком.Чёткий норматив установленный законом. Отдельная строка в платёжке. Услуга становится коммунальной.
Заключение договора добровольное.

Как следствие, некоторые люди и организации, которые образуют отходы, не платили за его вывоз.

Все юридические и физические лица образователи отходов и обязаны заключить договор (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ).
Бесконечное направление не только на современные полигоны, но и на несанкционированные свалки.Обязательная сортировка всех отходов, размещение только на современных полигонов.

Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?

Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:

  • жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
  • организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.

Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию. Решение о том, каким образом заключить договор (напрямую или через управляющую организацию), собственники должны принять в ходе проведения общего собрания и закрепить его протоколом.

Жители частных домовладений также являются плательщиками услуги по обращению с ТКО и должны самостоятельно заключить с региональным оператором соглашение.

Если собственник отходов по каким-либо причинам не желает подписывать договор, то этот факт не станет освобождать его от уплаты взноса по существующим тарифам. Квитанции будут приходить на основании данных, полученных от муниципалитета.

Смотрите также:
История развития культуры от Древнего Китая до наших дней: литература и живопись

Кто отвечает за вывоз мусора и утилизацию ТКО?

Ранее, до вступления в силу изменений в законодательстве об отходах, их вывоз осуществлялся организациями, которым жильцы доверили управление своими многоквартирными домами. Эти организации заключали договора и несли ответственность за их исполнение.

С внедрением мусорной реформы такая услуга вышла из тех, что относились к содержанию жилья. Вывоз ТКО теперь коммунальная услуга, которая должна оказываться региональным оператором – организацией, берущей на себя ответственность по вывозу и утилизацию мусора. Осуществляет он это самостоятельно или привлекая субподрядчиков.

Выбор компании происходит на основании конкурса, инициатором которого является орган исполнительной власти региона. Регулируется деятельность регионального оператора ст. 24.6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон).

Тарифы и графа в платежке

Все, кто производит мусорные отходы, обязан вносить плату за обращение с ними. Поскольку эта услуга выведена в самостоятельную, в квитанции для жителей многоквартирных домов появилась новая строка — обращение с ТКО.

Допустимо, чтобы квитанции приходили напрямую собственникам квартир от оператора, но это должно решаться большинством голосов на общем собрании жильцов.

Тариф за ТКО напрямую зависит от норматива образования отходов для каждой из категорий потребителей. Устанавливается норматив для всего региона, соответственно, решение об определении платы принимается на уровне конкретной области или края.

Тариф может применяться из расчета на 1 человека или 1 кв.м. занимаемой площади.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе

Реформа коснулась жителей не только городов, но и малых территорий всей страны. Новые требования Закона едины для каждого, кто образует отходы от своей жизнедеятельности или производственного процесса.

В отличие от собственников многоквартирных домов, где в большинстве случаев договор с региональным оператором заключается в общедомовом порядке управляющей организацией, владельцам частных домов придется заключить договор самостоятельно.

Отметим, что это касается и сельских и городских жителей, а также домов, расположенных на садовых участках. При этом не учитывается факт проживания в нем.

Отличием является лишь тарификация услуги для города и области или частного сектора. Плата для последних устанавливается чуть ниже и исчисляется в зависимости от количества проживающих или площади жилья.

Обязанностью регионального оператора является организация мест, где будет осуществляться сбор мусора в контейнеры. В дальнейшем планируется производить сортировку мусора по категориям, что позволит использовать некоторые виды отходов вторично.

Вопросы и ответы в новом 2021 году

У населения России накопилось множество вопросов с введением «Мусорной реформы» на которые требуют ответы, на некоторые постараемся подробно ответить.

  • при нахождении на лечении в стационаре или санаторно-курортном учреждении – справку учреждения;
  • при нахождении в служебной командировке — копию приказа или справку с приложением копий проездных билетов;
  • при временном пребывании в другом месте (гостинице, общежитии и т.п.) – счет за проживание или документ о временной регистрации по другому месту жительства;
  • при проживании на территории садового или огороднического товарищества – справку, выданную товариществом;
  • при временном нахождении в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном учреждении с круглосуточным пребыванием – справку, выданную учреждением, подтверждающую факт отсутствия в жилом помещении и продолжительность отсутствия.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Что с 1 марта 2021 изменится для УО в сфере обращения с отходами

1 марта 2021 года вступают в силу новые СанПиН 2.1.3684-21, в которых содержатся в том числе санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских территорий, питьевому водоснабжению, воздуху и жилым помещениям. Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец подготовила обзор новых требований в области обращения с ТКО. Узнайте подробности.

Вступят в силу новые Санитарные правила и нормы, в том числе в области обращения с ТКО

В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» его ведущая Елена Шерешовец разобрала новые СанПиН 2.1.3684-21. Она рассказала об изменениях в требованиях к сфере обращения с ТКО применительно к работе организация, управляющих недвижимостью:

Новые СанПиН 2.1.3684-21 утверждёны постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вступают в силу 1 марта и будут действовать до 1 марта 2027 года. Они обязательны для исполнения органами власти, муниципалитетами, юридическими лицами и гражданами, в том числе ИП.

Смотрите также:
Как взять справку из наркологического и психоневрологического диспансера для получения прав

Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень обязанностей управляющих организаций (п. 10 ПП РФ № 491). Поэтому УО следует изучить новые СанПиН 2.1.3684-21. Документ обширный: эксперт подробно разобрала раздел, который касается правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Изменятся требования к контейнерным площадкам, размещению урн и обращению с листвой/снегом

  1. Площадки для накопления ТКО.

Они должны иметь подъездной путь и твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Вокруг площадки требуется возвести ограждение с трёх сторон высотой не менее метра, которое будет препятствовать распространению отходов за её пределы.

  1. Вывоз твёрдых коммунальных и крупногабаритных отходов.
  • при плюс 5 °C и выше – не более одних суток временного накопления;
  • при плюс 4 °C и ниже – не более трёх суток.
  1. Урны и уборка придомовой территории.
Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Расстояние между урнами, которые расположены около подъездов домов, не должно превышать 100 метров, а отходы из них УО обязана убирать не реже одного раза в сутки.

СанПиН 2.1.3684-21 запретил сжигать листья деревьев и кустарников на территории населённых пунктов, в том числе придомовых – смёт следует вывозить на полигоны. Какие требования предъявляются к складированию/размещению снега, а также вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) и уборке отходов в пляжных зонах, узнайте из видео онлайн-журнала.

Важно

  1. Правильно ли расположены контейнерные площадки на придомовой территории МКД и есть ли у неё ограждение и подъезды.
  2. Соответствует ли новым правилам и нормам размещение урн у подъездов и периодичность их очистки от мусора.

Если вы работаете в домах с ЖБО, ознакомьтесь с требованиями п. п. 18-27 СанПиН 2.1.3684-21 и выполните их, а также следуйте указаниям новых правил в отношении запрета на сжигание листвы и накопление снега на придомовых территориях.

Новые СанПиН 2.1.3684-21 вызывают у управляющих организаций много вопросов: обязательны ли требования, что теперь делать с ТКО, откуда брать деньги на влажную уборку, как проверять качество питьевой воды. На эти и другие вопросы Елена Шерешовец ответит на закрытом мероприятии «Р1» 18 марта. Подробности по ссылке.

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс.

крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр.

По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е.

отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны.

Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами. По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г.

протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.

Как возникла мусорная проблема?

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже.

Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили.

Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

Можно ли получить льготы?

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета.

Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Смотрите также:
Какая группа крови считается голубой у человека

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор.

Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

Изменилось ли что-то в обращении с мусором?

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Так нужна ли мусорная реформа?

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.

Положения закона о мусорной реформе — расценки, обращение с ТКО (ТБО)

Законодательные акты, на которых основана мусорная реформа

Очередная реформа в жилищно-коммунальной отрасли коснулась вывоза мусора. 1 января 2019 года услуга стала называться «обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО). В закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г.

Смотрите также:
Как написать заявление о выходе из профсоюза (образец)?

N 89-ФЗ (далее 89-фз) внесены соответствующие изменения, появились новые статьи и понятия. Все нормативно-правовые документы о содержании многоквартирного дома доработаны с учетом новых требований законодательства.

В Жилищном кодексе РФ в части 4 статьи 154 появилась «плата за обращение с твердыми коммунальными отходами». В 2017 году Правительством РФ внесены дополнения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила предоставления коммунальных услуг. Претерпели корректировку и другие подзаконные акты.

Кроме того, утверждены Правила:

  1. коммерческого учета объема и массы ТКО (постановление № 505 от 03.06.2016 г.).
  2. проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО (постановление № 881 от 05.09.2016 г.)
  3. обращения с ТКО (постановление № 1156 от 12.11.2016 г.)
  4. определения нормативов накопления ТКО (постановление № 269 от 04.04.2016 г.)
  5. обустройства мест накопления ТКО (постановление № 1039 от 31.08.2016 г.)

Проведена большая законодательная работа на всех уровнях власти, по простой на первый взгляд реформе.

Причины кардинальных изменений закона о мусоре

До реформы вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) являлся услугой по содержанию общедомового имущества. Поэтому требования по оказанию этой услуги регулировались жилищным законодательством.
Собственники помещений многоквартирных домов с учетом предложений управляющей организации, либо правления ТСЖ, на общем собрании устанавливают стоимость содержания общего имущества, которая включает в себя и цену на вывоз ТБО.

Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора.

Жилищным Кодексом РФ предусмотрена возможность ежегодного изменения стоимости содержания, но на практике это происходит на много реже. В то время как тариф на вывоз ТБО для мусороуборочных компаний увеличивается ежегодно. В итоге приходилось платить за вывоз мусора больше, чем оплачивали жильцы.


Некоторые ЖЭКи и ТСЖ выставляли оплату за мусор отдельной строкой, с ежегодным увеличением тарифа. Однако это противоречило действующему законодательству и, в случае судебной тяжбы, суды обязывали делать перерасчет и возвращать деньги. Все понимали, что это не правильно, но закон есть закон.


Муниципалитеты устанавливали тариф на вывоз ТБО для крупных мусороуборочных компаний, охватывающих более 30% общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселениях были разные тарифы. Остальные компании ориентировались на установленные цены, но могли их снижать в борьбе за заказчика или повышать.

У рядом стоящих домов, стоимость вывоза могла существенно отличаться.
С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали заказчикам различные акции, в виде содержания площадок для сбора ТБО, бесплатного предоставления контейнеров и даже бесплатного оборудования площадок ограждением и навесами.

Неразбериха на контейнерной площадке

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний. Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей.
В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом.

Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики.
Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов.

Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Обращение с отходами компаний и ИП

Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения.

Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.

Тарифы на вывоз мусора

Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно.
Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП.

От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества.
Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.

Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона

Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, Департаментами цен и тарифов или иными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО определен статьей 24.9 закона 89-фз. В целях применения единого порядка расчетов, Правительство РФ утвердило Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов (пост. № 484 от 30.05.2016 г.).

А Федеральная антимонопольная служба разработала Методические указания по расчету регулируемых тарифов(приказ № 1638/16 от 21.11.2016 г.).
Ежегодно до 1 сентября региональный оператор и подрядные организации предоставляют в регулирующий орган Предложения об установлении тарифа с приложением необходимых расчетов и отчетности. Далее проводится экспертиза предоставленных документов.


Для регоператора устанавливается единый тариф на услугу обращения с отходами. Исходя из этого, он устанавливается индивидуальный тариф подрядчикам на конкретный вид деятельности: сбор, перевозка, сортировка, переработка, утилизация. По этой цене производится расчёт с мусороуборочными предприятиями.

Смотрите также:
Получение госномеров: 4 причины нововведений


Решение об установлении тарифа принимается до 20 декабря, сроком на очередной календарный год и вводится в действие с 1 января.
Для отдельных категорий потребителей может устанавливаться льготный сбор. Перечень лиц определяется федеральными и региональными законами и подлежит опубликованию.

Как правило, компенсация предоставляется ветеранам ВОВ, инвалидам, многодетным семьям. Получить консультацию о льготе можно в МФЦ и органах социальной защиты.
Плата за вывоз ТКО обязательна для всех собственников помещений, частных домов, дачных участков, членов товариществ и кооперативов.

Другие важные нововведения реформы

Появление региональных операторов

С изменениями закона введены новые понятия. Одно из них – региональный оператор. Это мусороуборочная компания, которая заключает со всеми собственниками отходов, в пределах территории обслуживания, договор на обращение с ТКО.

Она определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет.
Как правило, это крупная компания, обеспечивающая наибольший объем вывоза мусора. Все потребители обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по ТКО на его расчетный счет.


Остальные мусороуборочные компании, называемые просто «операторами» и являются подрядчиками.
Обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Все операторы, включая и регионального, обязаны получить лицензию.

Раздельный сбор мусора

Правительством России принят ряд решений для стимулирования раздельного сбора мусора, что позволит снизить затраты на их дальнейшую сортировку и переработку.

Появился тариф на обработку отходов, которая включает сортировку, разборку и очистку. Это стимулирует дальнейшее развитие переработки мусора, поскольку не все затраты ранее окупались.

Борьба с несанкционированными свалками

Обязанность ликвидации самовольных свалок лежит на собственнике земельного участка, выявить которого должен региональный оператор. Если собственник не принимает мер по ликвидации в течение30 дней, то региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить затраты собственнику участка, в том числе и через суд.

Проблемы в реализации мусорной реформы

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы.


Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами.
Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён.

Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным.
Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны.


Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:

  1. Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
  2. Переработка – второй.
  3. Утилизация – третий.

Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт.
Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов.

Для их вывоза порой нужны спецмашины.
Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе.

Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование.
И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.

Обращение с твердыми коммунальными отходами согласно постановлению 1156

Расчет платы за ТКО — стоимость вывоза мусора

Расшифровка услуги по обращению с ТКО в коммунальных квитанциях

Норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека

Положения федерального закона 89 об отходах производства и потребления

Смотрите также:
Кто может заверить доверенность кроме нотариуса - данные о видах доверенностей и возможных заверителях

Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора

[Total: 0 Average: 0 ]

Автор статьи
Ардашев Владимир
Эксперт в сфере гражданского права с опытом более 10 лет