Изначально китайская религия была неким культом фетишизма, это происходило приблизительно в 2 веке до нашей эры. Далее, уже спустя век, верования свелись к тотемистическим и были тесно связаны с мистикой и всевозможными магическими ритуалами. Все тотемы были связаны с природными явлениями, да и сами религиозные представления в первую очередь превозносили природу.
Поклонялись не только горам, земле и различным явлениям, например, молнии и дождю, но и существовали разные животные-тотемы. Одним из самых могущественных анималистических покровителей считался медведь.
Существовал и культ предков – их почитали, обращались к ним с просьбами и, конечно же, главы семьи выстраивали храмы для почитания всех предков своего рода.
Ближе к нулевому году сформировались и более цивилизованные религии. В частности, возникло конфуцианство. Все религии того времени были с философским подтекстом и предполагали не следование догмам, а познание мира и уважение традиций.
Конфуций был самым ярким представителем религиозной жизни того времени, и его учение предполагало в первую очередь сохранение традиций общества и получение надлежащего воспитания, а не выполнение религиозных обрядов.
Письменность и литература
Письменность в древнем Китае можно назвать оригинальной, отличной от других цивилизаций. В первую очередь при таких оценках речь идет об иероглифике, являющейся самой древней формой письменности, если не считать наскальные рисунки.
Изначально все тексты писались палочками, которые вытачивали из бамбука. Все тексты были запечатлены на деревянных дощечках.
Это был первый этап развития письменности. Позднее на смену этим инструментам письма пришли другие, более прогрессивные. Они значительно повысили скорость письма, а также повысили удобство написания символов.
К таковым относятся кисть и ткань, в основном шелковая. Тогда же были изобретены и чернила. Еще позже на смену полотнам ткани пришла бумага – чисто китайское изобретение. Тогда письменность и стала развиваться активнее всего.
Что же касается литературы, дошло очень много древних текстов.
У китайцев были как сакральные книги, предназначенные для просвещенного в религиозных и обрядовых вопросах, так и философские и исторические труды. Популярна и так называемая «Книга песен», содержащая около трехсот песенных текстов того времени. Популярными были следующие писатели: историки Сыма Цянь и Бань Гу, считающийся первым поэтом в Китае Цюй Юань и другие.
Архитектура, скульптура и живопись
Китайская архитектура с древних времен считалась прогрессивной. Когда многие народы возводили лишь примитивные жилища или строения из глины и камни в один этаж, китайская архитектура поражала – в стране было огромное количество многоэтажных зданий. Конечно же, существовала и определенная схема их построения – основой китайского дома была массивная опора из деревянных столбов.
Крыши обычно покрывали черепицей, создавали ее путем обжигания глины. Самым популярным видом здания были пагоды.
Живопись в древнем Китае была тоже прогрессивна, если сравнивать ее с живописью стран, существовавших в то время. Картины обычно рисовались на шелке, а позже уже на бумаге. Для рисования использовали тушь и кисти.
Активно развивалась и скульптура, оттачивались умения народа в производстве керамики.
До наших дней дошло множество ваз и небольших статуэток, делали их в основном из поделочных камней, либо слоновой кости. Посуду и украшения уже ближе к новой эре стали делать из фарфора – еще одного чисто китайского изобретения, державшегося в секрете.
Наука в древнем Китае
Наука развивалась не менее стремительно, чем другие области культуры страны. Были важные астрономические открытия, создавалась собственная медицина, отличная от других культур. Развивалась также математика, геометрия.
Китайцы уже в древности знали основные свойства фигур, считали дробные числа, а еще ввели понятие об отрицательных числах. Известна была и арифметическая прогрессия.
1 век до нашей эры знаменателен в китайской науке тем, что тогда был написан величайший математический трактат, объясняющий предмет математики в двухстах главах. Эти знания были получены китайскими учеными и систематизированы.
Ученые смогли рассчитать и точную продолжительность года. Тогда весь год был разделен ими на 12 месяцев, а те в свою очередь состояли из четырех недель. Система актуальна и используется по сей день.
В древнем Китае были созданы и карты звезд и светил, описывающие их местоположение в небе, а также их движение.
Но самым гениальным китайским изобретением считается компас – этого предмета не было на тот момент нигде, и именно китайцы его создали первыми.
Китайская цивилизация с древних времен была одной из самых развитых. В разных сферах культуры у этого древнего государства есть собственные уникальные изобретения и заслуги. К началу новой эры в Китае уже оформилась цивилизованная религия – Конфуцианство, популярная и по сей день.
У страны есть достижения и в сфере искусства и литературе, и в науке. Оригинальна и китайская письменность. Это говорит о том, что в древности Китай был сильной цивилизацией с огромным потенциалом.
V-II тысячелетия до н. э.: эпоха Яншао
Люди периода Яншао жили в небольших поселениях — общинах, окружённых рвом. В центре поселения располагалось здание прямоугольной формы (по разным данным, мужской дом или же место общественного пользования), вокруг которого находились жилища отдельных семей. Кладбища для взрослых располагались за пределами общины, детей же хоронили возле жилищ.
Пищей племенам эпохи Яншао служил особый сорт проса, для возделывания которого использовались различные орудия из дерева, камня и керамики. Охотники добывали мясо и рыбу, также для употребления в пищу разводили свиней, а для хозяйственных нужд — собак. Наиболее ярким символом истории и культуры Китая этой эпохи являются каменные и костяные изделия, а также керамическая посуда, украшенная стилизованными изображениями животных.
Сосуд эпохи Яншао
1800-1000 гг. до н. э.: эпоха Шан
История и культура Китая эпохи Шан характеризуется, в первую очередь, основанием государства со столицей, располагавшейся неподалеку от территории современного города Аньян. Быт китайских земледельцев стал более разнообразен: люди приручили крупный рогатый скот, овец и коз, начали разводить домашних птиц. Рис потеснил просо в качестве основного продукта питания.
Возделывание рисовых полей потребовало развития ирригационных систем и строительства каналов.
Духовная жизнь людей эпохи Шан строилась вокруг культа предков. Усложнился погребальный ритуал, появилось классовое расслоение между захоронениями, которого не было в культуре Яншао. Большое количество бронзовых сосудов ритуального назначения, созданных в период Шан, было найдено в гробницах знатных людей.
Помимо изделий из бронзы, шанские мастера изготавливали произведения искусства из камня, в особенности нефрита, и кости, развивалось гончарное дело.
Такую территорию занимало царство Шан
III в. до н. э. — III в. н. э.: эпоха Цинь и Хань
Знаменитый император Цинь Шихуанди объединил под своим знаменем прежде разрозненные царства, положив начало новому периоду истории и культуры Китая. Первым делом новый правитель провёл ряд масштабных реформ, которые должны были предотвратить междоусобные стычки и новый распад государства: конфисковал у населения оружие, основал новую столицу, которую заселил представителями знатных семейств, ввёл строгое административное деление на территории новорождённой империи, реорганизовал органы управления, установил единую валюту и письменность.
Именно в этот период строится Великая Китайская стена — главная знаменитость Китая. Вообще строительство при первом императоре отличал небывалый размах и роскошь, а инициированные им войны привели к увеличению территории государства. Цинь Шихуанди проложил новые дороги, соединившие концы сплочённой им страны.
Однако масштаб перемен, затеянных императором, не мог не сказаться на материальном состоянии народа. Бунты вспыхивали повсеместно, и уже через 14 лет после основания династия Цинь была свергнута, после чего началась эпоха правления династии Хань.
Достижения культурной жизни Китая эпохи Хань были огромны: были заложены основы образовательной системы, переработан календарь, сделан ряд математических и астрономических открытий, изобретён компас, сейсмограф, создана карта звёздного неба. Особенно активно развивалась медицина.
Знаменитые терракотовые воины в гробнице императора Цинь Шихуанди
VII—VIII вв.: эпоха Тан и Сун
Этот период истории и культуры Китая заслуженно называют золотым веком. Одним из факторов, положительно повлиявших на развитие внутреннего устройства, стало расширение внешних связей империи с ближайшими соседями. На мировой арене Китай занял высокие позиции.
В этот период достаточно сильно влияние Индии: научные сочинения, религиозные и философские учения проникают в Китай и оказываются приняты с благосклонностью. Важной особенностью восприятия инородных культурных тенденций является быстрота ассимиляции — новые явления оперативно переплавлялись в горниле китайской культуры и уже не воспринимались как чуждые. С особенной готовностью был воспринят буддизм, вовлечённый, однако, в борьбу с учением Конфуция и частично её проигравший.
Именно учение Будды принесло с собой художественную прозу, оказало неоценимое влияние на традиционную живопись Китая, собрало под своим покровительством творческих людей эпохи.
Центрами культурной жизни стали города. Ремёсла, торговля, образование и все виды искусства процветали в огромных китайских городах-миллионниках. Архитектуре эпохи присущ размах и монументальность, развивается искусство скульптуры.
Новые направления появляются в живописи: свиточная живопись, пейзажные картины, устанавливается взаимосвязь между живописью и литературой. Появляются новые имена на поэтическом небосклоне эпохи.
Прогулка императорского двора эпохи Тан
XVI — начало XIX вв.: эпоха Мин и Цин
После захвата Китайской империи монголами, а затем освобождения страны начинается новый взлёт культуры, в особенности городской. Новое правительство оперативно издало ряд законов, призванных искоренить монгольское наследие. В этот период для сплочения народа используется конфуцианская идеология, в то время как распространение буддизма и даосизма сдерживается властями.
Однако в страну проникают католические учения. В период правления династии Цин контакты с другими державами вновь ограничиваются.
Говоря об истории и культуре Китая того времени, нельзя не отметить высокую образованность цинских правителей, которые нередко сами занимались литературной деятельностью и живописью, а также оказывали покровительство деятелям искусства. В литературной сфере появляется множество авторов-женщин. Активно развивается театральное искусство, опера.
Что мы узнали?
При изучении темы «Культура Древнего Китая» мы узнали, какие факторы повлияли на развитие самобытной и уникальной древнекитайской культуры. Узнав кратко о культуре Древнего Китая, мы определили характерные черты архитектуры, письменности, живописи, литературы.
Китай
История возникновения китайской живописи насчитывает более шести тысячелетий и относится к тому периоду, когда предки современных китайцев украшали керамические изделия. В качестве орнамента они изображали людей, рыб, животных и растения.
О древних образцах китайской живописи мы можем узнать лишь из археологических раскопок. К изобразительному искусству более позднего времени относятся различные погребальные сосуды и изделия. Следующим этапом развития китайской живописи стали рисунки, выполненные на шелке и бумаге. До наших дней дошло несколько образцов таких рисунков.
Во времена династии Цинь и Хань развивается фресковая живопись. Ее применяли при захоронениях, а также в храмах и дворцах. С развитием буддизма в период с 3 по 6 век развивается храмовая живопись, например, изображения Будды в горных пещерах. Пожалуй, самыми известными пещерами до сих пор являются Дуньхуанские пещеры Могао ( 敦煌莫高窟 ).
Одним из самых выдающихся художников эпохи Шести династий был Гу Кайчжи – 顾恺之 (344-406). Он писал светскую живопись. Две его известные картины «Фея реки Ло» и «Прославленные женщины древности» представляют собой длинные горизонтальные свитки, разделенные на несколько фрагментов.
Предполагалось, что картину нужно было смотреть на ходу, то есть проходить от ее начала в конец и медленно рассматривать сюжет, изображенный на свитке. Гу Кайчжи также считается основоположником «гохуа» (дословно «национальная живопись»). Именно он выдвинул принцип «настроение через форму», смысл которого заключается в том, что хорошая картина – это та картина, которая передает «душу».
А для того, чтобы точно передать «душу», надо очень четко нарисовать глаза.
Следующим важным этапом развития живописи в Китае в то время были эпохи Суй, Тан, Пяти династий и Сун.
В это время происходит формирование основных школ живописи. Среди известных художников можно назвать Чжан Цзыцяня – ( 展子虔 ) из эпохи Суй, Ли Сысюнь ( 李思训 ), У Даоцзы ( 吴道子 ). В эпоху Тан в отдельный жанр выделяется портрет.
Известна картина Янь Либэня (7 в.) «Властелины древних династий», в которой он изобразил на длинном горизонтальном свитке 13 правителей, которые были во главе Китая с начала династии Хань и до конца 6 века. В это же время появляются изображения придворных сцен.
В период пяти династий стоит отметить выдающегося художника пейзажной живописи – Фань Куаня ( 范宽 ). Кстати, его работы «Горы, покрытые снегом» и «Путешествующие вдоль горного потока» сохранились до наших дней.
Известным художником эпохи Сун является Гу Хунчжун ( 顾闳中 ).
В эпоху династии Юань можно выделить художников Ван Мэна 王蒙 , Хуан Гунвана 黄公望 и Ни Цзана 倪瓒 .
В эпоху династий Мин и Цин появляется большое количество художественных школ и жанров.
Тематически китайскую живопись можно разделить на три вида: портреты, пейзажи и изображения цветов и птиц. Раньше всего появились портреты, но затем все большую популярность получили пейзажи ( 山水画 ).
Древняя китайская живопись сильно отличалась от европейской живописи. В Европе широко использовались возможности цвета, теней, а в Китае живописцы создавали удивительные картины игрой линий. Главное, что отличает китайскую живопись от европейской – это стремление передать «дух картины», или, как говорят китайцы «с помощью формы выразить настроение».
Из художников 19-20 века следует особо выделить Ци Байши ( 齐白石 ). Одна из самых известных его картин – «Креветки», а также художника Сюй Бэйхуна ( 徐悲鸿 ). Сюй Бэйхун творил по приципам Гу Кайчжи, поэтому люди считают, что лошади на его картине " 奔马 " выглядят более реалистично, чем настоящие лошади.
Ци Байши - "Креветки"
Сюй Бэйхун - " 奔马 "
Годы культурной революции нанесли живописи Китая непоправимый ущерб. Единственное, что разрешалось – это политический плакат, и то посвященный одной единственной теме – культурной революции. После культурной революции происходит возрождение китайской живописи.
Общая характеристика высоких искусств
Ключевой особенностью культуры этой страны стало её разнообразие. Она подарила миру певучий язык со множеством диалектов, музыку, танцы, правила этикета, специфическую кухню, гениальные литературные произведения. Считается, что искусство Древнего Китая зародилось во времена правления императора Хуан-ди, который был одним из основоположников даосизма.
Особенностью культуры этой страны стала её поразительная способность ассимилировать посторонние веяния для укрепления своего влияния на регион.
Религиозные течения
В первых сказаниях метафорически пересказывается история древней цивилизации. Бог Паньгу сотворил небесный свод и земную твердь, а богиня Нюйва населила землю людьми. Согласно поверьям, боги рассказали человечеству о свойствах лекарственных трав и подарили иероглифическую письменность.
Буддизм оказал значительное влияние на китайскую культуру. Религиозные мотивы присутствуют в литературе, философии, медицине, правилах политического этикета. Нашли они своё отражение и в предметах материальной культуры (скульптуре, живописи, керамике).
Изначально китайская религия была нацелена на почитание высшего божества Шан-Ди во время правления династий Ся (2070−1600 д. н. э.) и Шан (1600−1046 д.
н. э.), когда правители и прорицатели выполняли функции жрецов. В эпоху династии Чжоу (1050−771 д.
н. э.) появились новые верования. Стали почитать небеса, появилась вера в существование духовного мира и зла, которое необходимо изгнать.
Если кратко, это время характеризуется формированием фольклора, ритуалов предсказаний и богатой мифологии, элементы которой присутствуют в культуре и поныне.
Появившись в IV веке до нашей эры, даосизм стал религиозной и философской традицией, которая основывается на идее жизни в гармонии с Дао (кит. «путь»). Эта религия оказала значительное влияние на мировую культуру.
Дао является источником и смыслом всего существующего. В отличие от конфуцианства, даосизм отходит от строгих ритуалов и идеи социального порядка. Для этики даосизма, в основу которого легли идеи Лао-цзы, главное правило жизни заключается в принципе «у-вэй», или «недеяния».
Если даосы говорили о необходимости спонтанности и сострадания, принципы конфуцианства легли в основу системы управления в Императорском Китае. Развитие конфуцианства связывают с появлением Тысячи школ мысли и наследием философа Конфуция (551−479 гг. д.
н. э.). Для конфуцианства было важно следование традиции и соблюдение добродетели, а гармония в семье и послушание правителям были залогом соблюдения законов в обществе.
Чтобы вступить в ряды китайских чиновников, юношам необходимо было сдавать экзамен на знание главных конфуцианских текстов. В 1828 году был издан роман Ли Жучжэня «Цветы в зеркале», где высказывалась идея о том, что к сдаче экзаменов должны допускаться все желающие. В 1853 году экзамены кэцзюй впервые в истории разрешили сдавать женщинам.
Литературный канон
Писатели и поэты Поднебесной внесли значительный вклад в сокровищницу мировых шедевров. Помимо богатой поэтической традиции, здесь сформировался канон текстов, которые должен был прочитать каждый образованный китаец. В него входили 4 классических романа:
- «Путешествие на Запад» (прибл. 1590) У Чэнъэня — фантастическая история о путешествии царя обезьян Сунь Укуна, буддистского монаха и их спутников в Индию за древними сутрами;
- «Речные заводи» Ши Найан я (XIV в.) — истории о героических воинах, которые вынуждены противостоять сильным мира сего и оказываются вне закона;
- «Сон в красном тереме» Цао Сюэ Цинь (1763−1791) — история трагической любви на фоне грандиозных исторических потрясений;
- «Троецарствие» Лоу Гуань Чжун (XIV в.) — роман о борьбе за справедливость и преданности идеалам, действие которого разворачивается в смутную эпоху междоусобных войн.
Многие персонажи литературы Китая, к примеру, Царь обезьян, стали популярны на Западе из-за многочисленных экранизаций. Одним из самых почитаемых легендарных героев страны считается Гуань Юй из «Троецарствия», который стал символом храброго воина.
Ни один доклад о поэтической традиции Поднебесной не обойдётся без упоминания мастеров слова, которые придумали новые стихотворные формы. Первые стихи, дошедшие до наших дней, датируются XI—VI вв. до н. э. Поэзию принято разделять на три основных периода:
- Ранний (появление антологий Ши-Цзин и Чу цы, в которые вошли народные песни и лирические стихотворения Цюй Юаня и Сун Юя).
- Классический (его самыми известными представителями стали Ли Бо, Ду Фу, Ли Хоучжу, Су Ши).
- Современный (поэты-романтики Сюй Чжи-мо, Го Можо и Вэнь Идо; поэты «Туманной школы» Шу Тин, Бэй Дао, Ян Лянь, Хай Цзы).
Основателем современной литературы в Китае считается писатель Лу Синь. Одним из выдающихся достижений страны стало то, что её писатели дважды становились лауреатами Нобелевской премии. В 2000 году её получил Гао Синцзянь, а в 2012 — Мо Янь.
Развитие живописи и каллиграфии
Национальная манера живописи получила название «гохуа». При дворе этим искусством занимались не живописцы, как в европейских странах, а представители высших классов общества — аристократы и чиновники. Картины больше напоминали свитки, ими украшали стены комнат.
Изначально для создания художественных произведений использовали краску чёрного цвета и шерстяные кисточки. Живописцы создавали лирические пейзажи, детально прорисовывая все элементы на бумаге или шёлковой ткани и сопровождая их стихотворными строчками. В истории этого вида искусства выделяют несколько этапов:
- ранние художники рисовали «шаньшуй» (горы и воду), чтобы передать благоговение, которое охватывает каждого, кто созерцает прекрасные пейзажи;
- в эпоху династии Сун появилась новая техника, позволяющая изображать предметы, которые находятся на расстоянии, слегка размытыми, тем самым придавая картинам глубину;
- живопись династии Мин (1368 — 1644) отличалась большой детализацией, картины художников школы У Син рассказывали целые истории, повествуя о средневековой жизни при дворе, народных праздниках, изображая необычные природные явления с помощью ярких цветов;
- в ХХ веке художники открыли для себя соцреализм и стали изображать сцены из жизни простого народа и вождей.
Каллиграфию китайцы ставили выше живописи, поэтому зачастую картины становились простым фоном для изящно написанного стихотворения. Первые иероглифы датируются эпохой династии Шан (XVI−XI вв. д.
н. э.). Чтобы написать простое сообщение, аристократы при дворе использовали Четыре сокровища кабинета, или четыре инструмента для письма.
Правильный выбор бумаги, кисти, палочки и чернильного камня позволял каллиграфу достигнуть вершин этого искусства. Каллиграфия подарила Поднебесной настоящих мастеров, которые создали собственные манеры письма.
Скульптура, архитектура и прикладные искусства
В Китае сложилась собственная культурная традиция в сфере скульптуры. Первые скульптурные изображения использовались для украшения мест погребений. В период династии Хан стали создавать барельефы, а при правителях Шань мастера научились делать статуэтки для захоронений.
Эпоха Воюющих царств ознаменовалась появлением первых больших скульптур, самыми известными из которых стали памятники у гробницы генерала Хо Цюбина. С 366 года на территории страны стали появляться каменные изваяния Будды, а в 1038 был построен грандиозный монастырь Сяхуаянь с цветными изваяниями.
В эпоху династии Тан другие страны региона стали обращать внимание на архитектурные проекты Поднебесной, копируя их внешний вид. Традиционные здания были одно-, двух- и трёхэтажными. Архитекторы создавали уютные внутренние дворики и галереи, по которым можно было переходить из одного здания в другое.
Конструкции возводились из дерева. Крыши с поднятыми уголками украшали храмы, дворцы и особняки богатых сановников.
Одним из самых узнаваемых артефактов культуры страны стал знаменитый китайский фарфор, который начали изготавливать во времена правления монгольской династии Юань (1271—1368). Своего расцвета это искусство достигло при династии Мин, когда стала применяться методика синей росписи, а сами фарфоровые изделия начали покрывать глазурью.
В XVI веке португальские и голландские купцы привезли этот фарфор в Европу, где его стали коллекционировать императоры и представители высших слоёв общества.
Музыка и театр
Песни и оды легли в основу первых литературных произведений. Знаменитая антология «Ши-цзин» была сборником песен, исполняемых музыкантами из народа. Первые исполнители использовали инструменты из дерева и бамбука. В классической гамме было 5 тонов, но в более сложных произведениях также использовались гаммы из 7 и 12 тонов.
В эпоху Тан зародился классический театр сицюй, соединяющий в себе элементы танца, пения и театра. Кульминацией этого театрального искусства стало появление Пекинской оперы цзинцзюй, возникшей в конце XVIII века. Представление на сцене сочетало в себе пантомиму, акробатику, танцы и исполнение оперных арий.
В 2010 году в ЮНЕСКО признали этот оперный жанр частью всемирного наследия.
Культура Китая, история которой исчисляется тысячелетиями, по сей день не теряет своей уникальности и глубины, а произведения искусства находят отклик в душах людей во всём мире.
Немного истории
Китай – одна из древнейших из ныне существующих цивилизаций мира. Именно здесь еще в древности был создан пергамент, краски, компас, составлены календари, в первую очередь лунный, создана карта звезд.
Искусство и культура страны складывались не один век и даже тысячелетие. Китайцы перенимали опыт своих соседей с Востока – персов, племен Месопотамии, древних индийцев. Однако по большей части Китай развивался по собственному пути, подарив многие открытия остальному миру, в особенности Корее, Индии, Монголии, Японии.
В искусстве он также был на передовых позициях.
Находки истории показывают, что общины земледельцев существовали еще в 5-м тысячелетии до нашей эры. Они селились вдоль главных рек Азии – Янцзы и Хуанхэ, название которой переводится как «Желтая река». Местные земли отличались мягкостью и плодородием, так что общины обходились довольно простыми орудиями из дерева, кости и камня.
Старейшие найденные здесь изделия, которые можно назвать произведением искусства, – керамика с причудливыми орнаментами, вырезанные из кости украшения, отполированные камни – датированы 3-м тысячелетием до н.э. Спустя примерно тысячелетие у китайцев также появился нефрит и шелк.
С середины до начала 2-го тысячелетия до нашей эры правило семейство Шан, при котором государственность Китая начала развиваться. При этой династии распространились в большом количестве захоронения в гробницах, которые сами по себе были шедевральными.
Примерно к VIII столетию до н.э. территория современного Китая делилась на большое число отдельных княжеств, между которыми происходили междоусобицы. Считается, что единое государство возникло в 221 году до н.э., когда к власти пришел царь из империи Цинь.
Впоследствии он назвал себя Цинь Шихуанди, что значит «первейший император из династии Цинь».
Статуя Цинь Шихуанди
Если говорить о том, какие временные рамки у Древнего Китая и когда начинается Средневековье, то многие ученые называют период падения династии Хань – самое начало III столетия. Тогда страна претерпела изменения, хоть не слишком явные, но послужившие причиной государственной перестройки – начался период феодализма. Перемены также коснулись и духовной жизни, во многом связанные с распространением учения Конфуция.
Именно Цинь Шихуанди начал строительство Великой Китайской стены – главного архитектурного шедевра Поднебесной.
Архитектурное направление и парки
Архитектура древности представлена в первую очередь жилыми домами обычных людей, а также величественными дворцами знати, в том числе императорскими. Все они по большей части возводились из дерева – это крепкий и гибкий материал, который к тому же обладает высокой сейсмоустойчивостью.
Фундамент представлял собой вбитые в землю балки и возведенный дальше каркас. Пространство между балками заполняли стройматериалами из кирпича, глины и бамбука. Сооружения были увенчаны крышами из яркой черепицы.
Архитектура Древнего Китая
Особенность строительства той эпохи заключается в том, что архитекторы отлично знали габариты будущих деталей, так что создавали их отдельно, а затем собирали воедино. Один большой минус деревянных сооружений – неустойчивость к огню. Именно поэтому многие здания не простояли больше нескольких столетий, погибнув в пожаре или от удара молнии.
Еще одна отличительная черта архитектурных ансамблей в древние времена – сооружения всегда были в комплексе, стояли симметрично относительно главного здания и прекрасно сочетались между собой. Уже тогда в украшении зданий преобладали яркие цвета:
- золотистые крыши;
- красные стены и балки;
- зеленые и синие карнизы;
- монохромный мраморный пол.
Чуть позже в ландшафтной архитектуре развилось также парковое искусство – к зданиям вели тропинки через пышный сад. Они были украшены щебнем, мелкими камнями, разноцветными песочными породами, иногда – с особыми надписями и изображениями.
Но главное – тропы были извилистыми. Дело в том, что китайцы верили, будто злые силы могут перемещаться только по прямой, а петляющие дорожки способны запутать их.
Подробней об устройстве китайского дома читайте здесь.
Скульптурное направление
Археологические исследования нашли на китайских территориях посуду из бронзы, которая относится еще ко 2-му тысячелетию до нашей эпохи. Большинство из них относится ко времени правления семейства Шан. Это особые котелки на трех ножках, которые имитируют фигуры разных животных – слонов, овец, мифических созданий, а также птиц, чудищ.
Древний китайский сосуд
Замысловатые узоры наносились на всю поверхность сосудов. Сами они создавались методом литья: для начала создавали форму из глины, которую затем заливали расплавленным металлом.
К V столетию до н.э. сосуды из бронзы продолжали изготавливать, но немного изменилась их форма и узоры. Форма стала более простой, а в изображениях прослеживались мотивы религиозных обрядов, а также повседневные занятия обычных людей – сбор урожая, охота.
В период Хань, Шан и Цинь принято было вместе с усопшими хоронить погребальные миниатюрные скульптуры: сначала они изготавливались из дерева, затем – из глины, а позже – из керамики. Считалось, что они способны охранять человека на том свете.
Особым памятником скульптуры, который представляет собой погребальные фигуры, является знаменитая Терракотовая армия. Она состоит более чем из восьми тысяч фигур воинов в полный рост, а также шестьсот коней и множество колесниц. Армия была построена в 210 году до н.э. для погребения императора Циня Шихуанди.
Терракотовая армия
Особого внимания заслуживает китайская керамика, появившаяся еще в эпоху неолита. Поначалу это были довольно примитивные сосуды, слепленные вручную или на простейшем гончарном круге. Но на кувшины и прочую посуду наносились причудливых видов искусные узоры с использованием разноцветных красок и различных техник живописи.
Первая керамика – прародительница знаменитого китайского фарфора, славящегося по всему миру.
Другие направления
В Китае с древности существовало большое количество различных искусств, помимо архитектуры, скульптуры, живописи. Остановимся на главных из них:
- Каллиграфическое
Неразрывно связанная с живописью, каллиграфия повсеместно встречалась на картинах. Более того, при этом использовались те же самые живописные инструменты: пергамент, шелковые холсты, краски, кисти. Еще в 1-2-м тысячелетиях до н.э.
на сосудах из бронзы наносились надписи в стиле крупных печатей – дачжуань. При Цине Шихуанди была распространена маленькая печать – сяочжуань. Позже возникли также стили кайшу, синшу, цаошу.
Каллиграфия синшу
Особого распространения каллиграфия достигла на рубеже древности и средневековья, в эпоху Хань. Немного позже появилось огромное число выдающихся каллиграфов, например, леди Вэй или Ван Сижи.
- Декоративно-прикладное
Основным направлением декоративного искусства у китайцев было изготовление изделий из шелка – флагов, зонтов, одежды. Примечательно, что каждому сословию соответствовал свой цвет, к примеру, желтый – императору и его супруге, сиреневый – членам их семьи, черный – госслужащим низшего ранга.
Одежда из шелка, древний Китай
Еще один вид – создание украшения и резьба по различным материалам. Особенно популярна резьба по дереву, золоту, самшиту и нефриту. Считается, что нефритовые изделия покровительствуют благородным особам и способны защитить от плохих духов.
- Танцевальное
Танцы тоже возникли несколько тысячелетий назад, а именно – в XXI веке до н.э., во время правления семейства Ля. Они связаны с ритуалами, и уже тогда существовали особые школы танцев: Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу.
Особенно популярна была первая школа, созданная для императорских праздников и церемоний. Танцевальный порядок выполнялся строго по регламенту, и в них участвовало почти полторы тысячи человек.
Главное в китайском танце – единение с природными силами, подчинение им. Здесь удивительным образом воедино сплетается классическая опера, философия, традиции двора и музыка.
- Музыкальное
Поразительно, но музыка в Поднебесной появилась раньше остальных искусств. Археологами были найдены инструменты – свистки, дудки – которые относят к 6-7 тысячелетию до нашей эры. Чуть позже появились более сложные инструменты, в основном духовые и ударные. Изначально музыка также была связана в первую очередь с религиозными обрядами.
- Литературное
Произведения Поднебесной считаются одними из древнейших на планете – они были записаны на костях, когда еще не была придумана бумага. Особенно известна «Бамбуковая летопись» 1-го тысячелетия до нашей эры, а также труды Конфуция, к примеру, «Сышу», «Уцзин», «Весна и осень».
- Театральное
Первые представления 2-го тысячелетия прошлой эпохи восходят к обрядовым выступлениям народа с танцами и музыкой. В VIII-V веках до н.э. стали появляться первые театры кукол.
Сначала они были изготовлены из дерева, а потом – из глины. Несколько спустя стал популярен жанр пантомим и цирка байси. Подробней об истории китайского театра читайте в этой статье.
Древний китайский кукольный театр
Философские течения
Так как Китай — одна из тех стран, где обожествлялись и поклонялись силам природы, то и философия имеет свои черты.
Философия Китая получила свое начало в V веке до н. э. Тогда в Китае началось расслаивание на социальные классы — богатых, бедных и чиновников. Философия Китая объединяет в себя три объекта Вселенной — Земля, Небо и Человек. Считалось, создание Вселенной проходило через деление хаоса на Землю и Небо.
Конфуцианство и даосизм
Конфуцианство — это философская школа, которая была создана мыслителем Конфуцием в VI—V вв. до н. э.
В конфуцианские годы в Китае боролись чиновники и император, поэтому основной идеей было отношение между людьми разных социальных слоев. Это направление в философии выражало идею, что человек должен стремиться к гармонии (в себе и с окружающими) и соблюдать моральные правила, для того чтобы прекратить общественные беспорядки.
Жизнь человека — это главное в конфуцианстве. Человек должен всегда думать о душе и воспитывать ее. Конфуций также считал, что нужно выстраивать гармоничные отношения между собой. Благодаря такому воспитанию и гармоничному состоянию в стране не будет общественных конфликтов.
Даосизм — философское течение, которое основал Лао-цзы в V веке до н. э., а представителями школы были даосы. Дао — закон природы, путь, которому подчиняются все.
Основная мысль даосизма — отрицание действий человека и общества, т. е. человек и общество должны подчиняться природе и императору, «плыть по течению» и не прилагать никаких усилий для изменения себя и мира вокруг.
Именно поэтому поклонников этой религии упрекают в недеяние. Если человечество будет жить по этому принципу, то будет жить счастливо и свободно.
Для того чтобы обрести гармонию с природой китайцы использовали специальные практики: фэншуй, цигун, иглоукалывание.
Моизм и легизм
Моизм — еще одна философская школа, основанная Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э.
Главный принцип этой школы — единомыслие всех живущих на земле. Если большинство людей считает полезным какое-либо действие, то остальные (несогласные) должны подчиниться мнению большинства, чтобы принести пользу обществу в целом. Поддерживать порядок следовало при помощи наказаний и поощрений.
Легизм — течение, основоположником которого был государственный деятель Шан Ян. Главная мысль, которую выражал Шан Ян, заключалась в том, что человек переполнен злом и плохими умыслами и должен держать под контролем свою сущность. После него эту тему развивал Хань Фэй, который выдвигал принцип тоталитарной политической философии.
Он считал, что идея порядка должна определять общественную структуру.
Изобразительное искусство
Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.
Направления в скульптуре
Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.
Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.
Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.
На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.
Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.
Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.
Обычаи и традиции
На протяжении истории в Китае сложился особый образ жизни. Он отражался в еде, одежде, жилище, обрядах.
Кухня и еда
В Китае основной деятельностью было земледелие. Основной культурой было пшено, его перерабатывали в муку, из которой готовили похлебку. Уже позже из этой муки стали готовить лапшу, которая является традиционным блюдом в современном Китае.
Кроме пшена, выращивали финики, каштаны, просо и сою. В южных районах выращивали рис.
Китайцы занимались и собирательством: травы, ягоды, грибы, коренья. Культивировали также овощи и фрукты — огурцы, лук, тыква, капуста, апельсины, лимоны, персики, абрикосы.
Кроме растительной пищи, употребляли и животный белок. Выращивали свиней, коров, коз, овец, кур, гусей, уток, кошек и собак. В лесах охотились на оленей и кабанов. Жители побережья ловили рыбу и черепах.
Жители в те времена употребляли алкогольные напитки (рисовое вино). Из безалкогольных напитков основным являлся чай. Изначально чай был напитком императора, а позже полюбился и беднякам.
Чай в Китае — это не просто напиток, а чайная церемония — целый ритуал. Перед тем как приступать к чаепитию, нужно освободиться от раздражения, неприятностей и болезней. Уже в Средневековые времена начали строить чайные павильоны, в которых была особенная атмосфера. Чай пьют из маленьких чашек из керамики.
Поведение и этикет
Этикет в традиции Китая имеет особое значение. Его становление имеет долгую историю и кратко рассказать о нем очень сложно. Жизнь в прошлом имела много запретов и действий, имеющих магическое значение.
В основе этикета в Китае лежит уважение к старшим, бережное отношение к традициям, уважение к национальной истории, соблюдение всех ритуалов.
Каждый человек должен занимать свое место, т. е. правитель должен править, а подданный подчиняться ему.
Человек, который находится ниже по статусу должен подчиняться высшему сословию, как отцу. При этом нельзя было общаться с людьми пренебрежительно, не допускалась небрежность в одежде, еде, жилище. За недостойное поведение наказывали даже смертью.
Общая характеристика культуры Китая
Культура и традиции Китая кажутся отсталыми для остального мира. Основная причина такой обособленности – длительная изоляция и отсутствие влияния других цивилизаций. До 1949 года иностранцы не могли посещать его территорию, исключение делалось только для торговых отношений.
После въезда в страну представителей других стран некоторые традиции оказались под запретом. Такой подход оказал сильное влияние на духовную философию китайцев. Но с 1980 года власти стали вновь возрождать забытые обычаи, что и помогло стране остаться уникальной.
Сегодня в ней особым образом сочетаются современные и старые традиции, без ущерба духовным ценностям государства.
Особенности формирования китайской культуры
При ближайшем рассмотрении особенностей китайской культуры, можно выделить несколько интересных фактов о ней:
- Неповторимость и самобытность. Жители продолжают участвовать в классических ритуалах, не забывают об обычаях.
- Полную связь религии и природы. Любая из сил обожествляется, является источником вдохновения для поэтов, художников и архитекторов.
- Бережливость и предприимчивость. Для местного народа характерен минимализм в действиях и отсутствие тяги к выраженной роскоши.
- Характерная черта – сдержанность. Китайцы никогда не выражают своих эмоций открыто.
Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре
Художественное творчество и духовная жизнь народа основана на мифологических, философских и религиозных концепциях. К ярким проявлениям относят:
- Представления о собственной стране. Для жителей она является центром всего мира, исключением среди варварских народов, окружающих Поднебесную.
- Обширную числовую символику. Она хорошо просматривается в живописи, литературе и архитектуре.
- Развитую иерархию. Она начинается с сына Неба – императора, являющегося посредником между людьми и Высшими Силами. Его культ просматривается во всех общественных мыслях и политической философии Древнего Китая.
Культ Солнца всегда находит свое отражение в полотнах художников и архитектурных строениях.
Китайская философия
Культура древнего Китая базируется на следующих основных постулатах:
- Культ предков. Он основывается на признании влияния умерших прародителей на дальнейшую судьбу и жизнь их потомков. В обязанности покинувших мир входит забота о живущих ныне.
- Взаимодействие противоположных начал – система инь (женского) и ян (мужского). Они зародились в глубокой древности, когда в мире был только хаос. Первый дух стал нести ответственность за землю, второй – небо. Мифы о происхождении Вселенной наполнены первичной натурфилософией.
- Холизм. Мир в общем и каждый индивид в нем рассматриваются с точки зрения «единой целостности», более важной, чем остальные составляющие. Единство человека и всего мира считается гармоничным, не противостоящим друг другу.
- Интуитивность. Философское учение предпочитает использовать методы познания. Понятие «единства» и «целостности» невозможно отразить словами или проанализировать стандартными понятиями. Человек должен полагаться только на прозрение с подсказками интуиции.
- Символизм. Ведущая роль отдана нравственному сознанию. Эстетические ощущения сочетаются с волей к практическому выполнению принятых в обществе моральных норм.
- Коллективизм. Общественное обладает приоритетом над личным.
- Традиционализм. Народ во всем полностью опирается на традиции и обычаи.
Характерные черты и ценности культуры Китая
Особенности культуры в древнем Китае затронули и сегодняшнее общество. Внимание заслуживают следующие тезисы:
- Восприятие социальной среды. Она понимается как важная часть собственной судьбы, служит беспристрастной оценкой человеческих недостатков и достоинств. Народ верит, что каждый поступок воздается морально и проявляется через отношение остальных членов общества.
- Капитал личности. Справедливость и честность по отношению к другим людям воспринимается в прагматическом ключе. Регулятором поведения служит вера в объективное и неотвратимое возмездие. Он более эффективен, чем загробный суд, о котором толкуют западные религии.
Язык и письмо
Среди культурных особенностей Китая стоит отметить литературные произведения и письменность. Каждое из них заслуживает отдельного рассмотрения.
Иероглифы
Основное средство межнационального общения в стране – это письменный язык. Он не привязан к фонетическому чтению и позволяет понимать тексты, написанные несколько веков назад.
Каллиграфия
Для правильного нанесения символов недостаточно изучить иероглифы – необходимо знать скорость нанесения линий и силу нажатия на кисть.
Кроме основного значения, каллиграфия широко используется в роли одного из средств для медитации: человек должен быть в приподнятом настроении.
Театр и опера
Классическое китайское театральное искусство представлено в 2 вариациях:
- Южная драма с классическими элементами. Ее исполнение отличается разнообразием, а вокальные партии могут исполняться всеми действующими персонажами.
- Северная драма включает части, заимствованные из Персии и Индии. Ведущие музыкальные роли принадлежат только основным героям. Пьеса имеет четкую структуру.
Пекинская опера возникла в 18 веке. Она сочетает в себе вокал, музыку, пантомиму, танцы и акробатику. В ней хорошо просматривается специфика древнекитайского театра.
Танцы
Танцевальный жанр включает в себя множество традиционных и усовершенствованных видов. Он используется на праздниках, в общественных и государственных церемониях, различных ритуалах.
Народное хореографическое искусство Китая насчитывает 56 направлений согласно количеству этнических групп. К самым известным относят танец льва и дракона.
Резьба по камню, дереву, слоновой кости
Ремесленники страны при создании каменных шедевров отдают предпочтение:
- жадеиту;
- кораллам;
- мрамору;
- мыльному камню;
- нефриту;
- прозрачному розовому кварциту.
Мастерство вырезания фигурок из слоновьей кости приравнивается к красоте поделок из камня. С годами в стране произошло развитие отдельных школ, занимающихся ее обработкой. Наиболее сильными из них считаются находящиеся в таких городах, как:
- Пекин; ;
- Нанкин;
- Тяньцзин; .
Картинка 7 Резьба по слоновой кости
К распространенным направлениям среди прикладного мастерства относят резку по дереву. Этот подвид развился во 2 тысячелетии до нашей эры, особую популярность завоевал при династии Мин – в 14 веке.
Дома, дворцы и храмы украшались затейливыми узорами и целыми картинами. Некоторые из них относятся к культурному наследию Китая и существуют по сегодняшний день. В стране есть несколько направлений резьбы по дереву:
- по самшиту;
- деревянным поверхностям, покрытым позолотой;
- обычному дереву.
Сюжет выбирается резчиком. Некоторые предпочитают воссоздавать эпические события, другие – абстрактные изображения.
Современная культура в Китае
В культуре и религии Китая не произошло глобальных изменений. Культ Дракона также почитается многими гражданами, а свадебные церемонии удивляют многих путешественников. Особый интерес представляют следующие направления.
Фен-шуй или учение, помогающее жить в систематизированном мире, уравновешивая его. Оно требует правильного расположения предметов не только дома, но и на рабочем месте. Строительство жилья в стране проходит с учетом правил фен-шуя.
Кулинария – это отдельный подраздел культурного наследия, появившийся еще в период неолита. Блюда строго разделены: одна часть из них предназначена для простых людей, другая – для высокопоставленных лиц и их окружения. Своеобразность кухни связана с использованием жуков, пресмыкающихся, кошек и собак.
Основная пища состоит из риса, сои, лапши, специй и овощей. В качестве мяса употребляют утятину, курятину, свинину, говядину и морепродукты.
Невиданный бум переживает киноиндустрия (первый фильм был снят в 1905 году ). После провозглашения КНР начался ее активный рост. В 2011 году объем кинорынка занял 3 место в мире после США и Великобритании.
Культура страны богата своим разнообразием и не все ее постулаты легко воспринимаются приезжими. Несмотря на революцию и попытки уничтожения местного колорита, с 1980 года старые традиции стали возрождаться.