Зачастую официальных и законных оснований для снятия с очереди на жилье нет, и снимают как правило незаконно, кому-то это дает право подняться в очереди на несколько пунктов вверх и стать ближе к улучшению жилусловий. Если вас сняли с очереди, то единственным способом вновь вернуться в очередь будет обжалование данного решения в судебном порядке.
- Единственным законным основанием, по которому могут снять с очереди является приобретение вами жилья, что говорит о том, что вы улучшили свои условия и больше в очереди не имеете права стоять.
- Также основанием будет являться не предоставление документов в отдел учета жилья, которые необходимо ежегодно подавать для нахождения в очереди (выписка из домовой книги, уведомление об отсутствии недвижимости у членов семьи и др.).
Судебный порядок оспаривания снятия с очереди
Для оспаривания снятия с очереди на улучшение жилищных условий вам потребуется составить исковое заявление, в котором описать всю ситуацию, сложившуюся со снятием, описать свои доводы, по которым вы считаете, что решение было принято незаконно и подлежит отмене, сослаться на доказательства вашей правоты, и сформулировать требования – признать распоряжение о снятии с очереди незаконным и восстановить вас в очереди на улучшение жилищным условий.
Также необходимо оплатить госпошлину в размере 300 рублей, приложить квитанцию об ее оплате к иску, помимо нее к иску прикладываете
- распоряжение о снятии вас с учета,
- документы подтверждающие, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий (выписка из домовой книги, договор соц.найма либо свидетельство о гос.регистрации права, сведения о доходах членов семьи и др.).
Указанный пакет документов с иском необходимо сдать в суд либо отправить его почтой. Рассчитывайте на то, что процесс восстановления в очереди займет у вас значительное количество времени, заседаний будет около 5, а это месяца 4 точно, если не больше.
В суде вам предстоит бороться с администрацией, которая будет возражать и делать все возможное, чтобы вам отказали в удовлетворении исковых требований, поэтому к делу нужно хорошенько подготовиться и иметь множество документов, подтверждающих ваши доводы. Так как отдел по учету жилья будет бороться до последнего, поэтому готовьтесь отстаивать свои права на жилище.
Пример из практики
К адвокату обратилась семья из 3 человек, которая раннее стояла в очереди на улучшение жилищных условий, так как проживали в 1-комнатной квартире, являются малоимущими. В очереди стояли на протяжении 5 лет, и на шестой год их сняли с очереди, сообщив об этом по телефону.
Семья решила воспользоваться юридической помощью и действовать совместно с адвокатом. Специалист обратился в отдел по учету и распределению жилья в Подольске, где предоставили распоряжении о снятии семьи с учета на том основании, что семья не соответствует установленным законом условиям, якобы было приобретена квартира. Урегулировать данный спор без суда не удалось, поэтому было принято решение обращаться в суд.
Семья жилья не приобретала, что подтверждается уведомлением об отсутствии недвижимости на территории РФ, которая была заказана в МФЦ и выступала главным доказательством. Было подготовлено исковое заявление, собраны необходимые документы. И за счет грамотно проведенной работы в досудебном порядке, судебный процесс занял у нас всего два месяца и было принято решение о восстановлении семьи в очереди на улучшение жилищных условий.
Пример 1. Жилплощадь выдали, а сообщить забыли
Несколько лет назад проживающая в столице семья Ильиных (все фамилии в статье изменены) чуть не лишилась квартиры от государства, положенной ей по закону, по вине чиновников. С 1989 года москвичка вместе с дочерью стояла в очереди на улучшение жилищных условий. Проблем, вроде как, не предвиделось: граждане исправно подавали в мэрию справки, не совершали сомнительных сделок с недвижимостью прежде, не прописывали в квартире посторонних людей.
Но потом выяснилось, что их уже несколько месяцев как вычеркнули из списка на социальное жильё. В результате Ильины обратились в суд.
Департамент городского имущества своё решение суду объяснил просто: обещанную однокомнатную квартиру семье выдали ещё шесть месяцев назад. Однако Ильины не соизволили вовремя явиться в администрацию и подписать соответствующие документы. Следовательно, статья 41 городского закона № 29 от 14 июня 2006 г.
«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» дает муниципалитету право снять граждан с учета.
Казалось, чиновники все предусмотрели, поскольку статья 41 гласит, что после выхода распоряжения о предоставлении жилья гражданину даётся 30 дней для заключения с мэрией договора социального найма. Если он не уложился в этот срок без уважительных причин на то (например, из-за командировки, болезни или отпуска) либо отказался от предоставленного варианта, распоряжение признают недействительным, а очередника вычеркнут из списка или переставят в его конец – решает городская администрация. Чиновники также предъявили суду решения префектуры, согласно которым Ильины не уложились в предусмотренный законом срок.
Однако нигде не значилось, что гражданам отправили почтовое уведомление о выдаче квартиры. По словам истца, о предоставлении жилья никто не сообщал ни устно, ни письменно. Следовательно, не было возможности вовремя заключить договор.
Суд удовлетворил иск Ильиных и обязал городскую администрацию восстановить учётное дело.
Пример 2. Бери, что дают, и убирайся из очереди
Часто в качестве формального повода для снятия очередников с учета используют их чрезмерную (по мнению госслужащих) разборчивость. Прошлым летом в Уфе из очереди исключили семью Тереховых – ребенка с инвалидностью и его мать. Прежде городская администрация предлагала им переехать в «двухкомнатку», находящуюся в другой части города.
Но женщина вынуждена была отказаться, поскольку дом располагался слишком далеко от больницы, в которой лечился сын. Чиновники решили не предлагать заявительнице другие варианты, а признать её «не нуждающейся» в улучшении жилищных условий.
К счастью Тереховых, вмешалась прокуратура, которая подала в суд иск с требованием отменить незаконное решение. Истец основательно аргументировал свою позицию. Во-первых, Тереховы не вселялись в предоставленное жилье, не заключали договор социального найма и не написали вовремя отказ от двухкомнатной квартиры.
Во-вторых, основания для получения бесплатного жилья (инвалидность ребенка и 17-метровая комната в общежитии) по-прежнему остались. Суд посчитал, что муниципалитет не выполнил своих обязательств по улучшению жилищных условий граждан, и обязал власти вернуть Тереховых в очередь на квартиру.
Пример 3. Намеренный отказ за «ненамеренное» ухудшение
Год назад во Владимирской области произошла еще одна типичная история. Чиновники исключили из квартирной очереди ветерана Великой Отечественной войны, посчитав, что 98-летняя пенсионерка Людмила Смирнова хочет обмануть государство. Двумя годами ранее она продала разваливающийся дом в деревне своему сыну, который проживал отдельно, и тем самым якобы намерено ухудшила свои жилищные условия.
Чиновников не смутило, что недвижимость нуждается в капитальном ремонте и находится в глуши. Однако это заинтересовало районный суд, который при рассмотрении дела учёл плохое состояние дома, преклонный возраст женщины, то, что она нуждается в уходе, и родственные связи покупателя и продавца. Суд посчитал, что старушка не преследовала цель намеренно ухудшать свои жилищные условия, чтобы поучить бесплатную квартиру от государства.
Более того, после продажи дома как таковых «ухудшений» в жизни пенсионерки не произошло. Благоустроенного жилья Смирнова не имела и прежде, проживает она в том же помещении, что и при постановке на учет, площадь дома в результате сделки не изменилась. Суд вынес решение в пользу пенсионерки.
Пример 4. Выгодно женившиеся квартиру не получат
Иногда, пытаясь сократить очередь на жилье, чиновники доходят до абсурда. К примеру, гражданину могут отказать в улучшении жилищных условий, если кто-то из членов его семьи удачно женился или вышел замуж.
Семья Васильевых (мать, отец и сын) более 20 лет жила в комнате в коммуналке площадью 18 «квадратов» и ожидала, что мэрия выделит им более просторное жилье. Когда до переезда оставалось считанное время, юноша женился. Невеста оказалась владелицей трехкомнатной квартиры в Подмосковье, которую ей подарили обеспеченные родители.
Департамент городского имущества посчитал, что теперь у семьи с жильем все в порядке и пора исключить ее из квартирной очереди.
Суд не разделил позицию чиновников и пояснил: если гражданин не состоит на учете и имеет недвижимость, на которую очередники не имеют права (купленная до вступления в брак, приватизированная, унаследованная), власти не имеют права плюсовать эту жилплощадь к метражу заявителей. Другими словами, квартира невесты – ее личное имущество, которое никак не может улучшить жилищные условия родителей ее жениха.
Причины снятия с учета нуждающихся в жилье
Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:
- гражданин подает заявление о снятии с учета;
- гражданин утратил основания, по которым его поставили на учет как нуждающегося в жилой площади;
- переезд в иное образование муниципального уровня, исключая ситуации, когда это происходит в границах населенных пунктов, имеющих федеральное значение;
- получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;
- порядок предоставления органами власти или местной администрации участка земли в целях возведения дома;
- обнаружение в документации, представленной гражданином на учет по жилой площади, недостоверной информации, а также выявление незаконных действий сотрудников уполномоченного органа, принявших на учет граждан, нуждающихся в жилье.
Снятие с учета по инициативе заявителя
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье регламентирован ЖК РФ. Собрав необходимый пакет документов, гражданин имеет право встать на соответствующий учет. Для лиц, нуждающихся в жилье или увеличении площади жилого помещения, алгоритм действий простой.
Физическое лицо самостоятельно решает для себя, встать ему на учет по жилой площади или нет. Это его право, но не обязанность. В случае, если необходимость в жилом помещении социального найма по какой-либо причине отпала, то гражданин в праве написать заявление о снятии его с учета нуждающихся в жилье.
В заявлении должно быть отражено его желание сняться с учета по жилой площади. Строгой формы к заявлению снятия с учета по жилой площади ЖК РФ не предъявляет. Оно составляется в произвольной форме.
Гражданин адресует заявление в орган, в котором он учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление подписывается гражданином для того, чтобы идентифицировать себя. Как и заявление о постановке на учет, просьба о снятии с учета рассматривается также уполномоченным органом.
ЖК РФ (норма 52) говорит о том, что граждане с отсутствием дееспособности в данном случае могут действовать через своего представителя, который от их имени пишет заявление в отношении проживания недееспособного в помещениях. Но ЖК РФ не назначает порядок отзыва заявления со стороны недееспособных по поводу снятия их с учета.
Поставить на учет недееспособных можно через представителя, а снять с учета доверенное лицо не имеет права. Выходом из этой ситуации выступает волевое действие уполномоченного органа, который осуществляет учет нуждающихся в жилой площади.
Но снятие с учета нуждающихся в жилье граждан с отсутствием недееспособности происходит уполномоченным органом только при отсутствии оснований к получению жилых помещений.
Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях означает, что на жилье по социальному найму могут претендовать малоимущие категории, признанные по закону. Встать на учет возможно при наличии нескольких предпосылок: но для того чтобы сделать этого, прежде всего, нужно получить статус малоимущего. Если гражданин утратил положение малоимущего, ему будет отказано в жилье.
Основаниями к потере статуса могут служить:
- увеличение цены имущества, которое выступает собственностью семейной пары с детьми, признанных в качестве малоимущих;
- повышение доходов семьи, в расчете на каждого из ее членов и т.д.
Снятие с учета при смене места жительства
Условие, которое нужно для того, чтобы принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, это проживание человека в муниципальном образовании определенного населенного пункта. Выезд граждан за его пределы влечет за собой снятие их с учета нуждающихся в жилье.
Чтобы снять с учета граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания, порядок места жительства человека определяется по формальному признаку. В противном случае, вопрос, связанный с доказыванием места фактического проживания граждан на постоянной основе, потребует немалого количества времени и увеличится количество документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган. Кроме того, возникнут ошибки, обусловленные неправомерным снятием с учета.
Исходя из этого, в практике при изменении места проживания гражданина, если он не выполнил обязанность по оповещению государственных органов о новом месте жительства, это не влечет снятия с учета. Главным доказательством для государственных органов является место его регистрации.
Субсидии для улучшения жилищных условий
На государственную помощь в жилье ориентирована программа «Жилище», принятая на период 2015-2020 г.г. В частности, в ней указано, что она ориентирована на оказание поддержки гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Государство оказывает помощь по обеспечению граждан жильем.
В частности, государство действует с задачей улучшения жилищных условий в помещениях для категории молодых семей.
Данная программа направлена на формирование условий для создания сегмента рынка бюджетного, доступного жилья, увеличения объемов застроек, совершенствования строительной сферы в рамках мероприятий по поддержке строительства жилых помещений в регионах. Все это делается в целях улучшения жилищных условий граждан.
Одним из видов поддержки граждан со стороны государства в целях улучшения жилищных условий выступают субсидии. Существуют определенные правила, которые назначают порядок предоставления этих выплат населению для улучшения жилищных условий. Правила зафиксированы в постановлении высшего органа, принадлежащего к исполнительной ветви власти от 2009 года (№63).
Субсидия может быть задействована в купле-продаже жилого помещения, направлена на улучшение жилищных условий гражданских служащих. Субсидия также используется как паевой взнос, но при условии того, что гражданин выступает членом жилищных или жилищно-строительных кооперативов.
Основания, по которым гражданин может быть снят с регистрации на улучшение жилищных условий
Необходимо помнить о том, что за лицом закреплено право на помощь государства в улучшении своих жилищных условий до того момента, пока не появится обстоятельство препятствующее дальнейшему нахождению на жилищном учете и он не будет снят с такового. В законе указаны основания, по которым гражданин может быть снят с регистрации на улучшение жилищных условий. К таким основаниям относится, во-первых, снятие с учета по волеизъявлению лица, при этом повод можно не указывать.
Во-вторых, случаи, когда отпало основание, по которому гражданин был поставлен на жилищную очередь, например семья, более не является малоимущей.
Ещё одно основание – переезд в другой регион России, либо вообще в другое государство. Гражданин будет снят с учета, если выясниться, что сведения, предоставленные им при постановке на очередь, были ложными, либо имело место быть намеренное ухудшение своих жилищных условий. Выдача материальной помощи лицу на улучшение жилищных условий, или приобретения гражданином дачного дома, который будет являться пригодным для проживания круглогодично, так же являются основанием для снятия его с жилищной очереди.
Данный перечень не является закрытым.
Не позднее 30 дней с момента выявления указанных оснований госорган принимает решение о снятии гражданина с учета на улучшение жилищных условий, о чём уведомляет снятое лицо. При этом решении уполномоченного органа должно носить мотивированный характер, т.е. в нём должны быть указаны причины снятия с регистрации.
Что делать если сняли с очереди на улучшение жилищных условий
Тех, кто, длительное время, состоя на жилищной очереди, был внезапно с неё снят, интересует вопрос, что делать, если сняли с очереди на улучшение жилищных условий.
Первое что нужно сделать – обратиться в госорган, уполномоченный на решение таких вопросов с письменным заявлением, в котором запросить разъяснение о том, на каком основании было принято решение о снятии вас с жилищной очереди.
Если выясняется, что снятие было осуществлено незаконно, либо госорган отказался предоставить разъяснение и ответ на ваше заявление, приступаем к написанию иска в суд.
Исковое заявление подается в Районный суд в течение 3 месяцев с момента получения извещения. Иск должен содержать следующую информацию: название и адрес суда; полные данные истца и ответчика; адрес нынешнего места проживания истца; основания постановки на учет, и дата снятия с такового; просьба истца о признании незаконными действий ответчика и просьба восстановить себя на учет.
Помимо вышеуказанных сведений к иску прилагается квитанция об оплате госпошлины, реквизиты банковского счета и выписка из домовой книги.
Для каждого конкретного случая пакет необходимых документов может быть расширен.
К наиболее распространенным ситуациям необоснованного и незаконного снятия лица с очереди на жильё относятся:
Снятие с очереди на улучшение жилищных условий — как восстановиться?
Для получения сертификата на улучшение жилищных условий нужно отстоять очень длинную очередь. Но что делать, если через несколько лет нахождения в очереди, заявителя из нее исключают? Какие существуют причины таких действий и что нужно предпринять – читайте в этой статье.
Какие основания для снятия с очереди?
В каких случаях снимают с очереди? Существует несколько основных, наиболее распространенных вариантов, которые используются чаще всего. Но помимо них существуют и другие причины. Для того, чтобы уточнить причину снятия с очереди в каждом конкретном случае необходимо внимательно изучить извещение об этом.
В данном документе всегда указывается причина. Исходя из нее и нужно предпринимать или не предпринимать те или иные действия.
Самостоятельный отказ от участия в программе
Основной является причина, когда снимают заявителя с очереди на том простом основании, что он сам этого потребовал. Заявление на снятие нужно писать лично. Другое дело, что иногда сотрудники государственных органов ошибаются и могут вместо заявителя снять с очереди другого человека. В таком случае можно смело обращаться в суд.
Переезд
Еще одна распространенная причина снятия с учета – переезд в другой населенный пункт. Как только заявитель прописывается по новому адресу, он автоматически теряет право на помощь от государства. Как следствие, его сразу же снимают с учета (исключают из очереди).
Улучшение финансового состояния
Если у заявителя по какой-то причине улучшилось финансовое состояние, он больше не может считаться малоимущим. Как следствие, не может претендовать и на улучшение жилищных условий. Его исключают из очереди. Улучшение может иметь разный характер:
- Появились дополнительные источники дохода.
- Переход на новую работу с существенным увеличением зарплаты.
- Получение наследства и так далее.
Получение помощи от государства
Если заявитель уже получил помощь, логично что он автоматически исключается из очереди. Помощь также может быть разной:
- Сертификат.
- Право на социальное жилье.
- Участок под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и так далее.
Неверные данные
Еще одна распространенная причина – предоставление ложных данных. Иногда при рассмотрении заявки какие-то нюансы ускользают от сотрудника государственной организации. Впоследствии, при регулярной проверке информации или получении новых, уточненных данных, заявителя могут исключить из очереди из-за того, что он изначально предоставил неверные данные.
Восстановление в очереди на жилье
Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года и позже может происходить по двум основным схемам:
- Личное обращение в органы, которые уведомили об исключении из очереди. Самый простой вариант и с него всегда нужно начинать. Если возникла ошибка или основание указано неверно, а также при условии, что заявитель может это доказать (допустим, как указано в примере, в начале этой статьи), то руководство государственной структуры может пойти на встречу и восстановить заявителя в очереди добровольно. Если это невозможно по какой-то причине или если получен отказ в восстановлении в очереди – можно обращаться в суд.
- Обращение в суд. Как сказано выше, это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если заявителя отказались восстанавливать в очереди добровольно. Документы, полученные в процессе попытки восстановиться добровольно покажут, что человек пытался решить проблему в досудебном порядке, но у него не получилось. Нередко это играет решающую роль при принятии решения в суде.
Порядок действий
- Получить извещение о том, что заявителя сняли с очереди. Оно направляется тем же способом, что и уведомление о постановке в очередь, а также любая другая аналогичная информация. Еще при подаче заявления на постановку на учет, человек указывает, каким образом его нужно уведомлять о результатах рассмотрения заявки. Обычно это или обычное письмо по адресу регистрации или же письмо на электронную почту. В извещении указывается причина снятия с очереди. Нужно ее внимательно изучить и разобраться, соответствует ли она действительности или нет. Если нет – переходим к следующему шагу.
- Обратиться в структуру, которая прислала извещение. Обычно контактные данные есть в этом самом документе. Если нет, можно найти исходя из названия структуры. Нужно объяснить ситуацию и потребовать восстановить в очереди. Если откажутся – требовать, чтобы отказ в восстановлении был оформлен документально.
- Составить исковое заявление. Лучше всего для заполнения документа привлекать опытного юриста. В противном случае истец может что-то не учесть, упустить важные данные и так далее.
- Подготовить остальные документы (список см.ниже).
- Направить документы и иск в суд.
- Дождаться даты заседания и, желательно, присутствовать на нем.
- Получить решение суда и дождаться, пока оно вступит в силу.
- С решением отправиться в ту же инстанцию, которая исключила заявителя из очереди.
- Написать заявление на восстановление в очереди и приложить к нему решение суда.
Документы
К исковому заявлению нужно прикладывать следующие документы:
- Паспорт заявителя.
- Извещение о снятии с очереди.
- Письменный отказ в восстановлении в очереди (если получилось его взять).
- Документы, подтверждающие тот факт, что причина снятия с очереди неверная.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Доверенность на представителя и его паспорт (при необходимости).
Исковое заявление
Исковое заявление составляется с учетом требований ст.131 ГПК РФ. Содержание этого документа может несколько изменяться в зависимости от возникшей ситуации и особенностей. Именно из-за последней причины и рекомендуется пользоваться услугами опытного юриста.
Образец
Расходы
Восстановление в очереди, как и постановка на учет, производится бесплатно, но только при условии, что заявитель смог договориться с отделением социальной защиты (или другой организаций, по требованию которой человека сняли с очереди) о том, что его восстановят добровольно. В противном случае придется обращаться в суд и нести дополнительные расходы:
- Госпошлина: 300 рублей. Заявления такого типа относятся к неимущественным, так как истец не требует, чтобы ему вернули недвижимость или что-то выплатили. Он просто хочет, чтобы решение государственной структуры, по вине которой его сняли с очереди, было признано недействительным.
- Сбор доказательств: индивидуально. Чаще всего платить не придется вообще, но в некоторых случае нужно будет заказывать дополнительные документы, справки и иные бумаги, что может стоить денег. Также нередко требуется нотариальное заверение и это тоже дополнительные расходы.
- Оформление доверенности: от 2 тысяч рублей. Актуально только в том случае, если заявитель хочет, чтобы его интересы в суде представлял опытный юрист-представитель. Учитывая тот факт, что добиться нужного результата без квалифицированной помощи получается далеко не всегда, пользоваться помощью специалистов приходится во многих случаях.
Сроки
Примерные сроки на восстановление в очереди:
- Извещение о снятии с очереди: около 1 недели с момента снятия.
- Обращение в государственную структуру с требованием восстановить в очереди: от 1 недели до 1 месяца.
- Рассмотрение дела в суде: около 2-3 месяцев.
- Вступление в силу судебного решения: 1 месяц.
- Восстановление в очереди после повторного обращения заявителя: около 1-2 недель.
В среднем на все это уходит от 3-4 месяцев и до полугода. Иногда можно попробовать справиться быстрее, но многие элементы никак не зависят от заявителя и потому он не может их контролировать.