Строить дом на участке без разрешения на строительство, полученного от муниципалитета, запрещено. Это официальный документ, который обеспечивает законность строительства капитального объекта. Без его наличия нельзя в дальнейшем ввести дом в эксплуатацию и зарегистрировать на него право собственности в Росреестре.
Ранее получать разрешение на строительство дома на земле ИЖС было не нужно. Однако в 2019 году были внесены поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые установили порядок получения разрешительной документации для строительства отдельно стоящих домов с количеством этажей не более трех.
В ст. 51 установлены основные нюансы процедуры получения необходимой документации. Без этого возведение жилого здания будет считаться незаконным, а постройка признается самовольной.
Разрешение на строительство подтверждает, что постройка соответствует проекту, а также существующим законодательным и санитарным нормам. При подаче бумаг на получение разрешительного документа проверяется:
- соответствие проектной документации требованиям законодательства;
- допустимость расположения капитального объекта на данном участке исходя из вида его разрешенного использования.
Процесс выдачи и проверки бумаг строго регламентирован. Гражданину, планирующему строительство без разрешения, следует учесть, что в дальнейшем постройку можно будет узаконить только в судебном порядке.
Документы для получения разрешения
Чтобы заявление было принято к рассмотрению потребуется предоставить следующие бумаги:
- выписка из ЕГРН на земельный участок или другие правоустанавливающие документы;
- градостроительный план земельного участка сроком давности не более трех лет;
- схема планировочной организации земельного участка с указанием месторасположения объекта ИЖС;
- проектная документация на объект с текстовым и графическим описанием.
Вышеуказанные документы могут быть запрошены администрацией самостоятельно. В некоторых случаях от застройщика достаточно заявления. Этот момент следует уточнять в муниципалитете.
Процесс рассмотрения заявления
После получения заявления и необходимых бумаг муниципальный орган будет принимать решение. Срок рассмотрения составляет 30 дней с момента получения документов.
В течение этого времени сотрудники ведомства осуществляют проверку всех бумаг на соответствие закону и действительности, а также определяют насколько проектная документация или схема планировочной организации земли соответствует требованиям действующих норм.
Застройщик может заручиться разрешением на незначительное отклонение от требуемых параметров. В этом случае сотрудники будут проверять проектную документацию на соответствие требованиям полученного разрешения на отклонение.
По итогам рассмотрения заявления будет принято решение о выдаче разрешения или об отказе. Если застройщику отказывают, необходимо получить письменный документ, в котором будут указаны причины такого решения. Отказ может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
Срок действия разрешения на строительство
Полученное разрешение на строительство действует в течение 10 лет. Для некоторых объектов капитального строительства этот период может быть увеличен. Это происходит в том случае, когда работы не были закончены вовремя.
Когда происходит отчуждение земельного участка и право собственности переходит к другому лицу, право на застройку остается неизменным. То есть на период действия разрешения факт смены владельца не оказывает какого-либо влияния.
Если требуется продление разрешения, необходимо максимум за 60 дней до окончания срока действия обратиться в муниципалитет и написать соответствующее заявление.
Что делать после получения разрешения?
После того как разрешение будет получено застройщику необходимо передать в муниципалитет:
- площадь, высоту и количество этажей в будущем строении;
- об инженерных сетях;
- экземпляр результата инженерных изысканий;
- экземпляр проектной документации.
Сделать это нужно в течение десяти дней с момента получения разрешения на строительство. Только после этого можно начинать застройку.
Когда разрешение на строительство получать не нужно?
Нет необходимости получать разрешительную документацию, если планируется строительство одного из следующих объектов недвижимости:
- гараж на участке, который не используется в коммерческих целях;
- домов и вспомогательных строений на участке под садоводство и ведение дачного хозяйства;
- сооружений, которые не являются объектами капитального строительства;
- вспомогательных сооружений.
Также не нужно обращаться в муниципалитет при капитальном ремонте или реконструкции объекта, когда изменения не затрагивают конструктивные элементы.
Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется
Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:
при строительстве гаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.
при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.
при строительстве отдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.
при реконструкции объектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.
при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.
Жалоба в управляющую компанию - образец: на соседей, на платежки, на замену труб, на протекающую крышу, на возмещение ущерба
при согласовании размещения буровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.
при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.
в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.
Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.
Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:
базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;
площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;
колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;
дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;
вводные газопроводы в районах населенных пунктов;
линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.
При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.
В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.
Ответственность за отсутствие разрешения на строительство
При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:
на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;
должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;
с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;
юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.
На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.
В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.
В каких случаях не требуется разрешение на строительство: на какие объекты, постройки, что можно
В Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2020 года № 1816 установлено, как изменится перечень случаев, не требующих получения разрешения на строительство.
Согласно новому перечню, в число объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется получение разрешение на строительство, входят:
– линии и сооружения связи, не являющиеся особо опасными или технически сложными;
– линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно и связанные с ними трансформаторные подстанции и распределительные пункты;
– тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 градусов Цельсия включительно;
– водопроводы и водоводы диаметром до 500 мм;
– линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм;
– автодороги IV и V категории;
– местные улицы и дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений;
– пешеходный улицы и площади городов;
– парковые дороги, проезды и велосипедные дорожки;
– объекты капстроительства, являющиеся элементами обустройства автодорог или защитными сооружениями и размещаемые в полосе отвода автодорог;
– отдельно стоящие ветроэнергетические установки высотой менее 250 м, а также солнечные батареи.
Подготовка документации по планировке территории не будет требоваться при строительстве или реконструкции:
– вышеуказанных линейных объектов;
– газопроводов с проектным рабочим давлением до 0,6 МПа;
– объекта капстроительства в составе линейного объекта при условии размещения объекта в существующих границах земельного участка либо в границах установленного сервитута, отсутствии необходимости изменения границ зон с особыми условиями использования территорий и при не превышении общей площади объекта строительства 1500 кв. м, высоты 12 м и количества этажей не более двух;
– электрических сетей, сетей тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, сетей связи, размещаемых в границах внутри одного квартала, одного микрорайона;
– подъездов, съездов и примыканий к объектам дорожного сервиса или автодорог, для строительства и реконструкции которых не требуется получение разрешение на строительство.
В перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, добавятся:
– площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, некапитальные строения для обеспечения потребностей застройщика (бытовые городки, офисы продаж), если ПОС предусмотрено размещение таких площадок за границами участка, на котором осуществляется строительство;
– сооружения инженерной защиты;
– ограждающие устройства, размещаемые на придомовых территориях МКД;
– палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок продуктов питания и сельхозпродукции.
Постановление Правительства РФ от 07 марта 2017 года № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» и Постановление Правительства РФ от 17 августа 2019 года № 1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» признаны утратившими силу.
Портал ЕРЗ.РФ ранее информировал об утверждении Правительством РФ перечня видов работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде, которые могут выполняться до выдачи разрешение на строительство.
Понятие и назначение документа
Документ, дающий право участникам строительства на возведение или реконструкцию объектов недвижимости – разрешение на строительство.
Назначение документа:
- подтверждение соответствия проекта нормам и требованиям ГПЗУ, документации проектного назначения по межеванию, планированию участков;
- одобрение на проведение строительных, реконструкционных работ по строениям, отнесенных к капитальным.
Разрешение на строительство, в общем смысле, требуется во всех случаях, когда планируется возведение, реконструкция сооружений капитального назначения.
В законе предусмотрены исключения: на практике применения положений закона вызывает трудности из-за нечеткого определения – что относится к объектам капитального строительства.
Когда нужно получать, согласно Градостроительному кодексу?
Разрешение на строительство необходимо на все здания, строения, за исключением некоторых объектов.
Особое внимание уделяется объектам недвижимости, находящимся в зонах, особо охраняемых законами государства – объектам культурного наследия. В большинстве случаев, строительство на этих территориях не одобряется, реконструкция – разрешается.
Исключения из общих правил получения разрешения на строительные работы указаны в ст. 51, ч. 17 Градостроительного Кодекса.
Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования
Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:
- Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
- Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
- Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.
В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.
Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.
Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:
- минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
- сооружение не функционирует без головного объекта;
- конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
- обособленность вспомогательного объекта;
- наличие отдельного входа.
Таким образом, при строительстве объекта вспомогательного назначения, законодатель не предусматривает необходимость получения разрешительной документации на строительные работы. Из этого следует, что застройщик не получает одобрения на ввод в работу вспомогательного объекта.
Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.
Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.
В частности:
- Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17. , п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
- Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.
Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.
Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.
Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст.
Возврат налога при покупке квартиры пенсионерам: какие есть льготы при покупке жилья?
130 ГК РФ.
Как получить, кем выдается?
При необходимости получения разрешения обращаются в местную администрацию, на территории которой возводится сооружение. Единого органа власти, который занимается выдачей разрешения, не существует, так как все зависит от конкретного объекта, региона его нахождения.
Местный орган власти подскажет, в какую государственную инстанцию следует обратиться. Застройщик поймет, кто будет заниматься разрешением: вариантов много.
Обычно выдачей этого документа занимаются такие инстанции, как:
- местные органы власти,
- Департаменты (региональный уровень),
- орган строительного надзора (Госстройнадзор).
Иногда в выдаче документа принимают участие государственные инстанции:
- Роспотребнадзор,
- Управление Министерства Природных ресурсов и экологии,
- Росатом,
- Управление Министерства культурного развития и т.д.
Застройщик имеет право обратиться лично за разрешением или действовать через представителя, составив на него доверенность. Проще всего обратиться за разрешением через МФЦ.
МФЦ – учреждение, выполняющее посреднические функции между населением и уполномоченными государственными инстанциями, оказывающими правовые услуги. Сотрудник МФЦ принимает комплект документов, отправляет их в соответствующее ведомство.
На выдачу разрешения обращаются через портал Госуслуги.ру (в привязкой сайта Мосуслуги.ру), дистанционно. Для этого нужно зарегистрироваться на портале, получить подтвержденную учетную запись.
Это означает полный доступ пользователя ко всем, без исключения услугам, интеграцию портала Госуслуги.ру в Мосуслуги.ру. Для получения разрешения необходима электронная подпись.
Порядок дистанционного оформления разрешения регламентируется постановлением Московского Правительства, если разрешение выдается в Москве. Постановление — 17 апреля 2012 № 145- ПП. В этой ситуации разрешением занимается Мосгосстройнадзор. Срок оформления услуги – 5 дней, исключая выходные. Внимание: услуга предоставляется бесплатно!
В предоставлении разрешения уполномоченный орган может отказать по причинам, перечисленным в Градостроительном Кодексе. Отказ от государственных инстанций во всех случаях, связанных с оказанием правовой услуги, должен быть мотивированным.
Простыми словами: заявитель должен понимать причину отказа. Она излагается коротко, четко и ясно, с указанием на положения закона.
Отдельные нюансы, связанные с пробелами законодательства
Градостроительный Кодекс РФ не дает перечня объектов капитального строительства. Признаки объектов вспомогательного назначения указаны, но четкого понимания и разграничения не существует.
Пробел в законодательстве выражается в путанице понятий, непониманию со стороны потребителя порядка правоприменения положений закона. Это порождает досадные ошибки, неблагоприятные для граждан и организаций юридические последствия.
Например, человек искренне полагает, что на его земельном участке возводится не объект капитального строительства, а вспомогательное сооружение. Он допускает ошибку, не обращается за разрешением.
Рассмотрим частный случай пристройки балкона к многоэтажному дому на первом этаже. Собственники по-разному стараются облагородить жилище, тем более, если речь идет о вторичном рынке жилья.
Отсутствие лоджии в квартире на 1 этаже стараются компенсировать за счет пристройки балкона к многоэтажному дому (сокр. МКД). Ситуация сложная с правовой точки зрения.
И здесь возможно только два варианта:
- Демонтаж балконной плиты, разделяющей конструкции заключается в изменении параметров МКД. Собственник может присоединить балкон по желанию. Но на это он получает одобрение всех жильцов МКД. Разрешение на строительство балкона ему не нужно!
- Присоединение балкона невозможно без демонтажа конструкций дома несущего назначения. В этой ситуации речь идет о реконструкции дома. Значит, необходимо разрешение на строительство.
Эти варианты не описаны законодателем. Градостроительный Кодекс не дает понимания отдельных ситуаций, которые возникают в сфере строительства. Поэтому при решении похожих вопросов следует обратить внимание на подзаконные акты уполномоченных ведомств.
В частности, в вопросах перепланировки и реконструкции помещений, присоединений вспомогательных помещений (по ЖК РФ балкон относится к таким помещениям), опираемся на Письмо Минстроя №28475-ОГ/04 от 2019 года.