Ксенон относится к группе инертных газов, встречается в морской воде, природном газе, полезных ископаемых, атмосфере (86 см 3 на 1000 м 3 ). В светотехнике им заполняются лампочки высокого давления. Спектр свечения широкий – от инфракрасного до ультрафиолетового, цветопередача близка к стопроцентной.
Установка в осветительном оборудовании транспортных средств позволяет повысить интенсивность свечения в 2 раза, что теоретически должно увеличить обзорность. Применение ограничивается необходимостью в установке сложного блока управления и устройства, корректирующего направление светового потока.
Офтальмологи считают, что освещение с ксеноном не наносит вреда глазам, если оно правильно настроено. Качество излучения подобно солнечному, поэтому освещенное пространство хорошо просматривается. При неправильной регулировке осветительного оборудования луч может слепить.
Если говорить о автофарах, то при установке в них ксеноновых лампочек световой поток должен правильно рассеиваться. По этой причине газоразрядные источники ставятся только для ближнего света.
Важно! Биксеноновые лампы тоже заполнены ксеноном, но в них присутствует механизм (линза или рассеиватель), при необходимости блокирующий часть светового потока с помощью электромагнита. Это дает возможность устанавливать их в качестве единственного источника в фарах, функционирующих в двух режимах.
Разрешен ли ксенон в России
Ксенон в РФ законом не запрещен, но существуют ограничения. Запрет относится к установке газоразрядных источников в оборудование без омывателя фар, предназначенное для галогеновых ламп. Это неисправность автомобильного оборудования, снижающая уровень безопасности движения.
ГИБДД может наложить штраф или лишить прав (п. 3.4 гл. 3.
Постановления Правительства № 1090 в редакции Постановления № 127).
Когда ксенон можно устанавливать
Ксенон можно установить в головное оборудование для освещения без риска платить штраф, если:
- ксеноновый источник входит в комплектацию завода-изготовителя, на рассеивателях фар маркировка DC для ближнего света, DR – для дальнего, DCR – двухрежимного (согласно ГОСТ Р 41.98-99 и Правилам ЕЭК ООН N 98), знак «Е» в круге, указание номера страны и организации, предоставивших разрешение;
- оборудование установлено в процессе модернизации, которая подтверждена актом и согласована с ГИБДД и некоторыми другими инстанциями.
Важно! Ксеноновые лампы предназначены для ближнего света, если в транспортном средстве он отделен от дальнего, биксенон – для осветительных приборов, функционирующих в двух режимах. При переходе на ближний свет часть луча срезается линзой или рассеивателем.
Ответственность
В ПДД (пункт 19) подробно расписаны правила пользования автомобильным осветительным оборудованием в различных условиях. В Положении о допуске транспортных средств к эксплуатации определено, что нельзя пользоваться машиной, заводская конструкция которой изменена. Какой вид фар нужно устанавливать на конкретную категорию транспортного средства, определен в ГОСТ Р 51709-2001.
Там же имеется подробное описание показателей силы света, угла наклона потока. При нарушении хотя бы одного из этих требований водитель несет ответственность согласно КоАп (штраф или лишение прав).
Никакое наказание не предусмотрено, если лампы с инертным газом установил изготовитель или владелец авто, оформив изменения конструкции согласно требованиям законодательства.
Процедура оформления штатного ксенона:
- обращение в организацию, выдающую заключение о возможности установки ксеноновых фар;
- обращение с заявлением и протоколом в ГИБДД;
- проверка экспертами технадзора результатов экспертизы;
- обращение в сервисный центр, имеющий лицензию для проведения установки газоразрядных источников;
- прохождение вторичной экспертизы;
- прохождение техосмотра;
- обращение в ГИБДД для получения отметки о законности замены.
Справка! При самостоятельной замене все работы должны быть задекларированы.
Любые переделки, неоформленные по такой схеме, считаются незаконными. За нештатный ксенон сотрудники ГИБДД могут лишить прав или наложить штраф. Объективная причина состоит в том, что при самостоятельной замене лампочка меняется, а линзовая фара остается.
Если изготовителем она настроена под галогенный источник, при работе с инертным газом не обеспечивается требуемый уровень рассеивания луча, что приводит к ослеплению встречных водителей.
Нештатный ксенон запрещен так же для установки в противотуманные фары. Это тоже считается изменением конструкции транспортного средства, которое обязательно должно регистрироваться. Но зарегистрировать его невозможно, так как машина не пройдет сертификацию.
Если конструкция изменена после регистрации, согласно п. 51 Приказа № 1001 регистрация аннулируется.
Статья за использование ненадлежащих осветительных приборов
Согласно перечню неисправностей в Постановлении № 1090, эксплуатировать транспортное средство запрещено, если:
- тип осветительных приборов не соответствует тому, который предусмотрел производитель;
- регулировка не соответствует ГОСТ;
- рассеиватели и лампочки не соответствуют типу осветительных приборов.
За нарушение частью 3 ст. 12.5 КоАП предусмотрено лишение прав на 6-12 месяцев, частью 1 статьи 12.4 – штраф:
- если водитель частное лицо – 3 тыс. руб.;
- для должностного лица, отвечающего за эксплуатацию транспорта – 15-20 тыс. руб.;
- для юридического лица – 400-500 тыс. руб.
Приборы и приспособления конфискуются инспектором ГИБДД в 2019 году.
Внимание! Такие же штрафы применяются, если ксенон в ПТФ. Газоразрядные лампы в это оборудование можно установить, если это предусмотрено производителем.
Возможно ли обойти закон
Избежать наказания (штрафа и лишения прав) можно, если купить новые осветительные приборы, которые предназначены для ксеноновых источников света. Обычный сотрудник ГИБДД такое изменение определить не сможет.
Последовательность действий при самостоятельном монтаже:
- покупка фар, лампочек, проводов, креплений, блока управления, предохранителей;
- снятие бампера;
- просверливание отверстий в защитной крышке;
- пропускание проводки;
- монтаж под капотом блока управления;
- соединение проводов согласно схеме;
- проверка работоспособности системы.
Справка! Какое наказание грозит за такую переделку? Чаще всего ни штраф, ни лишение прав. Сотрудники ГИБДД на дороге способны всего лишь сверить маркировку на фарах. Правомерность замены проверяется экспертами технадзора.
Светодиодные лампы в автомобиле
Состояние осветительных приборов транспортных средств регламентировано законодательно. В документах МВД светодиоды не запрещены, но и не указаны как разрешенные. Светодиодным лампам не нужен дополнительный блок питания и регулировка наклона, но требованиям безопасности они не соответствуют.
Если установить такой источник в фару для галогенки, транспортное средство техосмотр не пройдет.
Штраф или лишение прав не грозят, если:
- светодиодные лампы установил производитель;
- конкретный вид транспортного средства снят с производства (новых фар нет в продаже);
- технические характеристики световых приборов подходят для светодиодов, производитель их ставит на модели, выпущенные позже.
В последних двух ситуациях внесение изменений обязательно отражается в документах на машину.
Внимание! При установке светодиодной «люстры» на крышу во время передвижения по дорогам общего назначения ее нужно прикрыть чехлом. Такие приборы предназначены для перемещения в горах, в лесу и других местах, не являющихся дорогами.
Последовательность самостоятельной установки светодиодов такая же, как при замене галогенок на ксенон. Светодиодные лампы должны устанавливать специалисты, соблюдая требования по качеству света (он не может быть синий или фиолетовый, только белый, желтый или оранжевый). В противном случае (согласно перечню ПДД) наличие светодиодов в транспортном средстве будет считаться неисправностью, за которую предусмотрено лишение прав на 6-12 месяцев (ч.
3 ст. 12.5 КоАП) или штраф 500 руб.
Можно ли ставить ксенон и светодиодные LED-лампы на ВАЗ? Штраф или лишение?
Разумеется у ксеноновых фар есть свои неоспоримые плюсы, 2 из которых необходимо выделить отдельно:
- Лучшая яркость света. Она находится в диапазоне 3500-10000 К. В то время как у галогена не выше 3000 К.
- Более долгий срок службы ксенона по сравнению с обычными лампами.
Однако нужно помнить, что ставить ксенон в стандартные фары с использованием галогена незаконно и рассматривается как нарушение. Обобщая скажем, что такие фары представляют собой гораздо более высокотехнологичный продукт со своими особыми требованиями, чем обычные. К тому же ксеноновые фары должны в обязательном порядке быть оборудованы автокорректором, а также омывателями, дабы не слепить встречных водителей, вследствие рассеивания света при загрязнении стекла.
Самостоятельное оборудование автомобиля с установкой данных опций весьма проблематична.
Если вы решили установить ксенон на свою Гранту на свой страх и риск, пренебрегая требованиями, рекомендуем не убирать далеко изъятые из фар штатные галогенные лампы, поскольку ТО вам пройти скорее всего не удастся. Ну о периодическая проверка на постах ГАИ тоже может доставить вам забот.
Самым оптимальным способом, пожалуй, будет установка линз. Среди прочих преимуществ, отметим, что конструктивно этот способ позволяет не нагружать бортовую электрическую сеть чрезмерно, т. к.
энергозатраты, если и превышают те, что были со штатными лампами, то не сильно. Это достигается за счёт того, что более важную роль в формировании головной света играет отражатель (линза), нежели мощность самой лампы.
Другие положительные моменты вкратце выглядят так:
- простота монтажа;
- при правильном выборе не требуется никакой доработки;
- относительная дешевизна.
А светодиоды?
LED-источник света также не устанавливается на отечественные автомобили. Мы уже разъясняли вопрос установки светодиодов, когда это можно, а когда нельзя.
Вообще, это уже более современный тип головного света, и вошёл в моду совсем недавно. Ряд производителей для своих моделей даже уже начали при получении одобрения типа транспортного средства предоставлять документацию для возможности установки светодиодных ламп в такие фары. К ним относятся, к примеру, Hyundai и Kia.
Это, конечно, ещё не значит, что вы можете просто поменять галогеновые лампы в таких авто на LED. Но внесение изменений производится в несколько упрощённом режиме. К тому же, даже на самые бюджетные модели – Kia Rio и Hyundai Solaris – устанавливается ксенон.
Но мы говорим об автомобилях ВАЗ. И для них светодиодные лампы в фарах, к сожалению, запрещены, так как конструкция их модуля источника света не предусматривает установку ничего, кроме ламп накаливания (галогена).
Установка
Итак, первым делом покупаем комплект. Предоставляем вам самостоятельно выбрать его из широкого ассортимента предлагаемых сообразно необходимого соотношения стоимости, производителя и качества. Отправными точками выбора пусть будут тип цоколя и размер самих ламп.
Также перед походом в магазин желательно представлять какого поколения линзы вы хотели бы иметь. Эти критерии сильно способны сильно сузить круг поиска, останется выбрать из нескольких моделей. Немаловажно понимать, подойдут ли по размерам линзы именно к вашей модели без подгонки и доработки.
Причем, ответ на этот вопрос лучше найти заранее, т.к. консультант магазина вряд ли подскажет. Например геометрические параметры поколения 3G больше, чем у 1G.
При этом иногда установка будет невозможна, даже несмотря на готовность к доводке. Но если размеры и стоимость вам подходят, то предпочтительнее поколение 3G, поскольку его световые характеристики всё таки лучше.
Нужен ли омыватель фар и автокорректор для ксенона?
Второй момент — обязательное наличие автокорректора и фароочистителя для ксенона. Впрочем, дело тут не в самом ксеноне, а в мощности светового потока излучения, который почти у любых ксеноновых ламп составляет более 2 000 люмен. Это число — граница дозволенности отсутствия автокорректора и омывателя фар.
Но главное здесь в том, что без разницы, стоит ксенон в противотуманных фарах или же обычном головном свете с таким количеством светового потока. В Техрегламенте отдельно приводятся противотуманки с ксеноном:
1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ТР ТС 018/2011 164 ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.
И самое интересное описано в примечании к пункту 1.3.7 Техрегламента:
Примечание: Сменные газоразрядные источники света категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S и галогенные лампы накаливания категорий H9, H9B, HIR1 имеют номинальный световой поток более 2000 люмен.
При каких условиях автокорректор и омыватель не нужны?
Но есть ещё небольшой ряд типов газоразрядных ламп, которые иногда имеют мощность светового потока всё же менее 2 000 люмен. Для них не нужны омыватель ПТФ и автокорректор.
Законен ли ксенон в ПТФ в 2020 году?
Также, как и в прошлом материале, здесь мы обратимся за помощью к главному Техническому регламенту всех автомобилистов. Хотя прямой отсылки к нему в ПДД нет, но только в нём содержатся правила установки ксенона в противотуманные фары. Но давайте по порядку!
Правила дорожного движения мы обязаны знать и соблюдать. Пункт 3.4 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации говорит нам о том, что:
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
И в этом случае не допускают к дорожному движению такие автомобили.
А вот типы световых приборов, в том числе противотуманки, и лампы, им соответствующие, определяет указанный выше Техрегламент.
1.3.8. Маркировка фар дальнего и ближнего света и противотуманных и классы установленных в них источников света должны соответствовать.
Все внешние световые приборы, к коим относятся и противотуманные фары, разрешающие установку в них ксенона, имеют тип, аббревиатура которого начинается с буквы «D». С другой стороны, практически ни один тип противотуманки, в которой ксенон не установлен с завода, не начинается с неё. Исключение составляют разве что старые «японцы» и Audi Q7 несвежих поколений.
Это значит, что ксенон в противотуманных фарах не предусмотрен стандартно практически ни для каких ПТФ, которые с завода не комплектуются газоразрядными лампами. И устанавливать его в них нельзя.
Какой закон регулирует установку ксенона
Подытожив вышеперечисленное, отметим, что вас могут лишить прав если:
- Марка фар не соответствует требуемым
- Отсутствует омыватель
- Отсутствует автокорректор фар
Статья, регулирующая данный момент, описана КоАП за №12.5, часть 3. В ней отображены ограничения на вождение авто с газоразрядными световыми лампами на передней части авто любого цвета, в том числе красного, не зависимо от их происхождения, если они не соответствуют допуску, описанному в основных положениях. Нарушения повлекут наказание в виде лишения прав на 6-12 месяцев, а так же изъятие самих световых приборов.
Но, опять же, есть один нюанс, который необходимо знать. Лишение прав последует только в том случае, когда нет соответствия закону цвета фар и одновременно режима работы. Достаточно популярны, за счет своего стильного внешнего вида, ксеноновые лампы с синим оттенком.
Однако если с такими фарами вас остановит инспектор, то лишение прав обеспечено. А вот белый оттенок, желтый или оранжевый допускаются, как исключение.
Чем полезен ксенон
Массовая установка ксенона автолюбителями началась в начале 90-х годов прошлого века, а пик популярности новомодных атрибутов пришелся на 2000-е. Именно тогда массово проводилась установка ламп, штатно для фар не предусмотренных.
Грубо говоря, определение «ксеноновые фары» для автомобильных ламп, излучающих свет различных оттенков (от белого до красного), некорректно. Причина в том, что вместо газа ксенона для формирования светового потока в этих лампах используется ртуть и соли натрия. Тем не менее, название прижилось и используется по сей день.
Какое наказание ждет водителя за использование ксенона? Смотрите виде:
Польза таких фар – не миф. По структуре излучаемый свет максимально близок к обычному дневному, замедляет утомляемость глаз водителя.
Но этим преимущества ксенона не ограничиваются:
- Проникающая способность – лучи не преломляются во время тумана и осадков;
- Лучшее освещение краев дороги – из-за большей широты светового пучка;
- Меньшее энергопотребление – примерно в два раза в сравнении с обычными галогенными аналогами;
- Срок службы – превышает таковой у галогенных, в среднем около 3000 часов.
Но не все так гладко.
Еще немного о законах, касаемо ксенона
Почитать про нормы, регулирующие установку ксенона можно в 1 части, указанной статьи КоАП. Согласно описанию, сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф в размере 500 руб., если им будут обнаружены неисправности или нарушения условий, запрещающих эксплуатацию автомобиля согласно Основным положениям. Рекомендуем ознакомиться и с частями 2-7, относящимися к данной статье, чтобы понимать, какие неисправности допустимы, а какие нет.
Тут оспорить что-либо вряд ли получится, так как штраф считается правомерным, потому что в Приложении к ПДД строго запрещено устанавливать ксенон на фары с несоответствующей маркировкой. В той же части Общих положений указано о штрафных санкциях на тех автовладельцев, которые не проследили за работоспособностью автокорректора и омывателя.
Часть 3 п.1 и п.4 – там вы найдете прямое указание на правомерность наказания в связи с отсутствием рассеивателей или несоответствием у проверяемой машины необходимого количества световых приборов, их типа или цвета, места расположения, корректного режима работы фактическим.
И, напоследок, напомним о том, что в 2020 году были введены поправки в закон о штрафах и теперь добросовестным клиентам – скидка. Если вы укладываетесь за 20 дней в оплате штрафа, выставленного за нарушения ПДД, то можно возместить только половину суммы.
Как правильно выбрать оборудование
Не маловажным моментом является процесс выбора и покупки ксенонового оборудования, которое состоит из:
- Ксеноновых ламп
- Блока розжига
- Комплекта проводов
- Реле
При выборе комплекта, не стоит опираться исключительно на стоимость, в которую зачастую закладываются маркетинговые издержки. Смотрите фото и видео в интернете, читайте отзывы, и только после этого принимайте решение в выборе. Чаще всего из строя выходит блок розжига. Если лампы не бракованные – то вероятность их выхода из строя — не высока.
Чаще всего, под каждую модель автомобиля можно найти соответствующий комплект ксенонового оборудования, поэтому не стоит покупать универсальные варианты – в частности, для ВАЗ существует множество готовых решений.
Спасибо за подписку!
Почему ксенон в противотуманных фарах бесполезен?
Начать следует в того, что ксенон всегда должен быть в линзах, которые сосредотачивают пучок света в одном направлении. Главное же преимущество рассматриваемых нами фар для тумана заключается в их рассеивании света. Да, ксенон в ПТФ можно поставить и без линз, чтобы он рассеивал свет, но это тоже не поможет, и ниже Вы узнаете, почему.
Свет с галогеновыми лампами из противотуманок рассеивается вниз, ксенон же рассеивается во всевозможные стороны, которые не ограничиваются его теневыми рамками. Проблема в том, что в случае с ксеноном из-за его физических характеристик не выставить верхнюю границу направления пучка света, а в ПТФ именно чёткое расположение этой границы обеспечивает видимость в туман за счёт того, что не слепит самого водителя. В случае же с ксеноном в противотуманках в сильный туман Вы просто будете видеть белую стену перед собой.
Впрочем, нужно отдать должное — в лёгкий туман, пасмурную погоду, ксенон с пучком света жёлтого цвета в ряде случаев освещает дорогу лучше галогеновых ламп именно в таких фарах.
Именно поэтому сегодня, 2020 год, многие автопроизводители, устанавливающие с завода ксенон в противотуманные фары, перестают даже называть эти фары противотуманными, а зовут «дополнительными фарами».
И в любом случае, практически каждый «счастливый» владелец самопального ксенона в противотуманных фарах практически гарантированно подвергается регулярным проклятиям встречных автомобилей. Ведь газоразрядные лампы в таком источнике света, пытающемся рассеять свет, слепят гораздо сильнее фар ближнего света.
Разрешён ли ксенон на ВАЗ с завода?
Нет. По состоянию на 2021 год ни одна из моделей автомобилей ВАЗ не оснащена возможностью использования газоразрядного типа ламп. И это касается в том числе свежих моделей, самые распространённые из которых в России:
- Лада Веста – даже в топовых комплектациях на эту тольяттинскую модель ксеноновые лампы ставить нельзя,
- Приора,
- Калина,
- Гранта,
- и даже старые ВАЗ 2106-2115 и Ниву.
Дело здесь в конструкции фары, которая предусматривает только галогеновый источник света. Более подробно вопрос возможности такой установки мы рассмотрели в специальной статье про ксенон. Но, помимо конструкции, для этого в конструкции самого авто должны быть:
- блоки розжига,
- автокорректор,
- омыватель фар.
И, если блок розжига используется исключительно при ксеноновых фарах, то омыватели и автокорректоры оснащаются и для галогеновых. Вот только на ВАЗах нет ни того, ни другого, ни третьего.
Таким образом, ксеноновые лампы ставить на ВАЗ нельзя. Но есть исключения, о которых мы поговорим немного ниже.
Когда можно?
И всё же есть одна возможность, когда светодиоды и ксенон можно ставить в фары. Но, к сожалению, и от этой возможности нам легче не станет.
Дело в том, что обязательность соответствия источника света конструкции фары закреплена в Основных положениях ПДД. Там же есть примечание, что если автомобиль старый и снят с производства, то на него можно ставить световые приборы от других моделей и даже марок автомобилей.
Значит ли это, что на ВАЗ можно поставить иные фары, в том числе предусматривающие ксенон или LED? Нет, не значит. Согласно Техническому регламенту, в любом случае такой источник света должен быть сертифицирован и пройти испытания в составе транспортного средства, на которое он устанавливается. Это значит, что если старый ВАЗ предусматривал только галогеновые лампы, то и фары придётся ставить только с галогеновым источником света.
Кроме того, при такой установке придётся проходить процедуру внесения изменений в конструкцию машины, которая достаточно трудоёмка и недёшева.
Штраф или лишение прав?
Ответственность за установку ксеноновых или светодиодных ламп в галогеновые фары до недавних пор стояла достаточно остро. Дело в том, что суды назначали наказание в виде лишения прав по части 3 статьи 12.5 КоАП за изменённый режим работы и цвет световых приборов.
Что нужно знать, чтобы правильно оформить договор аренды транспортного средства между физическими лицами?
Но испокон веков это было незаконно, потому что цвет в большинстве случаев от изменения типа фар не меняется. Лишь изредка при установке "холодного" света ксенона появляется эффект синевы. Но для судов это было неубедительно.
Почему же до недавних пор? Потому что Верховный суд РФ совсем недавно поставил точку в этом вопросе, указав всё то, что мы описали выше, для нижестоящих судов. То есть за незаконную установку ксенона или LED в галогеновые фары положен только штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП.
Ответственность за нарушение правил эксплуатации приборов освещения
Ст. 12.5 КоАП закрепляет положение, согласно которому использование внештатных световых приборов запрещено. Санкция не предусматривает штрафа, а в случае обнаружения нарушения водитель будет ограничен в праве на управление транспортным средством от полугода до 1 года с изъятием незаконных приборов и связанных с ними приспособлений.
Условиями наступления ответственности являются:
- использование фар, излучающих красный свет или свет возвращающие приспособления аналогичного цвета;
- эксплуатация световых приборов, чьи характеристики не подходят под правила допуска к использованию транспортного средства.
- Эти правила допуска установлена в 2 вышеуказанных нормативно-правовые актах. При их нарушении использование транспортного средства также запрещено:
- режим и тип работы фар не подходит по замыслу производителя и не может быть поставлен на конкретную модель автомобиля (важно, что устанавливать фары от других автомобилей можно на модели, которые сняты с производства):
- настройка фар не проходит по стандартам, установленным ГОСТом;
- рассеиватели, либо лампы не подходят по типу прибора освещения.
Иных требований законом не установлено. Однако из положений этой статьи уже понятно, что использование «нелегального» ксенона наказывается лишением прав на срок вплоть до 1 года.
Ксенон в противотуманных приборах освещения
По регламенты противотуманные фары также признаются приборами освещения, поэтому на них распространяются аналогичные требования. За установку непредусмотренных ксеноновых осветительных приборов водитель также будет лишен прав.
Так же, как и с фарами головного света, ответственность будет наступать только при несоответствии маркировки на фарах и лампах.
ГОСТом установлены следующие типы ксеноновых фар:
- DC – предназначены для освещения на короткой дистанции;
- DR – освещение на дальнюю дистанцию;
- DCR – любое расстояние.
Обозначение без использования буквы D, означает, что использование ксенона не предусмотрено, поэтому всегда следует внимательно сверять информацию.
О плюсах и минусах использования ксенона
Ксеноновые лампы представляют собой газоразрядный источник света. Он более надежен, служит дольше и потребляет электроэнергии меньше, чем стандартные галогенные лампы, которыми сейчас оборудовано большинство автомобилей.
Автолюбители ценят ксенон за то, что он значительно улучшает внешний вид машины, делает ее более презентабельной и, как многие считают, гораздо лучше освещает дорогу, чем обычные галогенные лампы. Действительно, ксеноновые фары имеют ряд преимуществ:
- увеличенный обзор дороги за счет очень широкой полосы света;
- очень яркий свет, более приближенный к естественному дневному освещению;
- хорошая видимость во время тумана или в дождь (ксеноновый свет не рассеивается, а проникает сквозь такие препятствия).
Однако все эти преимущества имеют место только в том случае, если ксеноновые фары заводские, то есть конструкция осветительных приборов была специально создана для ксенона, для лучшего отражения ксенонового света. Если же пытаться установить ксенон в фары, предназначенные для галогенных источников света, то результат будет зачастую прямо противоположным:
- ослепление встречных водителей (из-за неправильно расположенных отражателей, которые подают свет выше дороги) и, как следствие, постоянное создание аварийных ситуаций;
- ухудшение видимости за счет очень яркого света, создающего на дороге большое количество теней (их легко можно принять за препятствия);
- уменьшение обзора (свет очень яркий, но правильно освещает лишь небольшой участок дороги).
Наказание за незаконное использование ксеноновых ламп
Какая ответственность положена за использование ксенона? Штраф, лишение прав? Многих водителей сбивает с толку тот факт, что в КоАП РФ нет отдельной статьи про установку в автомобиль ксеноновых источников света и его последующую эксплуатацию. Поэтому используется универсальная статья 12.5 КоАП РФ, запрещающая использование транспортных средств при некоторых технических неисправностях и в условиях, в которых их использование запрещено.
Нас интересует исключительно часть 3 статьи 12.5:
Значит, наказание за незаконное использование ксеноновых ламп — это изъятие водительских прав на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией соответствующих осветительных приборов.
К нашему случаю (незаконное использование ксенона) также подходит и пункт 3.4 Перечня:
О чем идет речь в этих пунктах? О том, что нельзя эксплуатировать автомобиль в случае, если в нем установлены неправильные рассеиватели, неправильные лампы (ксенон вместо галогена) или фар нет вовсе, или лампы в блок-фарах работают в неправильном режиме. Все эти нарушения — основания для административного наказания в рамках части 3 статьи 12.5 КоАП РФ — изъятие водительских прав.
Особенности маркировки фар для установки ксенона
Чтобы узнать, можно ли в конкретных автомобильных фарах использовать ксеноновые лампы, необходимо обратить внимание на их маркировку. Маркировка может быть не указана на самой фаре, а лишь обозначена в руководстве по технической эксплуатации автомобиля.
Установка ксенона в блок-фары и другие осветительные автомобильные приборы возможна только в случае, если на них есть следующая маркировка:
- DC (разрешены ксеноновые лампы только ближнего света);
- DCR (разрешены ксеноновые лампы и ближнего, и дальнего света);
- HCHR (для ближнего света можно использовать ксенон, для дальнего — только галогенные лампы).
Можно ли избежать изъятия прав за ксенон?
Существует ряд особых мер, использование которых при определенных ситуациях поможет решить дело малой кровью. К примеру, получить за ксенон небольшой штраф в размере 500 рублей вместо лишения прав на срок от 6 месяцев до 1 года. Но для этого, скорее всего, понадобится нанять адвоката.
Самостоятельно грамотно отстаивать свои права в суде способны далеко не все автовладельцы.
О чем следует помнить в первую очередь?
- Остановка автомобиля дорожным инспектором может быть произведена только при наличии веских оснований. То есть факт нарушения должен быть выявлен инспектором уже при беглом визуальном осмотре автомобиля. Просто так остановить авто нельзя. Кроме того, есть места, где этого делать и вовсе недопустимо по Правилам. Все нарушения в порядке остановки автомобиля можно позже использовать в суде;
- Обязательно запишите личные данные инспектора, оформлявшего протокол о правонарушении в связи с использованием ксенона, включая номер его жетона и телефон дежурной части, в которой он служит. Это сделает возможным обжалование действий сотрудника ГИБДД в суде;
- Чтобы определить, если ли нарушение в порядке установки ксеноновых фар, необходимо открыть капот. А это уже не простой визуальный осмотр, а досмотр. Досмотр обязательно требует присутствия двух понятых или ведения видеосъемки;
- По результатам осмотра составляется протокол. Водитель имеет полное право указать в нем, что он не согласен с вменяемым ему правонарушением. Например, по той причине, что ему не были разъяснены все права и обязанности, а также другие спорные моменты. В графе «Объяснения лица» обязательно стоит написать о несогласии с инспектором и потребовать адвоката. Все это затем поможет выиграть суд и избежать лишения прав.
Напомним, что наказание за использование ксенона будет назначено только в том случае, если он не установлен в автомобиль самим производителем. Все правила установки газоразрядных ксеноновых ламп действуют не только для передних фар, но и для противотуманных фар и других осветительных приборов. Исключений нет, ответственность для всех случаев будет одна и та же — лишение прав.
Как избежать лишения прав за ксеноновый свет?
Многие владельцы автотранспортных средств относятся к своим железным коням, как к живым существам. Они испытывают к ним нежные чувства и стараются обеспечить для них максимально возможный уровень ухода и модернизации.
И в стремлении добиться максимальных улучшений, они порой забывают, что далеко не все изменения можно осуществлять. Существует целый ряд действий по усовершенствованию автомобиля, которые могут навлечь наказание на лицо, которое их совершит.
Давайте подробнее поговорим об одном из наиболее распространенных таких деяний – использовании ксеноновых источников света.
Могут ли лишить прав за ксенон
Необходимо четко знать, что ни один законодательный акт Российской Федерации не предусматривает запрета на использование ксенона и не устанавливает размер штрафных санкций для тех, кто решил его применить.
Но это отнюдь не означает, что ксенон можно использовать безбоязненно. Штрафные санкции за его использование устанавливаются одной из самых широко трактуемых ПДД РФ.
И речь, в данном случае, будет идти о так называемом списке неисправностей осветительных приборов.
Если на автотранспортном средстве обнаружат какую-либо неисправность, которая содержится в вышеуказанном списке, то его эксплуатацию запретят, а лицо, которое эксплуатировало автомобиль с такой неисправностью, понесет наказание.
В этом перечне говорится, что:
- запрещена эксплуатация автотранспортного средства, на котором установлены приборы освещения, непредусмотренные технической документацией на данный автомобиль;
- запрещается эксплуатация машины, если ее фары отрегулированы не по ГОСТу;
- не допускается использование автотранспортного средства, если установленные на него рассеиватели, отражатели либо ламы не соответствуют модели фар.
Говоря проще, в фару можно устанавливать ламы исключительно того типа, для которого она разрабатывалась. Неследование этому правилу может неминуемо привести к наказанию. И не факт, что удастся отделаться просо штрафом.
Так как избежать штрафа за ксенон?
В 2016 году 3 часть статьи 12.5 КоАП РФ установила, что за вождение автотранспортным средством, на котором смонтированы фары, не предусмотренные технической документацией, водитель может быть лишен прав на срок от шести месяцев до одного года. А выплата штрафа вообще отсутствует.
Необходимо осознать, что за незаконное применение ксенона вы можете на год лишиться прав! А в ряде случаев, вам могут добавить еще одну статью. Точнее 1 часть статьи 12.4 КоАП РФ. В ней устанавливается наказание для водителей, которые установили на свои машины световозвращающие устройства, которые создают эффект красного света.
Здесь предусмотрен штраф, начиная от 3 тыс. руб. для граждан, и заканчивая 500 тыс. руб. для юридических лиц. На должностное лицо может быть наложен штраф в размере 20 тыс. руб. Кроме того, вышеописанное устройство подлежит конфискации.
Эта же статья гласит, что лица, допустившие установку на автомобиль осветительных приборов, которые не соответствуют требованиям технической документации, могут быть наказаны аналогичными штрафами.
На практике это означает, что инспектор ГИБДД, остановив автотранспорт, на котором используется ксенон, может применить к лицу, управляющему им, сразу обе эти статьи, т.е. водителю, помимо немаленького штрафа, грозит лишение прав.
12.5, часть 3 КоАП: лишение или штраф? Как избежать наказания?
Стандартные галогеновые фары в ближнем и дальнем свете устраивают не всех автовладельцев. Поэтому световые элементы часто заменяют на тот же ксенон или LED. Однако любые неузаконенные изменения технических параметров автомобиля признаются нарушением.
И причин здесь несколько. Во-первых, «колхозный» ксенон может ослепить навстречу едущих водителей, а, во-вторых, подвести вас под наказание по ст. 12.5 КоАП РФ – со штрафом или лишением прав.
Давайте разберемся, что грозит за синие, красные, LED-лампы, при чём здесь ПП Верховного Суда РФ № 20, а также как обжаловать постановление об АП и переквалифицировать дело на штраф.
Можно ли менять внешние световые приборы автомобиля?
Можно, но не всегда.
Автомобиль является сложным техническим устройством. Он поставляется с завода, где изготовитель заранее предусмотрел и тщательно проверил работоспособность и безопасность внешних световых приборов ТС. Если вы хотите установить в обход ТБ вместо галогеновых ламп ксенон, а маркировка фар этого не допускает – это нарушение.
За подобные действия может последовать наказание по ч. 1 или ч. 3 ст.
12.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3.6 ПДД:
- Спереди автомобиля могут располагаться только белые, жёлтые или оранжевые огни;
- На задней части ТС – только красные, жёлтые и оранжевые;
- Фонари заднего хода и подсветка госномера – исключительно белого цвета.
Это официальные требования к транспортным средствам для возможности их эксплуатации на дорогах России. Недопустимо самовольно изменять цвет огней автомобиля!
Что грозит за нарушение в 2021 году – штраф или лишение прав?
До июня 2019 года инспекторы ГИБДД и судьи не особо церемонились с нарушителями. Автолюбителей с несоответствующей конструкцией в части световых приборов отправляли в суд, где им вменяли нарушение по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ – а впоследствии лишали водительских прав на срок от 6 месяцев до года.
«Прорыв» случился в июне 2019 года, сразу после выхода Постановления Пленума ВС РФ №20. Верховный Суд посчитал нужным разъяснить порядок применения наказаний за несоответствие источника света типу фары.
В Постановлении ВС РФ конкретизировал, за что суды вправе лишать водительских прав по 12.5.3 Кодекса. И если раньше достаточно было одного условия, то сейчас должны выполняться оба условия одновременно:
- нарушение режима работы;
- несоответствующий цвет огней.
В подтверждение этому процитируем абзац 4 пункта 6 ПП ВС РФ:
Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Ниже мы разберём, как это влияет на вынесение наказания по 12.5 КоАП на примере разных световых элементов.
За синие лампы
Синие лампы устанавливать нельзя – это противоречит требованиям п. 3.6 Правил. Равно как и Требованиям Технического регламента Таможенного Союза № 877 от 9 декабря 2011 года. Допустимые цвета – от белого до красного. Иных в законе не предусмотрено!
Нарушителей ожидает самое мягкое наказание по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:
- штраф в 500 рублей;
- предупреждение от инспектора ГИБДД (крайне редко).
Почему же здесь не могут лишить водительских прав? А потому, что, как мы указали выше, Верховный Суд разъяснил порядок применения наказаний по этой статье.
Приведем пример:
Сотрудник ДПС разглядел, что ваш автомобиль освещает дорогу огнями синего цвета. При остановке ТС и проверке фар выясняется, что вы действительно заменили стандартные галогеновые элементы на синие лампы. Одно условие части 3 ст.
12.5 КоАП выполняется, лицо инспектора ГИБДД уже расплылось в улыбке – галочка за лишение вас водительских прав сама идёт в руки.
Но второе условие, режим работы, безжалостно разбивает все надежды должностного лица, и играет в вашу пользу. Ведь режим работы – это не тип фары, а то, как мы видим работающий прибор. Он либо светит непрерывно, либо мигает как в случае с проблесковыми огнями автомобилей ДПС или дорожных служб.
И этот самый режим работы светового прибора соблюдается (если лампочка исправна). Хоть лампа и синяя, но её свет непрерывно освещает площадь впереди автомобиля. А значит выполняется лишь одно условие из двух.
И, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда, вас не могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 12.5 КоАП, где предусмотрено лишение прав водителя.
Проверка полиса КАСКО по базе РСА на подлинность: как посмотреть страховой документ в едином сервисе данных?
Вот такая логика! Но, к сожалению, её придерживаются не все судьи, от чего растёт число обжалований судейских решений.
За красные лампы спереди
Нарушителям также грозит штраф в 500 рублей.
«Виной» тому чёткая формулировка в ч. 3 ст. 12.5 Кодекса:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Но, опять же, для лишения прав должны совпасть два условия: несоответствующий режим работы ламп и цветовая гамма лучей. С красным цветом всё понятно – такого освещения не должно быть спереди, а вот режим работы вряд ли окажется мерцающим или мигающим.
Остановивший вас инспектор ДПС установит факт несоответствия световых приборов Основным положениям к ПДД, и должен выписать постановление со штрафом.
Если в противотуманках
Максимум штраф, либо предупреждение.
Кодекс об административных правонарушениях не разделяет понятия «фары» и «противотуманки». Если взглянуть на положения ч. 3 ст.
12.5 КоАП РФ, то мы увидим фразу «на передней части» транспортного средства. Логично, что противотуманные фары (ПТФ) и так располагаются спереди. Иначе как бы они освещали дорогу движущемуся вперёд автомобилю? Поэтому здесь применяется аналогичный порядок вынесения наказания.
Если по инструкции «с завода» на автомобиле не предусмотрены газоразрядные лампы в противотуманках, а вы изменили световые приборы, и вас поймал инспектор ГИБДД – придётся заплатить штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Или, если хотят вменить часть 3, обжаловать постановление, ссылаясь на вышеупомянутое Постановление Пленума ВС РФ № 20 от 25 июня 2019 года.
Если в габаритных огнях
Лишить права управления ТС не могут, грозит только штраф.
Нельзя ставить светодиодные LED-лампы и в габаритные огни. Если вас поймали за «колхозным» ксеноном, то будут смотреть на несоответствие режима работы фар и цвета их огней. В большинстве случаев цвет будет белым, а не синим или зелёным.
Но даже если цвет и не соответствует, то в 99% режим работы фар «не подведёт». Луч света непрерывный, постоянный. А нарушением является моргающий режим работы фар.
Действует ли скидка на оплату штрафа за световые приборы?
Штраф за световые приборы по ч. 1 ст. 12.5 КоАП составляет 500 рублей. Соответственно, применив 50% скидку, получим сумму к уплате в размере 250 рублей. На внесение платежа закон отводит 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Есть ли повторное наказание для водителей?
Каждый раз будут штрафовать за управление автомобилем с неисправностями.
Могут ли аннулировать регистрацию ТС?
Да, могут – это практикуется.
Происходит буквально следующее:
Вас поймали на дороге, например – с LED-лампами вместо галогеновых. Инспектор ГИБДД выписывает постановление со штрафом и вручает его вам под роспись. Одновременно с этим ИДПС выпишет предписание о приведении автомобиля в стандартное состояние в течение определенного срока. В то же время информация поступит в ГИБДД, где её внесут в базу.
Если вы не позаботитесь о замене светодиодов на стандартные лампы по ГОСТу, то возникнет проблема. При следующей остановке на дороге, уже другой инспектор заглянет в базу ГИБДД, и обнаружит, что вам было наказано устранить нарушение. Но поскольку вы проигнорировали требование убрать светодиоды, то вам аннулируют регистрацию вашего автомобиля.
И будут правы – соответствующие полномочия закреплены в Административном регламенте МВД от 21 декабря 2019 года.
Оспаривание наказания за светодиоды
Практика вынесения наказаний за несоответствие световых элементов сводится к тому, что инспекторы ДПС по-прежнему пытаются привлечь водителей по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. Если это случается, то сотрудник ГИБДД выписывает протокол. Лишать прав на дороге он не может – это не в компетенции госавтоинспекторов.
Дела о лишении права управления ТС рассматриваются в мировых судах по месту совершения правонарушения. Именно туда вас вызовут повесткой, если на вас в суд поступит протокол об АП за световые приборы. И уже в суде предстоит оспаривать отстаивать свою правоту.
Применяется ли к водителям лишение прав по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ?
Максимальное наказание, которое грозит водителям за ксенон или светодиоды – штраф.
Однако, зачастую ситуация оборачивается в худшую сторону. Мировые и районные судьи придерживаются принципа НОНДСП – нет оснований не доверять сотруднику полиции. Из-за этого вас, как истца, судья может попросту не выслушать.
Или пропустить мимо ушей ваши аргументы в пользу смягчения наказания. И тогда придётся отстаивать права в вышестоящей инстанции, подавая апелляционную жалобу.
Какое наказание вынесет суд?
Итак, в лучшем для вас случае мировой судья последует предписаниям ВС РФ и переквалифицирует дело с ч. 3 на ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Это значит, что вы отделаетесь штрафом. Да еще и со скидкой.
В худшем случае нарушение квалифицируется по части 3 вышеназванной статьи. И вот тут нависает угроза стать пешеходом на срок от 6 месяцев до 1 года.
При любых раскладах желательно иметь как можно больше смягчающих обстоятельств. Они приводятся перечнем в ст. 4.2 КоАП РФ.
Что это за обстоятельства? Например, признание инспектору ГИБДД, что у вас установлен ксенон вместо обычных ламп в фарах. Или раскаяние, признание вины в содеянном. Не лишним будет обещание суду убрать светодиоды в самое ближайшее время (если еще не убрали).
Что грозит водителю за ксенон и светодиоды в 2021 году?
В преддверии наступления нового года многих автолюбителей интересует, какое наказание грозит водителям за установку нештатного ксенона или светодиодов в фары?
Мнения на этот счёт разнятся – одни говорят, что за это грозит штраф, другие – лишение прав.
Чтобы выяснить правду, достаточно обратиться к действующей редакции КоАП РФ, которая пока продолжит действовать и в 2021 году. В этом документе установки нештатного освещения автомобиля касаются сразу две статьи – 12.4 и 12.5.
СТАТЬЯ 12.4 КОАП РФ
В соответствии с частью 1 статьи 12.4 КоАП РФ установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет:
- на граждан – наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
- на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
- на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, в июне 2019 года Верховный суд дал разъяснение, согласно которому лишение прав за ксенон по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ должно применяться только в тех случаях, когда требованиям не соответствуют одновременно и цвет огней, и режим работы световых приборов. В случае, если требованиям не соответствует только цвет или только режим работы, должна применяться часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая не предусматривает лишение водительских прав.
Однако, судебная практика показывает, что эти размытые формулировки законодательства могут трактоваться как в пользу водителя, так и против него. Поэтому, чтобы не лишиться прав, нужно либо иметь хорошего юриста, либо отказаться от установки ксенона и светодиодов, не предусмотренных конструкцией автомобиля.
ПРОЕКТ ПОПРАВОК МВД С 1 ИЮНЯ 2021
Для устранения пробелов законодательства МВД России в 2020 году был разработан проект приказа, который вносит изменения в Перечень технических неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля.
В случае утверждения данного приказа, с 1 июня 2021 года нарушением будут считаться следующие ситуации:
- количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, указанным изготовителем в эксплуатационной документации;
- класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации транспортного средства, не соответствует предусмотренному изготовителем в эксплуатационной документации;
- в фарах применяются источники света, не соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство;
- в фарах транспортных средств используются сменные источники света, не имеющие знака официального утверждения, либо с не соответствующими установленному изготовителем в эксплуатационной документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходники с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль.
Таким образом, проектом предусмотрен исчерпывающий перечень нарушений требований к световым приборам, при которых можно будет получить штраф, конфискацию приборов и лишение водительских прав.
Единственный вариант избежать этого после 1 июня 2021 года – узаконить световые приборы, получив разрешение на внесение изменений в конструкцию от ГИБДД, а также подтверждение безопасности конструкции от аккредитованной лаборатории (согласно требованиям ТР ТС 018/2011). Однако, если конструкция автомобиля изначально не предусматривает установку ксенона или светодиодов, получить данные документы будет практически нереально.
Ответственность за незаконную установку ксенона в фары
Можно не искать ответа, какой штраф за ксенон выписывается сегодня. Ведь законодательство в этом вопросе существенно ужесточилось, и не предполагает финансового наказания. Если была проведена самовольная установка, и она обнаружится сотрудником Госавтоинспекции, то водителя ждет ответственность в виде лишения права водить транспорт сроком от 6 до 12 месяцев.
Предусмотрено это в следующих случаях:
- За оборудование фар или светоотражателей красного цвета.
- Слишком яркие огни в световых приборах, ослепляющие встречные машины.
- Режим работы света в авто был изменен самовольно и не соответствует конструкции, предусмотренной производителем.
- Регулировка фар не соответствует ГОСТу.
- Выбранная лампа не соответствует типу светового оборудования (например, была использована галогеновая).
Исключением являются лишь автомобили, которые уже давно не выпускаются. Так как на них невозможно найти оригинальные запчасти, водители вынуждены устанавливать на них фары, снятые с других транспортных средств.
Важно знать! Наказание в этом случае не предусмотрено, если в целом свет соответствует действующим правилам.
Устанавливать ксенон нельзя даже в противотуманки, так как на них распространяются те же требования, что и для главного освещения. Если заводом такие лампы не предусмотрены для эксплуатации, то водителя ждет такое же наказание – в виде лишения прав. Исключение составляют приборы с определенной маркировкой, разрешенные для использования самим производителем транспортных средств.
А именно DC: отличительной их особенностью является отсутствие слепящего света, который создают другие виды ламп.
Арест автомобиля
Транспортное средство с незаконно установленным освещением помещают на штрафстоянку для исключения эксплуатации машины. Делается это в строгом порядке:
- Составляется опись изымаемых вещей, которую подписывает владелец ТС.
- Оформляется арест с привлечением понятых, если собственник отсутствует.
- При необходимости в процессе ведется фото- или видеофиксация.
- После составления протокола водитель должен с ним ознакомиться и подписать. К нему прикладываются все материалы.
- Копия протокола сохраняется у владельца авто.
В процессе водителю разъясняются его права и обязанности. В основном документе отражаются и возражения лица, сидящего за рулем машины. После оплаты штрафстоянки водитель может забрать авто. Эксплуатировать его допускается только при проведении демонтажа.
Можно ли обойтись штрафом
Штраф в 2019 году за ксенон не предусмотрен, нарушитель несет ответственность в виде лишения прав. Это положение прописано в статьях КоАП РФ, а не определяется инспекторами индивидуально. Нарушение считается достаточно строгим, поэтому водитель может лишиться права водить авто, а само транспортное средство помещается на штрафплощадку.
При несогласии с составленным протоколом, водитель всегда имеет право его обжаловать в судебном порядке. Для этого оформляется исковое заявление, которое подается в суд. При этом необходимо обосновать, почему сотрудник ДПС вел себя незаконно, и на основании какого закона выписанный документ подлежит отмене.
Если нарушения в использовании освещения не было, истцу вернут удостоверение и право эксплуатировать транспорт.
Если в автомобиле изначально не были предусмотрены фары с ксеноном, то их использование влечет за собой лишение водительских прав сроком на год. Поэтому самовольную установку лучше не проводить, чтобы проверка документов не стала причиной конфискации транспортного средства.
Штраф за ксенон: лишают ли прав в 2020 году?
Индустрия автомобильной оптики развивается, производители каждый день разрабатывают законную альтернативу газоразрядным лампам, но среди автолюбителей до сих пор много поклонников бело-голубого света. При этом за нелегальную установку ксенона в 2020 предусмотрено лишение прав или штраф.
В статье разберемся с наказаниями для владельцев нелегального автосвета, расскажем какой штраф за ксенон в 2020 году, как избежать лишения и конфискации светового оборудования.
Почему выбирают такую оптику?
В некоторых иномарках ксеноновый свет предусмотрен производителем и идет в базовой комплектации, или в документации указано, что автомобиль совместим с ксеноновой оптикой. В отечественных машинах она не предусмотрена, чаще всего самовольную установку можно встретить именно в таких авто.
Водители отслеживают какой штраф за установку ксенона и выбирают газоразрядные лампы, потому что они дают яркий световой поток – 6000 Люмен, обладают бело-голубым свечением, характерным для солнечного света, поэтому качество освещения даже на темной загородной трассе схоже по интенсивности с солнечным светом. Газоразрядные лампы, в отличие от галогена, не перегреваются и работают 3000-4000 часов, в то время как галогеновые лампы вырабатывают не более 1000 часов. При этом яркое свечение выделяет авто среди остального транспортного потока, обращают на себя внимание.
Опасности
При всех плюсах, проблем с этим типом автомобильной оптики больше, чем с альтернативными вариантами.
- Привлекает внимание инспекторов, иномарки тормозят реже, поскольку там такой свет бывает предусмотрен конструкцией, а вот яркий бело-голубой свет на российском авто всегда бросается в глаза и такие машины чаще останавливают и выписывают штрафы, не только за ксенон.
- Требует сложной, дорогой установки и дополнительного оборудования в неприспособленных машинах. Создает повышенную нагрузку на проводку, которая не предназначена для этих целей. С учетом затрат на само оборудование, установку, необходимость замены сразу двух фар, если из строя выходит одна, адаптацию электроники и прочего выйдет недешево.
- Перерасход топлива, в среднем расход ГСМ увеличивается на 0,1 л. за 100 км.
Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять какие лампы установлены в автомобиле?
По новым правилам, вступившим в силу с января 2020 года, любой пост ГИБДД может проверить соответствие установленной оптики данным из ПТС и в свидетельстве о регистрации транспорта, при выявлении несоответствия или самовольного внесения изменения в конструкцию автомобиля, составить протокол о нарушении. При этом инспектор не обязательно будет проверять все осветительные приборы, в первую очередь те, чье свечение привлекло внимание в связи с нарушением цвета и режима свечения.
Какое наказание предусмотрено за ксенон: штраф или лишение прав?
Какой штраф за ксенон можно получить за такой свет и какие еще санкции предусмотрены законодательством для нарушителей?
Штрафы
В 2020 году штрафы за ксенон в КоАП РФ по-прежнему не предусмотрены, но могут выписать штраф за ксенон в противотуманках или нарушение цвета свечения и режима работы световых приборов.
Штраф за ксенон в противотуманных фарах обусловлен конструктивными особенностями фар. Если установить этот вид оптики в ПТФ, она или будет слепить водителей встречного транспорта за счет рассеивания потока одновременно во все стороны. Если дополнить прибор специальной линзой, не будет выполнять своей функции – создание равномерной широкой световой заливки над дорогой.
Причем в первом случае водителю грозит лишение прав на срок 6-12 месяцев, конфискация оборудования и ликвидация государственной регистрации транспортного средства. Во втором – штраф за ксенон в противотуманках, в 2020 году он остался прежним – 500 рублей.
Нарушение цвета и режима свечения, если имеет место только одно из них, влечет за собой ответственность по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, и штраф – 500 рублей. Сразу 2 нарушения повлекут за собой лишение права управления ТС и конфискацию оборудования.
Отмена государственной регистрации транспортного средства
Помимо штрафа за ксеноновый свет, по новым правилам, вступившим в силу с января 2020 года, любое самовольное изменение, внесенное в конструкцию автомобиля, без прохождения специальной процедуры согласования, наказывается отменой госрегистрации ТС. Логика законодателя такая: если в конструкцию автомобиля были внесены изменения – это другое ТС, которое необходимо подвергнуть процедуре регистрации заново.
Лишение права управления ТС и конфискация оборудования
Обычно за такой тип нарушений применяется лишение прав на срок от полугода до года. Чтобы вернуть документ, придется по новой сдавать водительский экзамен. Такое наказание применяется, если самовольная установка яркого света угрожает безопасности на дорогах, слепит встречный транспорт или водитель попадается на нарушении не впервые.
Согласно пояснениям Верховного суда, лишение прав с конфискацией применяется в случае одновременного нарушения цвета свечения и режима работы световых приборов. В таком случае рекомендуется применение ч.3 ст. 12.5 КоАП РФ.
Инспектор имеет право конфисковать незаконно-установленное оборудование сразу после остановки транспортного средства и составления протокола.
Административный арест
Помимо штрафа за ксенон в 2020, к нарушителю может быть применена практика схожая с последовательностью действий при выявлении незаконной тонировки стекол. Инспектор оформляет штраф и выдает предписание устранить нарушение в конструкции автомобиля, в случае, если автовладелец этого не делает, дело передают в суд по статье за неисполнение законных требований сотрудника полиции, в таком случае к нарушителю может быть применена мера административного ареста на 15 суток.
Как избежать штрафа за ксеноновые фары?
Несмотря на то, что размер штрафа – 500 рублей, затраты, которые может понести нарушитель, очень высоки. При конфискации оборудования, вы потеряете деньги, потраченные на оптику, при лишении прав, придется до года обходиться без автомобиля, заново оплачивать медкомиссию, экзамен в ГИБДД и госпошлину и т. д.
Поэтому стоит обратить внимание на альтернативные варианты:
- , светят они также ярко, не нагреваются, работают 30 000 – 40 000 часов, совместимы с большим количеством автомобилей, не ведут к перерасходу топлива, сертифицированная заводская продукция разрешена для использования на дорогах общего пользования;
- сменить автомобиль на модель с разрешенным ксеноном, иногда это выгоднее и проще, чем пытаться оснастить газоразрядными лампами отечественные машины;
- официально зарегистрировать установку ксеноновой оптики с внесением отметки в ПТС и свидетельстве о регистрации, процедура нелегкая, небыстрая и затратная, но это лучше, чем рисковать правами, оптикой и свободой при каждом выезде на автомобиле.