В первых версиях проекта КоАП РФ действительно предлагалось значительно повысить штрафы по многим статьям. Например:
- за вождение на скорости, превышающей разрешенную: на 20-40 км/ч – с 500 до 3000 руб., на 40-60 км/ч – с 1000-1500 руб. до 4000 руб.;
- при игнорировании требования полицейского остановиться – с 800 до 40000 руб.;
- при стоянке, остановке авто в Москве и Санкт-Петербурге на пешеходных переходах, трамвайных путях, в тоннелях – с 3000 до 4000 руб.;
- за нарушения при переезде ж/д путей – с 1000 до 5000 руб.
Столь существенный рост штрафов благоприятно сказался бы на наполняемости бюджета и мог бы стать дополнительной возможностью залатать финансовые дыры. Но из-за нынешних кризисных экономических условий водители и общественность раскритиковали предложенные поправки. Их поддержали и депутаты Госдумы.
Поэтому в новой редакции КоАП 2021 года повышения сумм штрафов ГИБДД (большинства из них) с 2021 года не предвидится. Зато в некоторых статьях будет расширен и детализирован перечень нарушений и предусмотренной за их совершение административной ответственности.
Размер штрафов
В новой редакции КоАП ответственность за правонарушения, связанные с дорожным движением, устанавливается главой 21. Для наглядности в таблице указаны изменения штрафов с 2021 года по сравнению с уже привычными для всех тарифами, действующими в 2020 году.
Таблица штрафов 2020-2021 г.г.
Правонарушение | Штрафные санкции, руб. 2020 г. | Штрафные санкции, руб. 2021 г. |
---|---|---|
Вождение незарегистрированного ТС | 500-800, при повторе – 5000 или лишение прав на 1-3 мес. | |
Вождение ТС, на котором госзнаки: · нечитаемы, неправильно установлены, нестандартны | 500 или предупреждение | |
· отсутствуют или видоизменены | 5000 или лишение права управления авто на 1-3 мес. | |
· заведомо подложные | лишение прав на 6-12 мес. | |
Отсутствие у водителя документов (вод. удостоверение, на само авто) | 500 или предупреждение | |
Наличие тонировки, не соответствующей стандартам | 500 | 500, повторно 3000 |
Управление авто при отсутствии диагностической карты для допуска к езде | – | 2000 |
Вождение ТС без ремней безопасности | 1000 | |
Езда на авто без права управления | ||
· если вод. удостоверение отсутствует | 5000-15000 | 5000-15000 |
· если вод. удостоверение конфисковано | 30000/арест до 15 суток/100-200 ч обязат. раб. | 30000/40-60 ч обязат. раб. |
Вождение в состоянии опьянения, в т. ч. передача управления лицу в таком же состоянии | 30000 + лишение вод. удостов. на 1,5-2 г. | |
Предыдущее нарушение, совершенное при наличии в машине детей до 16 лет | – | 50000+ лишение прав на 2-3 г. |
Движение со скоростью, превышающей разрешенную на: | ||
· 20-40 км/ч | 500 | 500 |
· 40-60 км/ч | 1000-1500 | 1000-1500 |
· более 60 км/ч | 2000-2500/лишение прав на 4-6 мес. | 2000-5000/ лишение прав на 4-6 мес. |
· более 80 км/ч | 5000/ лишение прав на 6 мес. | – |
Игнорирование сигналов светофора/регулировщика | ||
· движение при запрещающем сигнале | 1000 | |
· неостановка перед стоп-линией | 800 | |
Движение на авто по дорожкам для пешеходов/велосипедистов | 2000 | |
Выезд на трамвайные пути/встречную полосу: | ||
· с целью объезда препятствия | 1000-1500 | |
· в других случаях | 5000/лишение вод. удост. на 4-6 мес. | |
Нарушения, касающиеся остановки/стоянки | ||
· на местах для инвалидов | 5000 | |
· на пешеходном переходе и ближе 5 м к нему | 1000, для Москвы и СПб – 3000 | |
· на трамвайных путях | 1500, для Москвы и СПб – 3000 | |
Причинение вреда здоровью другого лица из-за нарушения ПДД: | ||
· легкой степени | 2500-5000/лишение вод. удост. на 1-1,5 г | |
· средней степени | 10000-25000/ лишение прав на 1,5-2 г | |
Перевозка ребенка без удерживающих устройств (автокресла и пр.) | 3000 водителю | 5000 водителю |
25000 должн. лицу | 30000 должн.лицу | |
100000 юр. лицу | 350000 ИП, 150000 юр. лицу | |
Отказ от мед. освидетельств. на состояние опьянения | 30000 + лишение прав на 1,5-2 г. | |
Предыдущее нарушение при наличии в салоне детей до 16 лет | – | 50000 + лишение прав на 2-3 г. |
Передвижение в жилых зонах с нарушением ПДД | 1500, для Москвы и СПб – 3000 | |
Нарушение ПДД, совершенные | ||
· пешеходом | предупреждение или 500 | |
· велосипедистом | 800 | |
Использование во время езды за рулем телефона без hands-free | 1500 | |
Отсутствие обязательной страховки | 800 |
В Минюсте пообещали сохранить возможность оплатить штрафы со скидкой 50% (при условии совершения платежа в течение 20 дней). Также без изменений останется возможность обжаловать срок вынесения постановления о штрафе, если его копия, отправленная почтой, не дошла нарушителю в 20-дневный срок. Кроме того, с 2021 года скидки будут распространяться более чем на 60% административных правонарушений, тогда как ранее они касались только штрафов ГИБДД за несоблюдение ПДД.
Систематизация нарушений
В новом КоАП будет предусмотрена дополнительная ответственность за систематическое нарушение правил использования и управления автомобилем.
В частности, это касается случаев, когда водитель:
- нарушил скоростной режим на 60 км/ч и более;
- не пропустил пешехода;
- двигался на авто, несмотря на запрещающий сигнал светофора;
- поворачивал/разворачивался в неположенном месте;
- выезжал на «встречку»;
- не предоставил преимущество авто, находящемуся на главной дороге;
- нарушил ПДД при нахождении на ж/д переезде.
После трехкратного совершения указанных правонарушений на протяжении года водитель может лишиться права водить автомобиль на 1-1,5 года. При этом будут суммироваться только составленные ДПС протоколы. Если нарушения зафиксированы камерами, они в общий «зачет» идти не будут.
Изначально планировалось, что штрафы ГИБДД, предусмотренные новой редакцией КоАП, вступят в силу с 1 января 2021 года. Но в связи с большим количеством замечаний, обсуждений и необходимостью внесения правок сроки могут сдвинуться к июлю или даже к концу 2021 года.
Штраф за игру в «шашки» на дороге
В проекте нового КоАП есть предложение штрафовать на 5 тыс. рублей за так называемое опасное вождение. Речь идет о любителях резко перестраиваться, играть в «шашечки» между рядами и «учить» не пропустивших их обидчиков, резко оттормаживаясь перед ними и устраивая тем самым аварийные ситуации.
Главным вопросом пока остается возможность фиксировать такое нарушение: инспекторов ГИБДД на дорогах, которые могли бы лично наказывать водителей, осталось немного, а смогут ли дорожные камеры столь эффективно отслеживать признаки агрессии на дорогах в автоматическом режиме — большой вопрос, сообщают Известия.
Новый штраф, касающийся использования шин
Отмечается, что в правилах дорожного движения уже в начале 2021 года появятся новые пункты, касающиеся использования шин. Так, согласно закону, граждане Российской Федерации не будут иметь права управлять автомобилями, которые передвигаются на неподходящей по размеру и категории резине для колёс.
Помимо этого, вступят в силу и некоторые другие поправки. С 2021 года владельцы транспортных средств не смогут ездить на зимней резине в летнее время года, и наоборот, использовать шины для тёплого сезона в декабре, январе и феврале.
При этом, как отметили представители Министерства внутренних дел России, члены правительства отдельных регионов, в зависимости от климата, будут менять сроки действия определённых правил дорожного движения.
Сотрудники ГИБДД с 2021 года также смогут оштрафовать водителя за то, что он ездит на автомобиле с повреждёнными шинами. Испорченной резиной будет считаться та, в которой представители правоохранительных органов смогут обнаружить пробоины, порезы, или же расслоения в каркасе. За нарушения будут назначаться определённые штрафные санкции.
Как отметили представители Министерства внутренних дел России, данные правила необходимы, ведь в современных автомобильных салонах специалисты способны сваривать диски, а также другими способами корректировать повреждённые шины. А это отражается на их характеристиках.
Согласно словам представителей правительства, в регионах вообще должны запретить услуги по восстановлению испорченных шин, так как в таком случае повышается вероятность, что диск может лопнуть во время движения машины.
Штраф за тонировку, козырьки стеклоочистители в 2021 году
Светопропускание ветрового стекла не должно быть менее 70%. Аналогичные уточнения в ПДД параллельно ранее разработал и Минтранс, который назвал их техническими.
У бронированных автомобилей лобовые стекла должны пропускать не менее 60%. Может заглянуть инспектор и под козырек, если он сломан или его попросту нет — тоже штраф.
Неработающие стеклоочистители и стеклоомыватели, наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки со стороны водителя, дефектное газобаллонное оборудование, неработающие фароомыватели — это также наказывается штрафом.
«Фароомыватели обязательно идут в паре с ксеноновыми фарами, на светодиодных фарах они есть, но не всегда, на галогеновых отсутствуют. Штраф за неработающие фароомывайки установили из-за того, что многие водители ради экономии омывающего средства выдергивают у фар предохранитель. Особенно когда на улицах разлиты реагенты — в Москве на стекло приходится постоянно «пшикать», параллельно начинает срабатывать и омыватель фар, который, например, днем не нужен. И расход может быть действительно очень большой», — объяснил Шапарин, сообщают Автоновости.
Камеры фиксации нарушений станут «круче»
Фиксацию большинства нарушений ПДД правительство будет по-прежнему делегировать дорожным камерам. Тем более что функционал этих устройств постоянно расширяется.
Камеры видят не только классическое превышение скорости, но рассчитывают превышение средней скорости на конкретных участках, когда водители тормозят до камеры и разгоняются ровно до следующей, а также езду по обочине, непропуск пешехода (1,5–2 тыс. рублей), неостановку на стоп-линии (800 рублей), проезд на красный сигнал светофора (1 тыс. рублей) и нарушение правил разметки, включая проезд по выделенным полосам для общественного транспорта.
А с начала декабря камеры в Москве начали фиксировать разговоры по телефону (1,5 тыс. рублей) и непристегнутые водителями ремни безопасности (1 тыс. рублей).
Штраф за неисправный свет и переделанные фары
Водителя оштрафуют, если при движении задним ходом не работают стоп-сигналы, габаритные и контурные огни. Накажут и за нештатную оптику, установленную без учета требований техрегламента. Речь идет о нештатных ксеноновых и светодиодных фарах.
«Раньше за нештатный ксенон водителю грозило лишение прав согласно ч.3 ст.12.5 КоАП на срок от 6 до 12 месяцев. Потом норму скорректировали и все ринулись покупать фары кто во что горазд. Это небезопасно. Штатные фары имеют автоматический корректор направления света, уточнил Шапарин. — Они светят на дорогу, а не в глаза встречному водителю. Если такого автокорректора нет, за это необходимо наказывать, потому что это вредит другим водителям».
Говоря про светодиодные фары, эксперт отметил, что они — также неотъемлемая часть стихийного тюнинга, которая может ослеплять водителей вокруг. Однако Шапарин обратил внимание на то, что в дневное время определить, какие именно фары установлены в автомобиле, практически невозможно.
Еще на фары нельзя клеить бесцветные или окрашенные оптические детали и пленки. Однако эксперт не доволен реализацией этой нормы.
«Скорее всего цель задумки была отучить водителей тонировать передние фары черной пленкой, — рассуждает Шапарин. — Таких машин очень много. Еще есть много вариантов в «раллийном стиле», когда на «классике» фары заклеивают крестами из черного скотча. Но авторы поправок не учли, что некоторые автовладельцы защищают фары прозрачной полиуретановой пленкой.
Она прекрасно пропускает свет, но при этом спасает дорогостоящую оптику от ударов. Новая фара на BMW X8 стоит под 450 тыс. руб., на некоторых Mercedes — более 300 тыс. руб. Пленка может защитить, например, от прилетевшего камня на трассе. А еще ее хорошо видно невооруженным взглядом, и инспектор теперь сможет за это штрафовать».
Советуем прочитать эти статьи:
ЦКАД: известна стоимость проезда
[/su_column] [su_column size=»1/3″]
Главные ошибки водителей при оформлении ДТП
[/su_column] [su_column size=»1/3″]
Как быстрее прогреть мотор?Сокращения к таблице ГИБДД 2021:
А — арест АА – административный арест
З – задержание транспортного средства (предусматривает помещение автомобиля на штрафстоянку)
ЛЗП — лишение заработной платы или иного дохода осужденного
ЛП – лишение прав
ЛС — лишение свободы
О – отстранение от управления
ОР – обязательные работы
ОС — ограничение свободы
ПР — принудительные работы
Красный цвет — штрафы, которые нельзя оплатить со скидкой 50 процентов
Штраф за мойку на газонах и парковку на детских площадках в 2021
Появилась в КоАП и ответственность за мойку транспортных средств в запрещенных местах: за это будут наказывать штрафом от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.
Остановка на газонах, цветниках и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, равно как и проезд транспортных средств по этим объектам, повлечет штраф от 1,5 тыс. до 4 тыс. рублей.
В случае фиксации этих административных правонарушений в автоматическом режиме специальными техническими средствами (наподобие приложения «Помощник Москвы»), последует штраф в 2 тыс. рублей.
За остановку, парковку, проезд по детским игровым и спортивным площадкам выпишут штраф от 2 тыс. до 5 тыс. рублей. А при автоматической фиксации пришлют постановление на 2,5 тыс. рублей.
Штрафы за автохлам 2021
В КоАП появилась новая статья 16.10 «Нарушения требований в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств». Сейчас сфера, связанная с нанесением ущерба городской среде, регулируется в основном на местном уровне — наказание и размер ответственности устанавливают муниципалитеты. Однако соблюдение правил контролировать не получается, поскольку во многих регионах за нарушения просто никого не штрафуют.
Новая норма КоАП позволит легко восполнить этот пробел.
Согласно предложенным изменениям, оставление в нарушение установленных требований благоустройства территории разукомплектованных и (или) брошенных автомобилей повлечет предупреждение или штраф от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Речь идет о так называемом штрафе за «автохлам».
Чтобы было яснее, какие машины можно отнести к этому понятию, в Минюсте прописали примерное определение разукомплектованных автомобилей. Это «транспортные средства, у которых отсутствуют одна или несколько кузовных деталей, предусмотренные конструкцией: капот, дверь, замок двери кузова или кабины, запор горловин цистерн, пробки топливного бака. И/или отсутствуют одно или несколько стекол, внешних световых приборов, колес, шин, а также сгоревшее транспортное средство».
Уточнений о том, что считать «брошенными» автомобилями, в КоАП пока нет.
Другие изменения также весомы, давайте рассмотрим их.
Новые правила прохождения медкомиссии на водительские права, а вместе с ними и стоимость медицинской справки для водителей должны были быть введены ещё в прошлом году. Но обновление правил отложили до 1 января 2021 года. Однако, соответствующий Приказ пока не подписан, и говорить о вступлении в силу с этой даты пока рано.
Ещё один проект соответствующего постановления находится в подвешенном состоянии. Так называемая «гаражная амнистия» должна была быть предпринята ещё пару лет назад. Но нововведение отложили на срок до января (без даты) 2021 года. Однако, не факт, что и этот документ вступит в законную силу.
Постановление №597 об изменениях в правила внесения изменений в конструкцию предварительно перенесено на 1 февраля этого же года. Поправки хотели внести в прошедшем году, но отложили из-за пандемии коронавирусной инфекции.
А теперь плавно переходим к правде! С 1 марта 2021 года вступает в силу проект ФЗ о внесении изменений в закон Об ОСАГО. Но к штрафам за отсутствие страховки это, к сожалению или счастью, не относится. Речь идёт о другом ужесточении для автомобилистов – страховая компания сможет выставить регресс водителю, если ДТП произошло из-за неисправности автомобиля, а на него не было действующего техосмотра.
Вместе с возможностью регрессного требования вступает в силу и новый штраф – только не с 1 января, а с того же 1 марта 2021. Он составит 2 000 рублей в том случае, если у водителя не будет действующей диагностической карты. Правда, в обязанности водителей иметь при себе в машине и передавать для проверки сотруднику ГИБДД эту карту по ПДД не добавили.
Помимо прочего, с этой же даты меняется ряд правил прохождения технического осмотра автомобилей.
Не обошли законотворцы и тонировку в 2021 году
Попавшись в течение года повторно за рулем тонированного не по ГОСТу автомобиля, водитель будет оштрафован на 3000 рублей, чего раньше не предусматривалось.
Опасное вождение будет караться суммой взыскания, равной 5000 рублей, а за езду без полиса ОСАГО предусматривается штраф в размере 1000 рублей (за нарушение условий полиса — 800 рублей).
Вводится и накопительная система нарушений с жестким «кэшбэком». Если за год водитель попадется на превышении скорости на 60 км/ч три и более раз, то его лишат прав на срок до 1,5 лет. Такое же наказание грозит за троекратные: проезд через ж/д переезд при закрывающемся шлагбауме или на красный свет, отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом в движении, разворот или движение задним ходом в запрещенном месте, выезд на полосу встречного движения, поворот или разворот в запрещенных для такого маневра местах, непредоставление преимущества в движении пешеходу.
В накоплении не будут участвовать нарушения, зафиксированные автоматическими видеокомплексами.
Все это автомобилисты получат на следующий Новый год — 1 января 2021 года.
Новый регламент ГИБДД 2021: обзор изменений
4 июня 2021 года был опубликован проект нового регламента ГИБДД. Рассмотрим основные изменения в данном документе.
Напомним, действующий административный регламент ГИБДД был утверждён Приказом МВД №664 в 2017 году. С тех пор произошли некоторые изменения в законодательстве, а также была наработана практика использования положений регламента в реальной работе автоинспекторов. В связи с этим, в 2021 году регламент ГИБДД планируется изменить.
4 июня 2021 года на портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект нового документа - теперь он называется не регламент, а "Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения".
В СМИ сразу же принялись наперебой анонсировать новшества - ГИБДД разрешат скрытое патрулирование на обычных машинах, запретят прятать патрульные машины в кустах и так далее. Однако, если изучить действующий на сегодняшний день регламент, все эти положения там уже есть, тут ничего нового. А что же действительно изменилось в этом проекте - читайте на портале Avtospravochnaya.com и смотрите в нашем детальном видеообзоре:
Ношение светоотражающих жилетов
В действующей версии регламента сотрудники ГИБДД в темное время суток или в условиях недостаточной видимости должны быть в жилетах или куртках со светоотражающими элементами. В новой же версии это оставлено на усмотрение руководства:
" Необходимость ношения жилета сигнального с элементами из световозвращающих материалов и куртки сигнальной с элементами из световозвращающих материалов устанавливается руководством соответствующего подразделения Госавтоинспекции исходя из характера выполняемых задач, с учетом погодных условий и времени суток ".
Скрытое патрулирование ГИБДД
В новом документе, как и в старом, предусмотрена возможность скрытого патрулирования на машинах без спецсигналов. Однако, новшеством является то, что в проекте автоинспекторам разрешено также не одевать форменную одежду, которая делает такое патрулирование бессмысленным. При этом, если сотрудник все-таки проводит скрытое патрулирование в форменной одежде, он может участвовать и в административных процедурах.
Однако, участвовать в погоне за нарушителями разрешено только на патрульных машинах со спецсигналами:
" По решению руководителей территориальных органов МВД России на межрегиональном и региональном уровнях сотрудники ДПС, осуществляющие скрытый надзор за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля без специальной цветографической схемы (в стандартном исполнении), могут не носить форменную одежду.
При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы (скрытый надзор) принимаются меры по фиксации нарушений Правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов:
- опасного вождения
- выезда в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения
- превышения установленной скорости движения
- нарушений правил проезда перекрестков, пешеходных переходов
- правил пользования телефоном водителем транспортного средства и иных.
При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства. Сотрудники, осуществляющие скрытый надзор за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы и находящиеся в форменной одежде, могут самостоятельно осуществлять необходимые административные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Порядком ".
Информирование о рейдах ГИБДД
Часто при проверке документов сотрудники ГИБДД ссылаются на проведение рейдов и операций: "Тоннель", "Стоп" и так далее. При этом многие водители требуют документального подтверждения данной операции, что часто приводит к конфликтным ситуациям с автоинспекторами. В новом документе этот момент учли - водитель при желании может ознакомиться с деталями операции, но только в отделении ГИБДД, то есть автоинспектор на дороге никаких подтверждающих документов предоставлять не обязан:
" Участник дорожного движения в случае необходимости вправе ознакомиться с документами, затрагивающими его права и свободы и подтверждающими проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий , по месту дислокации соответствующего подразделения Госавтоинспекции ".
Запрет на использование телефонов водителей
Согласно проекту, автоинспекторам запретят пользоваться средствами связи водителей, кроме экстренных случаев:
" Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, какие-либо вещи, предметы или документы, не требующиеся для выполнения административных действий, а также пользоваться средствами связи участников дорожного движения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства ".
Выявление неисправностей автомобилей
Также расширился перечень неисправностей, при которых автоинспектор может запретить дальнейшее движение транспортного средства до устранения соответствующей неисправности - добавились неисправности рулевого управления, тормозной системы и сцепного устройства (для автопоездов):
" При выявлении факта управления транспортным средством, имеющего неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения ".
Применение специальных средств
Также в СМИ сообщают, что автоинспекторам разрешат применять манекены, макеты, имитирующие автоинспекторов или патрульные автомобили. Однако, их применение было разрешено и раньше. Помимо этого, в этот перечень добавили свистки, жезлы, громкоговорящие устройства и другие электронные устройства:
" Для предупреждения нарушений Правил дорожного движения могут использоваться свистки, жезлы либо диски с красным сигналом (световозвращателем), сигнальные громкоговорящие установки, устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, средства автоматической фиксации, другие электронные устройства ".
Остановка транспортного средства
Расширен перечень источников, данные из которых могут быть использованы для остановки автомобиля:
" Наличия данных (ориентировка, сведения автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске ".
Кроме того, уточнена возможность остановки для временного ограничения движения:
" Временного ограничения или запрещения движения транспортных средств, в том числе при оцеплении (блокировании) участков местности ".
Предложение выйти из автомобиля
Скорректирован перечень случаев, когда сотрудник ГИБДД может ПРЕДЛОЖИТЬ водителю выйти из автомобиля. В частности, вместо пункта "наличие признаков состояния опьянения" теперь появился пункт " болезненное или утомленное состояние водителя ".
Остановка пешехода
Также добавились две новые причины для остановки пешехода:
- обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
- наличия данных (ориентировка, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения), свидетельствующих о причастности пешехода к совершению преступления или административного правонарушения, нахождении его в розыске .
Проверка документов водителя
Согласно изменениям, добавлены две новые причины для проверки документов водителя:
- остановки транспортного средства;
- когда стоящее транспортное средство создает угрозу безопасности дорожного движения или общественной безопасности и общественному порядку (в этом случае возможна также проверка документов, удостоверяющих личность гражданина).
При этом, формулировка " проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий " из перечня причин для проверки документов наоборот исключена.
Проверка технического состояния автомобиля
Согласно тексту проекта, проверка технического состояния автомобиля будет разрешена не только при визуальном выявлении неисправностей, но также при несоответствии автомобиля требования тех. регламента Таможенного Союза:
" визуального обнаружения признаков неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, либо признаков несоответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств , а также поступления информации об использовании такого транспортного средства ".
Также в текст добавлена информация о проверке наличия техосмотра:
" Проверка технического состояния транспортного средства производится органолептическим методом или с использованием специальных технических средств на предмет его соответствия требованиям, установленным в отношении находящегося в эксплуатации транспортного средства Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и (или)техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств. В случае если транспортное средство подлежит техническому осмотру в ходе проверки устанавливается наличие сведений о результатах его проведения в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра ".
Изъятие госномеров и документов
Проектом предусмотрено изъятие госномеров и регистрационных документов автомобиля, регистрация которого была прекращена:
" В случае остановки транспортного средства, государственный учет которого прекращен в установленном порядке, осуществляется изъятие государственных регистрационных знаков и регистрационных документов , включенных в розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции. Изъятая специальная продукция передается в определяемое руководителем подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне регистрационное подразделение для её уничтожения ".
Информирование родственников пострадавших в ДТП
Согласно последним изменения, сотрудники ГИБДД обязаны информировать родственников пострадавших в ДТП:
" принимает меры по выяснению фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера телефона близкого родственника (родственника) или близкого лица каждого пострадавшего и составляет рапорт с указанием сведений о пострадавших и их близких родственниках или близких лицах либо о невозможности установить данные сведения на месте ДТП, который направляется руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России на районном уровнедля организации последующего информирования об оказании первой помощи пострадавшему или о направлении его в медицинскую организацию согласно требованиям пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» ".
ДТП по "Европротоколу"
Также в документе актуализирован пункт, касающийся оформления ДТП без сотрудников ГИБДД ("Европротокол"). Он приведён в соответствие с последними правилами ОСАГО:
" Если в результате ДТП вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована, в том числе в рамках международных систем страхования в случае регистрации транспортного средства в иностранном государстве, обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП (за исключением случаев оформления документов о ДТП для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 111 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») оформление документов о ДТПосуществляется без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ".
Лето-2021. Готовим деньги для новых штрафов?
Поскольку первый летний месяц уже не за горами, Дром решил выяснить, какие из опасений водителей оправданны. А заодно и разобраться, как именно законодательство регулирует жизнь автомобилистов.
Техрегламент… Это как-то связано с техосмотром?
«Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств» — документ, обязательный для исполнения всеми странами, входящими в Таможенный союз, — Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. Он определяет, какие именно транспортные средства допускаются на дороги общего пользования. Причем речь в данном случае идет не только о новых автомобилях, но и о тех, что уже находятся в эксплуатации.
Изначально Техрегламент одобрили еще в 2011 году, однако в последней редакции он был принят летом 2019 года. С техническим регламентом действительно связан техосмотр, поскольку именно на него ориентируются операторы при его проведении. Впрочем, не только с техосмотром.
Технический регламент должен служить основным документом для формирования национального законодательства в той или иной сфере.
«Технический регламент — это, по сути, межгосударственное соглашение об определенных требованиях к транспортным средствам, — пояснил Дрому юрист, ведущий редактор радио «Автодор» Сергей Смирнов. — Государства, подписавшие этот документ, обязаны принять у себя необходимые законы, постановления, внутренние стандарты, которые бы соответствовали этому регламенту. Водители же должны руководствоваться исключительно правилами дорожного движения.
В ПДД указан перечень неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация», — добавил юрист, отметив, что при появлении новых требований в техрегламенте они должны появиться и в ПДД.
Правда, в действительности российские ПДД и КоАП с требованиями техрегламента до сих пор расходятся. Возникла настоящая правовая коллизия: нормы Техрегламента вроде бы обязательны к исполнению, но за нарушение многих из них для водителей не предусмотрено никаких санкций. В качестве примера приведем историю с зимней и летней резиной.
По техрегламенту, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация автомобилей с летней, а в летний период (июнь, июль, август) — с зимней шипованной резиной. Однако в КоАП РФ санкция за данное нарушение отсутствует, поэтому привлечь водителя к ответственности невозможно. Здесь мы развенчаем первый миф: именно из-за техрегламента водителя не оштрафуют ни с 1 июня 2021 года, ни с какой-либо другой даты.
Но наказать за техническую неисправность автомобиля могут по ПДД, а сами санкции прописаны в КоАП РФ.
Разве ПДД что-то говорят о неисправностях?
Да, говорят. Со времен автошколы водители знают, что при ряде дефектов эксплуатировать автомобиль запрещено. Они приводятся в специальном перечне, являющемся неотъемлемой частью правил.
Некоторые из пунктов перечня хорошо известны. Например, пользоваться автомобилем нельзя, если не работает стеклоочиститель со стороны водителя. Зато другие могут показаться совершенно неочевидными.
Если вы никогда не заглядывали в этот раздел правил, настоятельно рекомендуем это сделать. А пока приведем некоторые пункты, запрещающие эксплуатацию ТС, о которых задумывается далеко не каждый водитель:
- Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
- На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
- Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
- Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
- Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
- Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
То есть если на машине установлена оптика или шины, не соответствующие модели автомобиля, отсутствуют внешние зеркала, стекла (например, после аварии или хулиганских действий) или подголовники сидений, не отрегулированы фары или стоит неоригинальная оптика от другого транспортного средства, водителя можно привлечь к ответственности по ст. 12.5 КоАП РФ. Нюанс заключается в том, что разные части этой статьи подразумевают разную ответственность.
Однако если вы не устанавливали на автомобиль незаконно проблесковые маячки, знаки такси или «Инвалид», не наносили цветографические схемы спецтранспорта, не устанавливали в фары лампочки красного цвета и т. д., то к вам применима лишь первая часть этой статьи, по которой грозит предупреждение или штраф 500 рублей. И никаких эвакуаций, штрафстоянок или запретов на дальнейшее движение! Последнее возможно только в случае, если у автомобиля имеются проблемы с рулевым управлением или тормозами.
Поэтому развенчаем второй миф. Максимум, что грозит водителю за трещину на лобовом стекле, отсутствующее зеркало или выбитое стекло — штраф 500 рублей. Хотя и его можно попробовать избежать, если сослаться на п. 2.3.1. ПДД, разрешающий водителю движение к месту ремонта с соблюдением мер предосторожности.
Но ведь ГИБДД устраивает «облавы» на внедорожники! Неужели все так просто?
К сожалению, не совсем. В перечне неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, есть пункт 7.18, нарушение которого влечет за собой более серьезные последствия. Звучит пункт следующим образом: «В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации».
Такая формулировка была внесена в первую очередь для борьбы с самопальным тюнингом и переделками.
Начиная с 2016 года ГИБДД действительно активно борется с «колхозным тюнингом». Правда, споры с инспекторами ДПС и проблемы на дорогах обычно возникают совсем не у тюнеров (они от своего хобби либо отказались, либо зарегистрировали!), а у владельцев внедорожников. Дело в том, что именно на SUV могут встретиться опции — шноркели, лебедки, багажники, пороги и т.
д. — которые можно подвести под формулировку выше. «У нас могут продаваться тюнинговые аксессуары, которые одновременно по закону запрещены к эксплуатации.
То есть водителю нужно обращаться в ГИБДД и их регистрировать, а производитель [или импортер] аксессуара не несет никакой ответственности за эту ситуацию», — пояснил Дрому координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, добавив, что автомобилист во время покупки никак не может проверить, требует ли аксессуар дополнительной регистрации или нет, а во время контроля ГИБДД становится «крайним». Причем в случае выявления нарушения все гораздо серьезнее: инспектор ДПС дает водителю десять дней на его устранение, а в случае невыполнения может аннулировать регистрацию ТС.
Проблема здесь действительно есть, поскольку инспекторы ДПС нередко определяют оригинальность того или иного аксессуара «на глазок». «С учетом сегодняшнего многообразия марок и моделей инспектор, не имеющий ни специального технического образования, ни данных завода-изготовителя о комплектации и технических характеристиках того или иного автомобиля, в принципе не может определить, изменена ли конструкция автомобиля, за исключением случаев явной переделки», — пояснил Дрому адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — Все, что может сделать инспектор на месте, — составить протокол по ст.
12.5 КоАП РФ и вынести соответствующее постановление. А уже водителю придется при обжаловании этого постановления доказывать (в том числе и документально), что тот или иной «тюнинг автомобиля» допускается заводом-изготовителем. Помочь в этом могут различные документы — ОТТС, инструкция к автомобилю, справка дилера или завода-изготовителя и т.
д.», — добавил он.
Впрочем, некоторые положительные моменты тут все же можно найти. Во-первых, такая ситуация в отношении некоторых аксессуаров и опций действует уже несколько лет. То есть никаких нововведений ближайшим летом нас не ждет.
Более того, ГИБДД уже даже делала разъяснения, в котором четко обозначила, что, к примеру, сертифицированные багажники и тягово-сцепные устройства не требуют согласования с Госавтоинспекцией. То есть ни за рейлинги на крыше, ни за фаркопы с 1 июня 2021 года никто никого штрафовать не будет. А за несертифицированные аксессуары наказывать можно уже сейчас — ждать лета совершенно необязательно.