Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.
Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:
- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;
- разрешение его в соответствии с законом;
- обеспечение исполнения вынесенного постановления;
- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.
Система принципов:
- принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);
- обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);
- гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);
- принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);
- принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);
- принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);
- принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);
- принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);
- принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);
- принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ):
- отсутствие события административного правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к административной ответственности;
- невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
- действия лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
- отмена закона, установившего административную ответственность;
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;
- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Иные участники производства по административному делу
Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Участники производства по делам об административных правонарушениях // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/91200 (дата обращения: 18.06.2021).
Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются физические, юридические и должностные лица, которые приобретают или наделяются определёнными правами и обязанностями, а также реализуют их, вступая в соответствующие административно-процессуальные отношения. Характерными признаками указанных участников является то, что они наделены административно-процессуальной правосубъектностью и несут юридическую ответственность, которая применяется в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения возложенных на них обязанностей, в соответствии с действующим законодательством.
Административно-процессуальное положение участника производства по делам об административных правонарушениях охватывает такие стороны состояния лица, как правосубъектность, а также гарантии. Последние создают необходимые условия обеспечения прав и обязанностей участникам производства по делам об административных правонарушениях. Именно поэтому совершенствование порядка закрепления и реализации гарантий будет способствовать укреплению и стабилизации административно-процессуального статуса участников рассматриваемого производства [1].
Административно-процессуальная правосубъектность участников производства по делам об административных правонарушениях зависит от их места, роли, интереса в указанном производстве [1].
В главе КоАП РФ «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности» законодатель обстоятельно охарактеризовал правовой статус двенадцати участников [2].
Необходимо отметить, что в рассматриваемом производстве участвуют лица, без участия которых не может быть и самого производства, то есть либо имеющие личный интерес в деле либо содействующие осуществлению производства. Поэтому наиболее подходящей является классификация, основанием которой служит административно-процессуальное положение указанных лиц:
- заинтересованные в исходе дела;
- содействующие организации и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.
Первую группу участников производства условно можно подразделить на следующие подгруппы:
а) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении:
- лицо, в отношении которого ведется рассматриваемое производство;
- потерпевший;
б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц:
- законные представители физического лица;
- законные представители юридического лица;
- защитник и представитель;
- уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Участники, заинтересованные в исходе дела, вправе давать показания по делу; пользоваться юридической помощью; заявлять отводы других участников производства; пользоваться помощью переводчика; знакомиться с материалами дела об административном правонарушении; получать копии процессуальных документов; обжаловать промежуточные и итоговое решения по делу [2].
Ко второй группе относятся:
- свидетель;
- понятой;
- специалист;
- эксперт;
- переводчик;
- прокурор.
Участники данной группы не наделены правом получать копии итоговых процессуальных документов и заявлять отводы участников производства, но обязаны давать правдивые показания, делать правильный перевод, давать верное заключение.
Участники, содействующие организации и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, несут административную ответственность за неправильный перевод, пояснение, заключение, заведомо ложное показание [3].
К тому же, в качестве лиц, содействующих осуществлению рассматриваемого производства, могут быть только физические лица, притом их возраст прямо указан в действующем законодательстве – достижение совершеннолетия. Исключением этому положению является свидетель, он может быть моложе восемнадцати лет [4].
Подводя итоги, следует сказать, что участником производства по делам об административном правонарушении является субъект, обладающий административно-процессуальной правосубъектностью, которая позволяет обеспечивать защиту предоставленных ему прав и законных интересов, а также содействовать указанному производству. Учитывая вышеизложенное, участники, имеющие личный интерес в рассматриваемом производстве, обособились от участников, которые не имеют такого интереса. Последние оказывают непосредственное содействие осуществлению производства.
Победители всероссийской олимпиады школьников будут сдавать ЕГЭ для поступления в вуз
Юридический справочник
Субъект производства по делам об административных правонарушениях – это участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью и решающий процессуальные задачи. Субъекты производства по делам об административных правонарушениях можно классифицировать по следующим видам - (1) управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении, (2) субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении, (3) субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях и (4) иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.
Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:
(а) субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях - это судьи (мировые судьи) и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ; должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях; должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях - это районные судьи по месту рассмотрения дела, районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется, вышестоящий орган (должностное лицо) и вышестоящий суд.
(б) прокурор который имеет право возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
(в) субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении - это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник и представитель.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, присутствовать при рассмотрении дела и обжаловать постановления (решения) по делу.
Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя и обжаловать постановления.
Законные представители физического лица– субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права. Законные представители юридического лица – субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.
Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.
В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.
Свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельствадела об административном правонарушении, подлежащие установлению. Свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика и делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостовери-тельную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.
Специалист в административном деле – это любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист вправе знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием; с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.
Специалист обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий и удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт вправе знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
Эксперт обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
Переводчик в деле об административном правонарушении – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.
Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
2. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
3. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
4. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
- Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
- Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
Судебная практика по статье 25.15 КоАП
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Судьей районного суда были созданы необходимые условия для реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сычева В.С. на обжалование. В соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия принятого решения судьей районного суда Сычеву В.С.
направлена и им получена.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Судьей районного суда были созданы необходимые условия для реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Соколова И.В. на обжалование. В соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 25.15, части 2 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия принятого решения направлена судьей районного суда Соколову И.В.
по почте по адресу, указанному в материалах дела в качестве адреса его места жительства: . , однако адресатом не получена, возвращена в суд по истечении срока хранения.
Исходя из положений частей 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть направлена по месту нахождения юридического лица, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Такое регулирование корреспондирует задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых относится не только всестороннее, полное и объективное, но и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП Российской Федерации). При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение вынесенного постановления не может быть заблокировано по причине невручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии постановления в связи с его отсутствием по месту жительства или месту нахождения или в связи с его уклонением от получения почтового отправления с копией постановления или истечения срока хранения почтового отправления, поскольку в любом случае данное лицо в силу части 2 статьи 25.1, статьи 25.15, частей 4 и 4.1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации должно быть уведомлено о ведущемся в отношении него производстве по делу об административном правонарушении и может и должно осознавать возможные последствия такого производства (Определение от 29 сентября 2015 года N 1901-О).
Такое регулирование корреспондирует задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых относится не только всестороннее, полное и объективное, но и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП Российской Федерации). При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение вынесенного постановления не может быть заблокировано по причине невручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии постановления в связи с его отсутствием по месту жительства или месту нахождения или в связи с его уклонением от получения почтового отправления с копией постановления или истечения срока хранения почтового отправления, поскольку в любом случае данное лицо в силу части 2 статьи 25.1, статьи 25.15, частей 4 и 4.1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации уведомляется о ведущемся в отношении него производстве по делу об административном правонарушении и может и должно осознавать возможные последствия такого производства (Определение от 29 сентября 2015 года N 1901-О).
Согласно статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения АО "СНПЗ": Самарская область, г. Сызрань, ул.
Астраханская, 1.
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Мировым судьей приняты необходимые меры к извещению Русова А.П. о месте и времени рассмотрения дела, соответствующее извещение направлено по адресу его места жительства согласно требованиям статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако Русов А.П., будучи осведомленным о том, что в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении, поступление в свой адрес почтовых отправлений разряда "судебное" не контролировал, их получение не обеспечил.
При этом то обстоятельство, что на дату поступления данного почтового отправления Русов А.П. отсутствовал по месту жительства, основанием для вывода о ненадлежащем извещении не является.