Время чтения: 17 минут
Политическое убежище в РФ.
Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.
Когда политическое убежище невозможно получить.
В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту - документам не дается ход):
- лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
Преступлением в РФ является любое деяние, ответственность за которое установлено Уголовным кодексом (ст. 14 УК РФ). Например, спекуляция не является преступлением в РФ и приговор другой страны не позволит применить данный пункт для отказа.
А вот убийство – позволит. Виновным признается лицо, только после вынесения в отношении него приговора (ст. 49 Конституции РФ).
Действия, противоречащие целям принципам ООН в широком смысле являются деяниями посягающие на принципы и цели ООН установленные ст. 1 и ст. 2 Устава ООН.
С учетом широких и общих терминов целей и принципов Организации Объединенных Наций, рамки этой категории деяний (против целей и принципов ООН) довольно неясны и должны поэтому толковаться в их узком смысле. Действительно, эта категория преступлений рассматривается редко, и во многих случаях применяются положения Статьи 1F(а) или 1F(b). Положения Статьи 1F(с) применяются только в исключительных обстоятельствах, когда проводимая деятельность подрывает саму основу существования мирового сообщества.
В эту категорию преступлений входят преступления, способные повлиять на международный мир, безопасность и мирные отношения между государствами, а также серьезные и устойчивые нарушения прав человека. С учетом того факта, что Статьи 1 и 2 Устава ООН особо выделяют основные принципы, которыми государства должны руководствоваться в своих отношениях, оказывается, что в принципе только лица, обладающие властью в государстве или субъекте, схожим с государством, способны на совершение таких деяний. В случае какого-либо террористического акта, правильное применение Статьи 1F(с) должно основываться на оценке того, в какой степени этот акт посягает на международную стабильность – в смысле его тяжести, воздействия на международную обстановку, международный мир и безопасность.
Наличие в составе такого деяния нарушения принципов и целей ООН, разумеется, должно быть доказано соответствующим судебным актом либо из самого акта должно быть понятно, что преступления направлено против мира либо человечества и т. п., ради чего, собственно ООН и была создана.
- лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации.
В данном пункте все понятно, см. ст. 14 УК РФ. Любой суд, приговоривший человека к сроку, на территории РФ автоматически исключает возможность на получение политического убежища.
- лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование.
В данной ситуации могут быть определённые сложности с наличием преследования на территории страны, где лицо побывало до въезда в РФ. Например, Новая Зеландия, дает политическое убежище, для приговоренного в Литве. После получения убежища в Новой Зеландии, в РФ ту же процедуру пройти не получится.
Вместе с тем, если в Новой Зеландии отказали в выдаче убежища или аннулировали статус существующего по мотивам привлечения к ответственности (начала экстрадиции и пр.), имеет смысл доказывать факт преследования и на этом основании получать убежище в РФ.
- лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
Перечень стран с демократическими институтами ежегодно утверждает МИД РФ. Данный список закрыт для всеобщего обозрения, во всяком случае, на сайте МИД РФ его нет. В деле Э.
Сноудена о предоставлении политического убежища в России, страной преследования были США. Можно сделать вывод, что штаты не относятся к развитым демократическим странам по мнению РФ, если американским гражданам Россия готова предоставить убежище. Данный пункт является наиболее частой причиной отказа ФМС в приеме (обработке) документов для предоставления политического убежища.
- лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах".
К безвизовым странам относятся Украина, Беларусь, Казахстан, Турция, Бразилия и прочие. Безвизовый статус устанавливается соглашением между странами.
- лицо представило заведомо ложные сведения;
Предоставление заведомо ложных сведений (327 УК РФ) – намеренное искажение информации в анкете, заявлении о предоставлении убежища и пр. должны быть исключены заявителем.
- лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
Классическая ситуация – Украина, Россия, Израиль. Если человек имеет три паспорта и преследуется только в одной из этих стран – получить убежище в РФ невозможно.
- лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На этом основании невозможно получить статус беженца, временное убежище или политическое, поскольку само основание для предоставления политического убежища (преследование) отсутствует. Голодных и в России хватает.
Процедура предоставления политического убежища в России.
Лицо, желающее получить статус политического беженца обязано в течение 7 дней с момента прибытия в РФ подать в территориальный орган ФМС ходатайство в письменном виде. В ходатайстве указываются мотивы по которым лицо просит предоставление убежища и автобиографические данные.
На момент рассмотрения ходатайства лицу выдается справка, которая является основанием для законного нахождения лица на территории РФ.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется ФМС (Федеральной миграционной службой), которое после получение заключений в месячный срок от МВД, ФСБ и МИД РФ направляет ходатайство о предоставлении политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Заключение комиссии подшивается к делу, которое лично рассматривает Президент РФ.
Убежище предоставляется на основании Указа Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания.
Далее политический беженец (как и его семья) получают свидетельство и вид на жительтсво.
Экстрадиция иностранца (на примере Литовской Республики)
В данном случае рассматривается иностранный гражданин, с приговором на территории государства, гражданином которого он является.
Вопрос о применении экстрадиции (выдачи лица для отбывания наказания) разрешается в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 25 июня 2001 г.
В соответствии с указанным соглашением решение о передаче принимается Генпрокуратурой РФ, которая может отказать в передаче осужденного. Хотя оснований для отказа не так много, среди них есть замечательное основание, установленное пп. 2 п.1 ст. 4 Договора:
«Передача осужденного в порядке, предусмотренном настоящим Договором, не производится, если не получено согласия осужденного, а в случае его неспособности свободно изъявить свою волю из-за возраста, физического или умственного состояния, согласия его законного представителя.»
Как этот пункт применяется на практике сложно сказать. Вероятнее всего, его применяют, когда заключенный латвиец в РФ просится в более гуманную латвийскую тюрьму.
Вместе с этим, глава 55 УПК РФ предусматривает выдачу иностранного гражданина на основании запросов компетентных органов иностранного государства (суд, исполнительная власть и пр.). От воли осужденного в данном случае ничего не зависит.
Российский суд, который решает вопрос об экстрадиции, может отказать в выдаче, если сочтет, что давность привлечения к ответственности за деяния прошла или деяние не является преступлением в понимании российского уголовного права и некоторых других основниях.
Как получить политическое убежище в России – кто имеет право на политическое убежище
Важно! Если заявителю будет одобрено прошение о предоставлении политического убежища, правом на пребывание в России будут наделены также все члены его семьи, причем согласия на проживание в РФ малолетних не требуется.
Чтобы ходатайство о предоставлении политического убежища было удовлетворено, заявитель должен отвечать всем перечисленным ниже требованиям:
- Он должен являться иностранным гражданином или апатридом.
- Он должен находиться в поисках убежища вне территории страны постоянного пребывания или своей принадлежности из-за реальной угрозы или преследований.
- Ему должна угрожать опасность в силу того, что он занимается определенной политической деятельностью или обладает нетрадиционными политическими убеждениями.
- Его деятельность и убеждения не идут вразрез с демократическими принципами.
- Преследование ведется в отношении только его самого или его и семьи, но не имеет массового характера.
По каким причинам может быть отказано в предоставлении политического убежища
Прошение о предоставлении права на пребывание в России на основании политического убежища будет отклонено, если:
- заявитель не хочет возвращаться в страну своей принадлежности по каким-либо причинам, не связанным с политическими гонениями;
- у иностранца оформлено гражданство третьей страны, куда он мог бы уехать;
- иностранное лицо в попытке заполучить статус предоставил о себе ложные сведения;
- иностранец приехал в Россию из страны, с которой у РФ заключено соглашение о безвизовом въезде;
- заявитель прибыл из страны, с которой у России различные демократические институты;
- не имеется никакой реальной угрозы в стране принадлежности;
- лицо привлекалось (или расследование ведется в настоящий момент) к уголовной ответственности в России;
- заявитель претерпевает гонения из-за поступков, которые в России рассматриваются как преступления (или если деяния противоречат принципам ООН).
Какими правами обладают носители статуса политического убежища
Важно! Свидетельство о предоставлении политического убежища предоставляется на бессрочной основе – прекратить действие статуса можно, когда не будет причин для пребывания под защитой РФ.
Обладатели свидетельства о предоставлении политического убежища наделены следующими правами:
- правом на участие в гос. программах;
- правом на обращение в поликлиники за бесплатной помощью квалифицированных врачей;
- правом на открытие собственного дела;
- правом на обучение в российских ВУЗах;
- правом на поиск работы и заключение трудового договора.
Экспертное мнение к вопросу о том, почему иностранец может лишиться статуса политического убежища
Сотрудники Комиссии по вопросам гражданства при Президенте решают вопрос о лишении человека политического убежища на основании заключения ГУВМ МВД, МИД и ФСБ. Утрата статуса последует после выявления следующих обстоятельств:
- выдворения из страны иностранца требует гос. безопасность;
- иностранец занимается деятельностью, которая противоречит принципам ООН;
- иностранец совершил уголовное преступление и был осужден;
- заявитель уехал обратно в родную страну по собственному желанию;
- иностранец решил уехать на ПМЖ в третью страну;
- иностранный гражданин сам заявил о своем желании отказаться от политического убежища;
- иностранец вступил в гражданство РФ или гражданство третьей страны.
Законодательные акты по теме
ст. 14 Всеобщей декларации прав человека | О правовом статусе политического убежища |
Декларация о территориальном убежище (принята в Генассамблее ООН от 14.12.1967) | Закрепление прав на политическое убежище в РФ и иных странах-членах ООН |
ст. 63 Конституции РФ | О предоставлении политического убежища на территории России |
Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 | Порядок предоставления заявителям статуса политического убежища |
Приказ ФМС от 05.12.2007 № 451 | Порядок предоставления политического убежища с точки зрения оформления документов миграционной службой |
Типичные ошибки
Ошибка: Иностранец не стал подавать ходатайство о предоставлении политического убежища, поскольку у него не было документов, удостоверяющих его личность.
Комментарий: Отсутствие документов у заявителя не является основанием для отказа в предоставлении политического убежища – личность иностранца будет установлена путем отправки запросов в компетентные органы сотрудником МВД.
Ответы на распространенные вопросы о том, как получить политическое убежище в России
Вопрос №1: Какими правами на территории России обладает иностранец или апатрид, получивший политическое убежище?
Ответ: Лицо, получившее в России политическое убежище, наделено теми же правами, что и граждане страны. Исключением являются лишь права, которыми невозможно наделить иностранцев и апатридов в силу их правового положения – им нельзя выдвигать себя на руководящие должности в государственных учреждениях, голосовать на выборах, производить некоторые процедуры, связанные с владением земельными участками.
Вопрос №2: Какие установлены сроки рассмотрения ходатайства о предоствлении политического убежища?
Ответ: Конкретные сроки не установлены в силу того, что Комиссия по вопросам гражданства РФ при Президенте и сам Глава государства не ограничены во времени. Что касается ГУВМ МВД, ФСБ, МВД и МИД, то они обязаны дать заключение не позднее чем через месяц после направления им материалов дела. Органы УВМ передают документы упомянутым органам в течение 5 дней после получения ходатайства от иностранца.
Основаниями для отказа в предоставлении ВНЖ и ПМЖ могут быть:
- получение разрешения обманным путём;
- наличие судимости (других проблем с законом) в стране постоянного проживания или её сокрытие;
- недостоверные (ложные) сведения в документах, выявленные в процессе предварительной проверки;
- отсутствие подтверждения источника средств для существования;
- несвоевременная оплата государственных пошлин и установленных платежей (муниципальные и социальные сборы, медицинские страховки т.п.);
- выявление регистрации фиктивного партнёрства, усыновления, опеки, брака;
- подделка трудового договора (разрешения на работу), вызова на учёбу;
- необязательность присутствия в стране для работы предприятия, владельцем (совладельцем) которого является мигрант;
- отсутствие должных оснований для предоставления политического убежища, временной или дополнительной защиты;
- нарушение сроков предоставления необходимых документов.
В ряде стран Европейского союза действуют специальные законы, предусматривающие обязательную проверку благонадёжности мигрантов. Следует также быть готовым и к тому, что большинство зарубежных банков могут потребовать документальное подтверждение источника денежных средств.
Рекомендуем обратить внимание на миграционные программы Мальты и Греции.
В нашей практике большинство инвесторов привыкли сравнивать условия программ, чтобы принять действительно правильное решение. Мы знаем еще как минимум три причины обратить внимание на второе гражданство островного государства:
- паспорт Антигуа и Барбуды: безвизовый въезд в более чем 136 стран; процесс оформления (3-5 месяцев).
- паспорт Сент-Китс и Невис: безвизовый въезд в 132 страны; нет требований по проживанию в стране; процесс оформления (3-5 месяцев). Программа работает 1984 года!
- паспорт Доминики: безвизовый въезд в 91 страну; процесс оформления (3-6 месяцев); нет требований к проживанию; нет личного собеседования.
Признание беженцем
Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации.
Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.
Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.
Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик.
Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.
На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений.
Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.
Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса.
Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства.
Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.
Когда могут отказать в предоставлении временного убежища?
Причины отказа в предоставлении временного убежища совпадают с аналогичными причинами, действующими для тех, кто хочет получить статус беженца (помощь беженцам по ссылке). В первую очередь, это определённые обязательства перед другим государством, к примеру, служба в армии. Во время военных конфликтов также некоторые высокопоставленные служащие обвиняются в разного рода военных преступлениях, в этом случае достаточно даже подозрений или недосказанного обвинения, чтобы в убежище было отказано.
Граждан Украины и других близлежащих стран часто интересует, могут ли отказать во временном убежище, если супруг имеет гражданство России. Это одна из самых распространенных ситуаций, поскольку межнациональные браки не редкость. В этом случае следует сразу подавать документы на статус постоянного жителя, а не беженца.
Аналогично на убежище не могут претендовать и те лица, которые уже имеют какой-либо иной статус на территории государства. Часто у таких граждан возникают проблемы в продлении временного убежища и иные вопросы, в которых не так просто разобраться без юридической помощи.
К распространенным причинам решения также относятся:
- подозрения в серьезных преступлениях;
- подозрения в незаконном пересечении границы;
- подозрения на спекуляцию правом беженца.
Отказ в продлении временного убежища ждет и тех, кто не успел подать прошение в соответствующие органы вовремя. При этом решающим может стать срок даже в несколько суток. Особенно внимательным следует быть тем, кто хочет продлить разрешение на пребывание в стране, ведь в этом случае даже задержка по какой-то серьезной причине не является гарантией продления статуса.
Что делать, если отказали во временном убежище?
Обжалование отказа во временном убежище можно только через суд. Для этого необходимо подать заявление, которое имеет стандартную форму. Когда получен документ с отрицательным решением, следует сначала самостоятельно выяснить точную причину.
Как правило, местные органы указывают основание для подобного решения, но, если формулировка отсутствует, ее обязаны предоставить в установленный законом срок. Если же и этого не произошло, можно отправляться непосредственно в суд, при этом не важно, по какой причине могут отказать во временном убежище, обжаловать можно любое решение.
ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами нашего адвоката, как снять запрет на въезд РФ на нашем канале YouTube , а также пишите свои комментарии к видео с вопросами оформления гражданства и решения иной миграционной проблемы: