Cамозахват земли — это пользование и владение участком земли без разрешения и документального оформления. Такое противоправное действие попадает под действие следующих законодательных актов:
- Ответственность за самозахват земельного участка
- Оформление в собственность — пошаговая инструкция
- Основания для отказа в госрегистрации в 2021 году
- статья 76 Земельного кодекса;
- статья 7.1 Кодекса об административных правонарушениях.
Гражданин, который занял надел без соответствующего разрешения со стороны собственника (чаще всего это земли государственные или муниципальные), может быть привлечен к административной ответственности и обязан вернуть его владельцу. Разберем подробней — «Как же оформить самозахват земли в собственность правильно и по закону?».
Ответственность за самозахват земельного участка
Контроль за использованием земельных угодий лежит на уполномоченных надзорных органах. В их обязанность входит отслеживать и не допускать случаи самозахвата земельных участков, а также применять взыскания к нарушителям. Наказание в виде штрафа за противоправные действия в сфере земельных отношений составляют:
- для физических лиц 1-1,5 % от кадастровой стоимости участка, взятого самозахватом, но не менее 10 тыс. рублей;
- для должностных лиц 1,5-2 % от кадастровой стоимости, но не менее 40 тыс. руб.
- для юридических лиц 2-3 %, но не менее 200 тыс. руб.
Если кадастровая оценка не была произведена, то штрафы устанавливаются в фиксированном размере:
- для физических лиц до 10 тыс. рублей;
- для должностных лиц 40-50 тыс. рублей;
- для юридических лиц 200-300 тыс. рублей.
Помимо денежного взыскания потребуется восстановление нарушенных прав владельцев, т.е. земля изымается в пользу собственника. Иными словами, захватчик уплачивает штраф и за свой счет приводит территорию в первоначальный вид.
Чтобы исключить подобные проблемы, необходимо легализовать владение земельным участком, т.е. оформить его в собственность документально, зарегистрировав свои права.
При этом следует помнить, что сделать это можно только с землями:
- на которые больше никто не претендует;
- находящиеся в собственности государства (муниципалитета).
Невозможно узаконить участки:
- попадающие в «красные» зоны газопроводов, линий электропередач и т.п.;
- относящиеся к лесному фонду;
- уже с зарегистрированными правами физических или юридических лиц.
Оформление в собственность — пошаговая инструкция
Следует отметить, что поправки в земельное законодательство с введением главы IV позволяют перераспределить к своим участкам земли муниципального или государственного фонда при соблюдении ряда условий и на основании соглашения между сторонами. Таким образом, узаконить самозахваченную землю вполне возможно. Но речь идет не об огромных территориях, а только о небольших участках, чтобы в результате получился надел до установленных предельных размеров.
Пошагово процедуру узаконивания земельной прирезки можно обозначить следующим алгоритмом:
1. Установить собственника – правообладателя захваченной земли.
Существует несколько способов:
- Бесплатный — не требующим финансовых вложений, является получение информации на публичной кадастровой карте.
- Платный — заказать выписку из ЕГРН.
- Запрос в муниципальные органы.
Далее в зависимости от формы собственности ситуация разрешаются в следующем порядке:
- в случае принадлежности участка в муниципальной и государственной собственности необходимо направить заявление в администрацию о предоставлении его в собственность. Тогда орган власти обязан соблюсти всю процедуру, включающую объявление о проведении аукциона, его проведение, заключение договора и выкуп имущества.
- если, участок в частной собственности. Тогда возможно сделать попытки разыскать хозяина и выкупить бесхозную землю.
- сложнее обстоят дела, когда эта территория еще не прошла государственную регистрацию, т.е. собственник не определен. В этом случае следует обратиться в администрацию по месту нахождения земли, чтобы инициировать процедуру межевания и поставить ее на кадастровый учет. Затем возможно заключить с администрацией договор аренды и впоследствии выкупить надел.
2. Межевание границ увеличенного на захваченную территорию участка и получение кадастровой выписки.
Предварительно потребуется согласовать границы с соседями и убедиться, что они не будут препятствовать процедуре межевания.
3. Регистрация права собственности на вновь образованный участок.
Все данные о сформированных правах на недвижимость находятся в Едином реестре, который ведет Росреестр.
Выписка выдается на основании следующих документов:
- удостоверение личности гражданина;
- документы на право распоряжения, владения и пользования участком;
- межевой и геодезический план;
- документ об оплате госпошлины.
Регистратор принимает документы в обработку, а на руки заявителю выдает расписку о принятии и назначает дату получения выписки. Результатом государственной регистрации является выписка из ЕГРН с именем собственника в соответствующей графе.
Основания для отказа в госрегистрации в 2021 году
Причин, на которые могут сослаться регистрирующие органы:
- отсутствие полного пакета документов, необходимых для регистрации права собственности;
- наличие конфликта с ранее зарегистрированными правами;
- обнаруженные ошибки и несоответствия в представленных документах;
- наличие разбирательств относительно межевания участка.
Отказать могут и по причине отсутствия сведений о координатах границ участка либо пересечении границ уже размежеванных территорий и состоящих на кадастровом учете.
Законодательство в части самозахваченных территорий и самовольных построек постоянно меняется. Самовольное занятие крупных земельных участков является противоправным действием и влечет за собой ответственность лиц, осуществивших его. Им грозит административная ответственность, а в ряде случаев даже уголовная.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:
Что такое земельное правонарушение?
Понятие и состав земельного правонарушения регламентированы нормами законодательства.
Правонарушение – это юридический факт несоблюдения норм права, выявленный и зафиксированный в установленном порядке, который порождает привлечение виновного лица к ответственности.
Земельные правонарушения так или иначе должны быть связны с землёй и земельным законодательством. Земельные правонарушения включают в себя нарушения права собственности на землю, порядка землепользования и требований по охране земельных ресурсов.
Кроме того, действия или бездействия должностных лиц, осуществляющих функции охраны земель или обеспечения их рационального использования, тоже могут признаваться правонарушениями.
Правонарушение должно иметь общественно опасный характер и создавать угрозу возникновения негативных последствий.
Состав земельного правонарушения выглядит следующим образом:
В основном порядок привлечения к ответственности предполагает наличие всех четырёх факторов состава правонарушения. Однако, есть исключения. Например, привлечь к ответственности юридические лица можно без вины, поскольку они являются источником повышенной опасности.
Состав правонарушения может быть материальным или формальным. Материальный состав признается правонарушением при наступлении определенных последствий, формальный – без их наступления.
Какие бывают земельные правонарушения?
Виды земельных правонарушений можно охарактеризовать различными классификациями. К примеру, в зависимости от тяжести совершенного деяния они могут быть земельными преступлениями, земельными правонарушениями или обычными проступками. Мера ответственности в таком случае будет применяться также различная.
По степени вреда природной среде земельные правонарушения могут быть:
- Земельные правонарушения, которые направлены против рационального использования земель, законных интересов и прав собственников земли, землепользователей или арендаторов.
- Земельные правонарушения, имеющие экологическую окраску, являющиеся одновременно и экологическими правонарушениями, и земельными.
От вида ответственности, которая наступает за их совершение, земельные правонарушения могут быть уголовными, гражданско-правовыми, административными, дисциплинарными и земельно-правовыми.
Особенности и разновидности ответственности
Юридическая ответственность – это государственное принуждение исполнения требований права, правоотношение, в котором одна сторона обязана отвечать за свои противоправные поступки перед другой стороной.
Чтобы юридическая ответственность наступила, должны быть соблюдены следующие условия:
- существование законодательной нормы, запрещающие определённое поведение или предписывающей предпринять определенные действия;
- факт несоблюдения нормы;
- наличие вины правонарушителя;
- причинно-следственная связь между деянием и последствием.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется земельным законодательством, уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым и процессуальным. Иногда меры ответственности прописываются только в земельных нормативно-правовых актах.
К примеру, таким актом является Указ Президента РФ от 1993 года № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Однако в 2021 году больше доминирует тенденция применения смежной законодательной практики, нежели исключительно земельной.
Виды ответственности за земельные правоотношения соответствуют наименованиям отраслей права. С какого возраста наступает ответственность за земельные проступки, ответить однозначно невозможно.
Если речь идёт об уголовном преступлении, то по общему правилу ответственность наступает с возраста 14 лет. За административные проступки ответственность возникнет с 16 лет. Будет влиять на ответственность и степень общественной опасности содеянного.
Каждый вид правонарушения предусматривает свою ответственность, что указано в 8 главе Земельного Кодекса страны. Уголовной и административной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст. 74 ЗК РФ, дисциплинарной – ст. 75 ЗК РФ, гражданско-правовой – ст. 76 ЗК РФ.
Земельные уголовные преступления
Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое нормами Уголовного Кодекса. Уголовная ответственность зависит от степени тяжести совершенного деяния.
Стать фигурантом уголовного дела по земельным преступлениям виновное лицо может при совершении следующих противоправных действий:
Применяемые уголовные санкции включают в себя штрафы, исправительные или обязательные работы, ограничение или лишение свободы.
Если речь идёт о привлечении должностного лица к ответственности к виде дополнительной меры наказания его могут лишить права занимать конкретные должности или заниматься определенными видами деятельности. Уголовная ответственность также наступает за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых.
Земельные административные проступки
Административная ответственность за земельные проступки предполагает привлечение виновного лица для пресечения совершения новых проступков, как самим виновным лицом, так и другими субъектами.
За совершение проступков в области земельного права виновным лицам грозят по ст. 3.4 КОАП РФ предупреждения или штрафы до 1 миллиона рублей. В отношении граждан денежные санкции ограничены 5 тысячами рублей, до миллиона штрафы грозят только юридическим лицам.
Самыми распространёнными административными составами в земельных отношениях являются:
Это не исчерпывающий перечень административных проступков, связанных с землёй и земельными правоотношениями. Для привлечения виновного лица к ответственности нужно документально зафиксировать проступок в виде протокола. Сделать это может только уполномоченное лицо, осуществляющее функции контроля и соблюдения порядка.
Гражданские земельные споры
Гражданско-правовая ответственность за земельные проступки может иметь место быть тогда, когда установлен факт причинения материального ущерба. Убыток может быть возмещён за проступок, бездействие или незаконное действие.
По главе 25 ГК РФ виновной стороне может грозить применение ответственности в виде убытков или неустойки, неисполнения денежного обязательства в натуре.
ГК РФ содержит и специальные нормы, касающиеся нарушений земельного законодательства, в частности:
- изъятие участка, использующегося не по целевому назначению;
- изъятие участка, используемого с нарушением норм законодательства;
- прекращение прав на участок.
Если убыток был нанесён землям сельскохозяйственного назначения, дополнительно погашаются потери производства.
Иные виды ответственности
Также в отношении земельных проступков применяются дисциплинарная ответственность к виновным лицам и земельно-правовая.
Дисциплинарная ответственность – это наказание лиц, которые в силу трудового договора или должностной инструкции являются ответственными лицами за совершение тех или иных противоправных действий. Если компания понесёт административную ответственность, она вправе будет привлечь своих сотрудников к дисциплинарным мерам взыскания.
Порядок привлечения к такой ответственности определяется нормами трудового права, законодательством о государственной или муниципальной службе.
За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе наказать виновного сотрудника замечанием, выговором или увольнением.
Земельно-правовая ответственность – это неофициальный вид, выделяемый некоторыми теоретиками права. По сути это вся ответственность, которая проявляется в виде действий земельного взыскания.
К примеру, изъятие участка за незаконное использование относится именно к этой ответственности, хотя к мерам гражданско-правового воздействия относятся в той же мере.
Земля находится под особой охраной государства, она считается одним из самых уязвимых видов общедоступных ресурсов. Для охраны окружающей среды от внешнего и вредного воздействия законодательством предусмотрены уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственности за земельные правонарушения.
Библиографическое описание:
В остальных случаях, предусмотренных действующим законодательством, изъятие земельного участка возможно только при условии, что совершённые действия или бездействие повлекли или могут повлечь значительные общественно-опасные последствия и лишения права собственности является единственно возможной мерой и средством, позволяющим обеспечить достижения общественно значимой цели».
Одно из условий изъятия земельных участков – его стоимость будет компенсирована собственнику по результатам проведения торгов. А кто выиграет торги, должен будет в определённый срок привести участок в порядок в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Отметим, что в целом действующим законодательством механизм изъятия в связи с использованием земельных участков с нарушением требований закона урегулирован. Рассматриваемый законопроект предлагает установить особенности изъятия земельных участков в связи с нарушением требований пожарной безопасности. В том числе – основания для такого изъятия.
Основная проблема
- основание для изъятия земельного участка и принудительного прекращения права пользования им в связи с использованием с нарушением требований законодательства;
- особенности порядка изъятия земельных участков, используемых с нарушением требованием пожарной безопасности.
Составы, по которым наступает административная ответственность за земельные правонарушения в 2021 году, предусмотрены сразу в нескольких главах КоАП РФ. Проступок может заключаться не только в причинении ущерба земле или интересам владельцев смежных участков, но и в нарушении порядка предоставления земли или правил землепользования.
Ответственность за нарушение земельного законодательства в 2021 году
- досрочное и принудительное прекращение права собственности или пользования (например, при повреждении плодородного слоя почвы);
- взыскание ущерба за причиненный вред, либо установление обязательства по устранению допущенных нарушений;
- административные санкции, предусмотренные составами Особенной части КоАП РФ – как правило, для нарушителя устанавливается штраф в денежной форме.
Какие виды статей по земельным правонарушениям
Эти, а также иные виды проступков, характеризуются прямым причинением ущерба плодородному почву земли, угрозой такого вреда, либо нарушением законных интересов правообладателей или государственных интересов.
- самовольное присвоение территорий и незаконное занятие земель;
- злоупотребления при совершении сделок с землей;
- игнорирование установленных в законном порядке границ участка, в том числе сокрытие или подлог кадастровой документации;
- невозврат или несвоевременный возврат земельных участков владельцам;
- нанесение вреда экологии, что и вовсе недопустимо.
Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом
Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.
Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять
В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.
Проверка целевого использования, составление акта и протокола
На основании нормативных и законодательных актов, в частности статьи 7 Земельного кодекса РФ на территории нашей страны существуют отдельные категории земель, которые определяют возможные воздействия при их эксплуатации:
- территории, являющиеся резервным фондом;
- участки водной и лесной категории;
- промышленной категории;
- относящиеся к охраняемым территориям;
- космического фонда;
- участки оборонного назначения;
- предназначенные для с/х работ;
- отведенные под населенные пункты;
- предназначенные для жилого строительства.
Наряду с этим виды разрешенного использования земель базируются и на принципах регионального зонирования участков, к разновидностям которых относят:
- ИЖС (для возведения на них зданий или сооружений);
- ЛПХ – личные подсобные хозяйства – выращивание культур не для коммерческого назначения;
- огородничество и садоводство, сюда могут относиться СНТ, ДНТ и ДНП.
О категории земли и ее целевом назначении собственник или пользователь участка будет знать еще на этапе оформления необходимой документации, позволяющей эксплуатировать землю или осуществлять с ней какие-либо действия. Основными документами, в которых будет содержаться такая информация, будут являться кадастровый паспорт и свидетельство государственного образца о праве собственности.
Характеристика сельскохозяйственных земель
Согласно требованиям Земельного кодекса использование земель разрешается исключительно в порядке их непосредственного назначения. При необходимости изменения назначения или применения с какой-либо другой целью предварительно необходимо обратиться с заявлением, в котором будет указана причина и основания.
Стоит понимать, что изменение назначения участка осуществляется не так уж часто – для этого должны быть веские причины и параллельное отсутствие различных факторов и ограничений, которые не позволят выполнить такое действие.
Каждый конкретный участок имеет определенный перечень действий, который его собственник, пользователь или арендатор имеет право осуществлять с ним.
Несмотря на то, что иногда фиксируют случаи незаконного пользования земли, которые выражаются в действиях третьих лиц – арендаторов, самозахватчиков, в задачи собственников участков также входит необходимость осуществления контроля за действиями других лиц и по возможности пресечения попыток незаконного использования.
Разумеется, не у каждого собственника или владельца участка может иметься такая возможность, но определенную долю ответственности в случае нецелевого пользования они все же будут иметь.
Правомочия собственника земли
В том случае, если собственником участка или другим лицом был замечен факт, свидетельствующий о нецелевом пользовании участка, тем более, путем его предварительного захвата (когда земельный ресурс занимается без ведома его владельца, при этом совершенно не зависит, какая форма собственности на землю присутствует в этом случае – частная, муниципальная или государственная), то действия такого лица и контролирующих органов должны быть следующими:
В процессе выполнения таких действий особое внимание уделяется составлению акта, свидетельствующего о незаконном использовании надела, а также протокола, фиксирующего нарушение.
При составлении акта предварительно собирается комиссия, которая в обязательном порядке должна будет включать в себя кадастрового инженера, уполномоченного фиксировать факты незаконного применения наделов, а также представитель органа местного муниципалитета, под ведением которого находится конкретная земля.
Образец акта проверки
Акт должен содержать в себе такую информацию:
- сведения, по которым можно точно определить расположение и идентифицировать участок – конкретные ориентиры, план границ надела, присвоенный ему кадастровый номер;
- то, к какой категории земель принадлежит надел;
- величина участка (отдельно могут отображаться данные о том, какая конкретно площадь земли используется не в соответствии с требованиями законодательства);
- на каком основании используется надел лицами, которые эксплуатируют его не по назначению.
При составлении протокола необходимо учитывать, что он является своего рода продолжением акта и приложением к нему.
Протокол может составляться исключительно сотрудником федеральной службы, осуществляющей государственную регистрацию земель, а также ведает кадастром и картографией.
Документ содержит в себе данные по конкретному правонарушению, а также то, кто является виновным в таком действии, с указанием ФИО лица или наименования ИП или юридического лица, которое фактически виновно в совершении таких действий. Виновное лицо привлекается к ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП.
Кроме таких действий со стороны государственных органов собственник участка может параллельно подать иск на виновное лицо о необходимости взыскания убытков, причиненных ему действиями третьего лица, в том числе и повлекшими за собой ухудшение состояния почвы.
Законодательство: несение ответственности
На законодательном уровне за каждым конкретным участком закрепляется одна из существующих категорий – именно она определяет то, какие действия возможны к осуществлению при эксплуатации конкретного надела.
К примеру, если юридическая фирма арендовала земельный участок для использования его в качестве базы для занятия сельским хозяйством (при соответствующем назначении надела), а фактически организовывает на нем строительство каких-либо сооружений, такое действие является грубым нарушением как прав собственника надела, так и законодательных актов РФ.
Права собственников на использование ЗУ
Особенно это может наблюдаться в тех регионах, где стоимость участков для возможности возведения на них жилых построек очень отличается по своей цене от с/х земель – подобные факты в большей мере наблюдаются вблизи с крупными городами, областными центрами, в частности в Московской области.
Таким образом, используя землю не по назначению, третье лицо фактически нарушает требования таких нормативные акты и пункты документов:
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- положения договора аренды, в том случае, если пользование землей осуществляется на основании него.
Нарушение порядка пользования землей относится к административному виду ответственности и согласно статье 8.8 КоАП лица, признанные виновными в таких действиях и не имеющие оснований для оспаривания решения, обязаны будут выплатить определенную сумму штрафа, величина которого будет напрямую зависеть от сопутствующих правонарушению факторов.
В том случае, если виновным земля используется на законных основаниях или если он является ее владельцем, участок может быть изъят в пользу государства или муниципалитета.
Изъятие земли может осуществляться по следующим причинам и действиям, осуществляемых их пользователями:
- в случае применения участка не в соответствии с целевым назначением;
- при снижении уровня плодородия надела;
- при осуществлении умышленной порчи верхнего плодородного слоя земли в случае того, что она не подлежит восстановлению или пользователь отказывается осуществлять работы за свой счет;
- при регулярном отсутствии своевременной оплаты налоговых взносов.
Отдельно устанавливаются причины, по которым могут изъять земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственного назначения, к каким могут относиться:
- снижение плодородия участков;
- вредное воздействие на окружающую вреду;
- отсутствие действий, для которых земля собственно и была выделена ее пользователю (в том случае, если подобный факт установлен через 3 года после ее выделения.)
Исключениями, при которых земли не могут изымать, а лишь наложат определенную сумму штрафа, являются некоторые категории земель, к каким относятся участки под огородничество, гаражное и дачное строительство, личные подсобные хозяйства, индивидуальное жилое строительство.
С другой стороны в том случае, если с лица, виновного в нецелевом пользовании земли и ухудшении ее состояния требуют, чтобы он за свой счет произвел определенные работы по устранению причиненного ущерба, а он отказывает в таком действии, участок все же могут изымать.
Зачастую граждане или организации, которые обладают информацией о том, что их земля используется не по назначению (или участки третьих лиц), не всегда знают, куда необходимо обращаться и каким образом предоставлять данные.
Для пресечения незаконных действий нецелевого или незаконного использования участка необходимо обращаться к главным государственным инспекторам городов или районов по использованию земель и их охране либо к их заместителям.
При обращении факт незаконного использования потребуется отразить в форме специального заявления, которое должно содержать такие данные:
- данные заявителя;
- суть требования;
- приложенные доказательства (документальные факты). В случае отсутствия доказательств компетентные органы даже не примут заявление.
Некоторые категории земель могут использоваться с целями, которые являются несколько размытыми по своей терминологии. В связи с этим необходимо прилагать к заявлению как можно больше доказательств и фактов того, что имеет место незаконного использования участка.
Мера наказания и размер штрафов
По новым нормам исчисления штрафных санкций, которые накладываются за незаконную эксплуатацию земель, основным параметром, на основании какого определяется сумма взыскания, является кадастровая стоимость надела, поврежденного действиями лица или организации.
При использовании надела не по назначению предполагаются следующие взыскания:
- для граждан – от 0,5 до 1% от величины установленной стоимости, но не менее 10 000 рублей;
- представители организаций – от 1 до 1,5%, но не меньше 20 000 рублей;
- для юрлиц – от 1,5 до 2% от значения стоимости, но не меньше, чем 100 000 рублей.
Другой принцип расчета уже будет присутствовать, если у участка, чье нецелевое использование было зафиксировано, нет установленной кадастровой стоимости. В подобной ситуации величина штрафов может быть такой:
- для физлиц – от 10 до 20 000 рублей;
- для представителей организаций – от 20 до 50 000 рублей;
- для юрлиц – от 50 до 100 000 рублей.
Штрафы за несанкционированный захват земель
Одним из видов незаконных действий с участками является их самозахват. Ответственность за такие действия предусматривается согласно Статьи 7.1 КоАП. Кроме непосредственного самозахвата данной статьей предусмотрена ответственность за эксплуатацию земель без надлежащих документов (основания для выполнения каких-либо действий с ней), отсутствие документальных разрешений на производимые работы.
Нарушением не будет являться действие по использованию надела, в процессе которого физическое или юридическое лицо не должно было оформлять документацию относительно использованного надела.
К самовольному занятию (самозахвату) могут относиться следующие действия:
- осуществление действий по застройке участка, не принадлежащего самому застройщику, в случае, если у него отсутствуют разрешительные документы на выполнение таких действий;
- самовольное изменение границ участка путем прибавления к ним других земель, при этом, если на чужой территории также осуществляется постройка стационарного типа или возводятся какие-то временные конструкции. Стоит отметить, что при изъятии участков у лиц или организаций материальный ущерб им не возмещается, поскольку такие действия изначально не являлись законными.
За нарушения, которые относят к самовольному захвату, полагаются следующие величины штрафов (при известной величине кадастровой стоимости, в % от нее):
- физлица – от 1 до 1,5%, но не менее 5 000 рублей;
- должностные представители – от 1 до 1,5%, но минимум 20 000 рублей;
- юрлица – от 2 до 3%, но не меньше, чем 100 000 рублей.
Если надел, в отношении которого совершено нарушение, не имеет установленной стоимости, в таком случае сумма штрафных санкций будет следующей:
- физические лица – 5-10 000 рублей;
- представители компаний – 20-50 000 рублей;
- юрлица – 100-200 000 рублей.